Формы подведения работы МО над единой методической темой


Формы подведения итогов работы МО классных руководителейнад единой методической темой Понятие «форма» В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п. Говоря о форме подведения итогов, мы прежде всего имеем в виду содержания анализа работы над единой методической темой воспитательной работы , т.е. рассматриваем устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение работы над единой методической темой, педагогическая форма — это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов Организация работы над единой методической темой Определяется конкретный вопрос в соответствии с проблемой., выявленной на предварительном этапе работы. Он может частично или полностью решить эту проблему.Методическая тема чаще всего определяется для предметного, циклового методического объединения или для каждого учителя, входящего в состав той или иной школьной методической структуры, а также для МО классных руководителейМетодическая тема определяет дидактический, психолого-педагогический интерес в сфере совершенствования методического обеспечения воспитательного процесса Организация работы над проблемой школы Проблема выявляет сущность противоречий, имеющихся в образовательной системе школы. Противоречие – это несоответствие между желаемым и имеющимся результатом, состоянием (например, воспитательного -образовательного процесса). Научно выявленная и сформулированная проблема позволяет поставить научно обоснованные задачи и определить пути их достижения.  Методическая служба школы в условиях уже сформулированной проблемы определяет цели и задачи, стратегию работы над проблемой с привлечением методических средств. Содержание работы над проблемой Содержание работы над проблемой может включать:• фиксацию нормативных, знаниевых, ценностных и др. затруднений у педагогов, учащихся, управленцев, которые приводят к возникновению проблемы;• изучение различных источников, литературы, ее научный анализ, позволяющее определить научно-практические основания разрешения подобных проблем;• изучение сложившегося опыта работы над аналогичной проблемой;• типологизация средств разрешения проблемы;• обучение педагогического коллектива управленческой рефлексии, технике коррекции субъективного состояния в проблемной ситуации;• построение модели нового вида деятельности, позволяющего снимать противоречия и приводить к решению проблем;• разработка необходимых дидактических, психолого-педагогических и других средств;• апробация новой модели деятельности;• выработка методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса, направленных на разрешение проблемы и получение нового качества.Умение выявить, сформулировать, вычленить составляющие и определить пути разрешения или решения проблемы – важная задача для методической учебы Параметры оценки МО классных руководителей Статус данного объединенияЦенностные основания его работыПринципы, правила, нормы действияМиссия, функцииСодержание работы, важнейшие идеи для реализацииМетоды, средства, инструментарийОрганизационные формы, характер взаимодействия и общенияСтруктура объединения, внутренние и внешние связи и отношенияУсловия работы, ресурсы, ресурсное обеспечениеХарактер управления,самоуправленияРеальные результаты работы Анализ работы как одна из форм подведения итогов В результате анализа воспитательного процесса педагоги определяют:— результаты воспитательного процесса;— целесообразность проводимой работы;— факторы, которые обусловили достигнутые результаты;— эффективность используемых средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса;— достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины;— неиспользованные возможности и резервы для дальнейшего совершенствования работы;— пути развития воспитательного процесса и устранения причин обнаруженных недостатков. Анализ как одна из форм подведения итогов Структура анализа Рекомендован Ириной Владимировной Тимониной1 раздел: аналитическая деятельность2 раздел: организационная деятельность3 раздел: конструктивная деятельность 1 раздел: аналитическая деятельность 1 блок: анализ работы по основным проблемам (задачам, направлениям) ОУ2 блок: реализация целей и задач своей деятельности, своего структурного подразделения; 1 раздел: аналитическая деятельность Цель- результат (достигнуто) Цель:1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. В дальнейшем изложении под целью в образовании мы будем понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема. Отметим также, что цель отличают от задачи. Задача – часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели. Предшествующими по отношению к цели понятиями являются ценности, смысл, миссия, намерение. 1 раздел: аналитическая деятельность Условия для достижения целей и торможения;Возможности для условий (кадры, ПМО) 1 раздел: аналитическая деятельность Вычленение способов достижения целей (методы, средства, приемы)МЕТОД (метод исследования) — 1. Прием, способ, образ действия. 2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта МЕТОД- способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели.СРЕДСТВО - 1. Приём, способ действия для достижения чего-н. (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. СРЕДСТВА - это источник получения знаний, формирования умений. 1 раздел: аналитическая деятельность 3 блок: анализ состояния и эффективности планирования на этот год (что достигнуто, что не получилось)4 блок: реальное содержание аспектов деятельности (способствовало ли это обновлению воспитания + и - этого); 2 раздел: организационная деятельность 1 блок: анализ основных форм деятельности (семинары, практические занятия), (количественный анализ (почему одни реже, другие чаще;)качественный анализ(актуальность тем занятий, их теоретическая и практическая значимость) Групповая методическая работа — это, конечно же, не только деятельность методических объединений классных руководителей. Сюда можно отнести работу проблемных групп, школы передового опыта, школы начинающего педагога, методические оперативки, групповые консультации и др. 2 раздел: организационная деятельность Формы деятельности: ………….- обучающая форма, в которой все участники наделяются определенными ролями. Учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений …………….предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. Используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных творческих решений теоретических и практических проблем. …………….(научная полемика)-это форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой - то определенной проблеме для выявления истины. Подведение итогов в виде дискуссий предполагает, что каждый учитель или большинство коллектива выскажет свое мнение по какому то вопросу, ознакомиться с мнением коллег. Разновидностями ……….. являются формы «круглого стола», «философского стола» и др. 2 раздел: организационная деятельность Формы деятельности Творческий отчет - отдельного педагога или кафедры обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути для совершенствования обучения и воспитания. Один из важнейших способов повысить методический уровень учителейКонкурс – ставит целью подвести итоги конкурса мастерства в педагогическом коллективеПресс- конференция- предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активности всех участников образовательного процесса 2 раздел: организационная деятельность Формы деятельностиАукцион - - рассматривает множество представленных идей (методик методических приемов по определенной проблеме)Фестиваль педагогических идей проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения и воспитания в разнообразии художественного оформленияПрезентация – проводится для официального представления новых программ, нового опыта по определенной проблеме. 2 раздел: организационная деятельность 2 блок: Организация самообразовательной деятельности:Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» Ушинский К.Д 2 блок. Организация самообразовательной деятельности Самообразование будет эффективным при создании ряда педагогических условий:—   хорошей информированности педагога об имеющихся достижениях в психолого-педагогической науке и педагогической практике;  постоянном анализе педагогом своей деятельности; для этого он должен владеть методикой самоанализа, формулировкой проблемы;  — планировании работы по самообразованию; это, безусловно, связано с умением педагога ставить цели, определять стратегию и тактику их реализации;— участии учителя в разработке общешкольной методической темы; при этом педагог взаимодействует со своими коллегами, что, очевидно, может обогащать его профессиональный потенциал, стимулировать творческий поиск;— наличии соответствующей учебно-материальной базы для самообразования: библиотеки, методического кабинета. 2 блок. Организация самообразовательной деятельности Реалистичность целей и задач этого блока;Формы и источники педагогического самообразования;Творческие отчетыАнализ работы 3 блок: Работа творческих, проблемных групп Проблемные группы — это объединения педагогов, создающиеся на определенное время для решения какой-то проблемы и распадающиеся по мере ее разрешения. Обычно выделяют три вида проблемных групп:— группы педагогов, интересующиеся каким-нибудь вопросом, желающие изучить его, а результаты изучения включить в практику своей работы (например, овладение какой-то новаторской методикой);— группы педагогов, испытывающие затруднения в какой-нибудь области своей деятельности, желающие преодолеть их, чтобы достичь лучших результатов;— группы педагогов, занимающиеся подготовкой какого-нибудь совещания (заседаний педсовета, методического объединения, педчтений др.) Школы передового опыта создаются на базе работы учителя, классного руководителя, имеющего высокие результаты в своей работе. Занимающиеся в такой школе педагоги слушают лекции ее руководителя о том, как удалось достичь высоких результатов, посещают занятия, проводимые с детьми, участвуют в практикумах и т.д.В школе начинающего педагога классные руководители участвуют в занятиях (лекциях, семинарах, практикумах и т.д.), позволяющих им быстрее приобрести опыт в работе с детьми, устанавливать контакты с ними и т. д. 3 блок: Работа творческих, проблемных групп Работа творческих групп, проблемных групп:Цели и задачи, направления деятельности (реализовывались или нет)Содержательные аспекты(наработано что, + и - этого) 3 раздел. Конструктивная деятельность Банк данных классных руководителейКартотека нормативных документов по своему направлениюПортфолио Самооценка результативности деятельности (мониторинг, зачетная книжка, анкетирование, рефлексия) 3 раздел. Конструктивная деятельность Можно предположить, что в вопросе о результативности профессиональной подготовки педагога речь должна идти о прямых и косвенных ее результатах (или о непосредственных и опосредованных). Прямым и непосредственным результатом профессионально-педагогической подготовки должна стать воспитательная позиция, подкрепленная развитием профессионально ценных свойств личности. Эта позиция находит свое выражение в воспитательном качестве организуемого учителем педагогического процесса. А косвенным и опосредованным результатом профессиональной подготовки педагога является степень влияния организуемого им воспитательного процесса на преобразование участвующих в ней субъектов, фиксируемая в динамике проявлений личностных свойств. Где подводятся итоги? Педагогические советы (типы и формы) По методике подготовки и проведения Традиционные классические Традиционные интенсифицированные Нетрадиционные По форме (традиционные) Доклад с обсуждением Доклад с содокладом Серия сообщений На основе работы проблемных групп Семинар-практикум По форме (нетрадиционные) Методи­ческий день В форме КТД Диспут, дискуссия Творческий отчет Конкурс Фестиваль Деловая игра Круглый стол Педагогический консилиум Презентация Аукцион По составу участников Постоянный Расширенный Объединенный Малый По месту и роли в учебно-воспитательном процессе Тактический, стратегичес­кий Стартовый, текущий, итоговый, рабочий Четвертной, полугодовой, годовой Внеочеред­ной По итогам проверок, смотров и т.п. Алгоритм подготовки педсовета «Анализ работы над единой методической темой»Определение целей и задач. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме – за 2 месяца). Разработка анкет и проведение анкетирования. Посещение открытых просмотров педагогического процесса. Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы. Систематизация и подготовка окончательного материала. Семинарские занятия по теме педсовета. Проведение творческих мастерских опытными педагогами. Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете. Подготовка зала и всех необходимых материальных средств. Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах. Подготовка проекта решения педсовета. Анализ работы педсовета. Итоговый приказ о поощрении педагогов. Оформление копилки с материалами педсовета. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения Интернет- ресурсы http://pedagogiksystems.ru/newslenta1index.php http://www.selevko.net/1pedadv.php http://www.eduhmao.ru/info/1/3813/24360/ http://www.nravstvennost.info/library/newsdetail.php?ID=2451 http://festival.1september.ru/articles/413373/?numb_artic=413373 http://uchebauchenyh.narod.ru/books/metod/metod4.htm