Программа работы над методической темой





Программа работы
преподавателя физики КГУ УККС
Чирцовой О.Н.
над методической темой
«Формирование у студентов
умений решать задачи
в условиях модульного обучения»









Обоснование:

Государственная программа развития образования в РК на 2012-2020 г.г. ставит одной из своих целей- формирование личности, обладающей компетентностями, позволяющими не только адекватно понимать реальность, правильно ее оценивать, но и применять свои способности для решения проблем. Главным приоритетом функциональной деятельности Казахстанской школы является то, что в содержании образования будет взят курс на переход от овладения учащимися знаниями, умениями, навыками к развитию их способностей к анализу, синтезу и логическому мышлению.
Решение задач при развитии компетенций занимает особое место, т. к. это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатывается умение самостоятельно применять приобретенные знания.
Решение задач является одним из звеньев в прочном усвоении учебного материала еще и потому, что формирование теорий, законов, запоминание правил, формул, которые формируют научное мировоззрение студентов, происходит в действии. В процессе решения задач реализуются межпредметные, внутрипредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение , а это одна из фундаментальной цели, определенной Концепцией образования РК до 2015 г.
Именно в ходе решения задач идет сложная мыслительная деятельность учащихся, которая определяет развитие как содержательной стороны мышления (знаний), так и действенной (операций, действия). А взаимодействие знаний и действий являются основой формирования таких приемов мышления как: суждение, умозаключение, доказательство. Поэтому психологи и дидакты рассматривают решение задачи как модель комплексов умственных действий. Обучение студентов умению решать задачи в настоящее время приобрело актуальность еще и потому, что существует внешняя государственная оценка результатов деятельности профессиональных образовательных учреждений в форме НОК.

Гипотеза: Обучение студентов умению решать задачи обеспечивает развитие базовых компетенций.

Объект исследования: Деятельность студента по овладению алгоритмом решения задач.

Предмет исследования: Процесс овладения студентами умениями решать задачи на основе алгоритма.

Цель эксперимента: Обучить студентов умению решать задачи как одному из условий повышения качества образования и мотивации.

Задачи:
Изучить уровень сформированности общеучебных умений и навыков,
необходимых для успешного овладения умениями решать задачи.
Выявить условия успешного овладения студентами умениями решать
задачи.
Отобрать и апробировать систему методов технологии модульного обучения на основе коррекционной и практической работы.
Разработать рекомендации.

Методы исследования: Изучение и анализ специальной литературы, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование), изучение передового опыта.

Этапы:
Этап погружения в тему (подготовительный) (2013-2014 гг).
Изучение теоретических аспектов.
Разработка программы.
Отбор методик для диагностик.
Разработка критериев оценки результата по проблеме.
Практический (2014-2016 гг).
Апробация различных подходов решения проблемы.
Проведение контрольных срезов.
Посещение уроков преподавателей ЕНЦ и профессионального цикла.
Изучение мотивации.
Составление планирования с учетом МПС и внутрипредметных
связей.
Выработка рекомендаций и организация коррекционной работы.
Обобщающий (2016-2017 гг).
Анализ и корректировка различных подходов содержания, методов и
средств по заданной проблеме.
Формулировка выводов.
Выработка рекомендаций.
Творческий отчет.
Внедренческий (2017-2018 гг).

Форма представления результатов: Электронные пособия «Физика» и «Астрономия».

Результаты работы оцениваются по уровням:
0 уровень – несформированность умений;
1 уровень – умение работать по готовому алгоритму;
2 уровень – умение составлять алгоритм и решать с помощью его задачи;
3 уровень – умение вычленять межпредметное содержание и переносить на другие предметы;
4 уровень – умение решать задачи несколькими способами.

Прогноз позитивных результатов:
Осознанное усвоение знаний на качественно новом уровне;
Развитие логического мышления, творческих способностей;
Повышение мотивации к изучению предмета;
Повышение эффективности практической направленности обучения.

Возможные трудности:
Несоответствие требований к оформлению задач, единицам измерения
по смежным предметам;
Недостаток времени на отработку умений решать задачи;
Слабые вычислительные навыки учащихся.
Пробелы в знаниях за курс основной школы.

Пути преодоления трудностей:
Выработать единый алгоритм решения задач по физике и смежным с
ним предметам;
Совместное обсуждение проблем преподавателями ЕНЦ и профессионального цикла;
Сокращение теоретического материала при изучении;
Решать вопросы преемственности с предметами: математика, химия, спецтехнология, электротехника, производственное обучение, материаловедение, охрана труда;
Использование технологии модульного обучения.

Экспериментальные группы: Группы по профессиям «Электрогазосварщик».














Мероприятия по реализации программы
над методической темой
«Формирование у студентов
умений решать задачи
в условиях модульного обучения»
преподавателя физики КГУ УККС Чирцовой О.Н.


№ п/П

Мероприятия

Сроки

1 этап (Погружение в тему (подготовительный)).
2013-2014

1
Подбор и изучение литературы по теме.


2
Знакомство с ППО ИПР колледжа, города по теме.


3
Подбор диагностик по изучению:
а) сформированности логического мышления;
б) мотивации.


4
Изучение программ смежных предметов.


5
Отражение межпредметных связей в тематическом планировании.


6
Изучение технологии модульного обучения.


7
Изучение структуры МПС и алгоритма деятельности преподавателя по осуществлению МПС.


8
Разработка критериев оценки результативности работы по теме.


9
Провести контрольные срезы с целью выявления уровня сформированности умения решать задачи (стартовые срезы).


10
Провести контрольный срез на знание:
а) алгоритма решения задачи;
б) алгоритма работы над понятием (явлением).


2 этап (Практический).
2014-2016

1
Организация ведения мониторинга уровня сформированности умения решать задачи, мотивации, логического мышления .
окт. 2014

2
Планирование и организация коррекционной работы с целью выявления пробелов.
в течение года по результатам аттестации

3
Организация промежуточного среза.
дек. 2014

4
Подведение промежуточных итогов в форме доклада на ПЦК.
март

5
Изучение литературы.
в течение года

6
Посещение уроков преподавателей, работающих по данной теме с целью обмена опытом.
в течение года

3 этап (Обобщающий).
2016-2017

1
Проведение контрольных срезов.


2
Подведение итогов, выявление слабых сторон в работе, корректировка полученных результатов.


3
Формулировка выводов, выработка рекомендаций.


4
Обобщение опыта работы в виде творческого портфеля.
май, июнь

4 этап (Внедренческий).
2017-2018















15