Применение элементов интерактивных методов обучения в начальной школе.

Применение элементов интерактивных методов обучения
Одним из главных условий личностно-ориентированного подхода в обучении является применение в учебно-воспитательном процессе интерактивных технологий, так как их целью является создание комфортных условий обучения, таких, при которых учащийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Технология интерактивного обучения - это такая организация обучения, в которой невозможно не участвовать в процессе познания:
Каждый ученик имеет конкретное задание, за выполнение которого он должен публично отличиться;
от деятельности каждого ученика зависит качество выполнения задания, поставленного перед группой.
Моя работа с детьми тоже основывается на использовании интерактивных технологий, что даёт возможность научить их критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Интерактивное обучение осуществляется путём применения фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности учащихся, интерактивных игр и методов.
При фронтальной форме работы часто использую такие приёмы: "микрофон", "мозговой штурм", "незаконченное предложение", "обучаясь-учусь".Они позволяют каждому обучающемуся в определённом порядке что-то быстро сказать, высказать своё мнение, повышают интерес к знаниям, развивают связную речь.
При кооперативной форме обучения применяю следующие виды деятельности : работа в парах, работа в малых группах, тройках, "два-четыре-все вместе", "Карусель","Аквариум". Данные методы учат ребят общаться использовать навыки активного слушателя, высказывать собственное мнение, убеждать, быть толерантным, понимать других , содействовать достижению учениками высоких результатов усвоения знаний и формирования умений.
Интерактивные игры ("Ролевая игра", "Драматизация" ) развивают внимание, навыки критического мышления, способствуют применению на практике умения решать проблемы.
Технологии обучения в дискуссии (метод "Выбери позицию", "Смени позицию", "Беспрерывная шкала мыслей", "Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу", "Дебаты") способствуют развитию у учеников критического мышления, умения определять собственную позицию, отстаивать своё мнение.
Применяя интерактивные технологии, я соблюдаю определённые требования:
интерактивные технологии требуют дополнительного времени для подготовки, как учителя, так и учеников;
необходимо проводить с учащимися организационные занятия и вместе разобрать правила работы в классе;
использование интерактивных технологий – не самоцель. Это создание в классе такого микроклимата, который способствует сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, даёт возможность на практике реализовать личностно-ориентированное обучение.


Классный час с учащимися 4-А класса(2013-2014 уч. год) проводился с использованием элементов интерактивной технологии.
Тема. Учусь сопротивляться давлению.
Цель: обсудить понятие «давление», формы и способы сопротивления давлению.
Задачи: познакомиться с видами давления; обсудить способы сопротивления;
«показать учащимся ситуации, в которых отказ единственный способ ответственного поведения.
УУД: получат возможность высказывать своё мнение, принимать решение, находить правильный ответ из возможных вариантов; научатся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, взаимодействию в группах.
Ход зания
1. Мотивация
- Мне хочется с вами поближе познакомиться.
- Я прошу выйти и встать в круг тех, кто умеет играть на музыкальных инструментах.
- Я прошу встать в круг тех, кто любит мечтать.
- Кому снятся приятные сны.
-Кто пришел на занятия с хорошим настроением. - Вот и состоялось наше знакомство. Думаю, что теперь можно начинать работу. Начнем с игры. Правила игры такие: я задаю вопрос вы дружно отвечаете одним словом: вы хотели бы просидеть всю жизнь дома, не выходя на улицу?
У вас есть желание съесть горькое мороженое? Вам хотелось бы сейчас услышать обидное слово?
А хотелось бы своему другу сказать обидное слово?
- А если я буду заставлять вас делать, как вы поступите?
- А если я буду настаивать, оказывать на вас давление? Просто ли вам будет отказать?
- Да, отказывать действительно трудно, потому что вы еще мало знаете о том, что такое давление, как люди могут давить друг на друга. Но главное вы еще не знаете, как можно отказать в случае давления.
Перед вами лестница знаний. Сейчас вы находитесь в самом начале пути по этой лестнице ((прикрепляю к доске рисунок, где изображен клоун). Я надеюсь, что к концу классного часа вы научитесь сопротивляться давлению и поднимитесь на верхнюю ступеньку нашей лестницы знаний.
2. Деление учащихся на группы.
Чтобы наше занятие получилось интересным, надо, чтобы класс разбился на группы. Раздаю жетоны с изображением клоуна:
1-й группе клоун в красной кепке;
2-й группе клоун в зеленой кепке;
3-й группе в желтой кепке;
4-й группе в синей кепке.
Каждой группе необходимо выбрать руководителя (в его одежде должно быть что-то отличительное).
3. «Мозговой штурм».
- Давление. У этого слова много значений, например, медицинское, когда говорят о кровяном давлении у человека Мы будем говорить о давлении в человеческих отношениях. Что это такое? (Дети озвучивают свои версии, учитель записывает их на доске)



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- В толковом словаре дано такое определение понятия давление. Прочитайте. (На доске плакат: «Давление это когда тебя заставляют сделать что-то такое, чего ты не хочешь»).
- А кто вас может заставить делать то, чего вы не хотите? (Взрослые, сверстники).
- Вы постоянно общаетесь со взрослыми, со сверстниками, много времени проводите перед телевизором, читаете красочно оформленные журналы, чтобы получить информацию. А эти СМИ могут заставить вас делать что-то нехорошее? Приведите пример.
4. Способы давления.
- Взрослые, сверстники, СМИ по-разному оказывают давление на человека. А какими способами они принуждают людей к плохим делам, вы узнаете из игры.

- Представьте себе, что в классе есть ученик, который не желает петь. Но вы сговорились заставить его петь.
Каждой группе учащихся раздаю карточки с фразами:
Спой! У тебя голос лучше, чем у А. Пугачевой. Спой! Мне так нравится твое пение. Спой! Я подарю тебе игрушку. Если не споешь, я не буду с тобой играть.
- Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь и как происходит отказ.
На доске появляется запись:
Способы давления: Лесть Угроза
Обещание награды Авторитет Дружеское давление
- Трудно ли было ученику отказаться? - Как же все-таки он отказывался? - Я предлагаю некоторые формы отказа. (Следующая запись на доске.)
Формы отказа:
-Нет! (Объяснение причины)
-Нет! (Предложение чего-то другого.)
-Нет! Не буду! Не хочу! Уйти в сторону. Сделать вид, что не услышал. 5. Ролевая игра. - Вы узнали способы давления и некоторые формы отказа. Будем учиться применять эти знания в конкретных жизненных ситуациях.
Каждая группа получает карточки, в которых описаны ситуации. Ученикам необходимо разыграть сценки, самим придумать формы отказа. Краткое содержание карточек:
Ученик зовет друга сходить к зубному врачу,
просит велосипед покататься,
просит подарить ему книгу,
просит дать списать домашнее задание.
После выступлений следует выяснить, какие способы давления были оказаны, какие формы отказа были использованы.
6. Правила поведения в случае давления
- Во всех предложенных ситуациях были предложены вежливые формы отказа. Но в жизни мы не всегда бываем так вежливы. Иногда мы бываем грубы и раздражительны. Я предлагаю вам сочинить рассказ. На доске вывешивается рисунок: один мальчик заставляет другого выпить из бутылки, которую нашёл на улице.
- Кто из этих детей мог бы быть главным героем этого рассказа?
-Чем могла бы закончиться эта история?
- Как следует вести себя в случае давления?
7. Итог.
- Чему научил вас наш классный час?
-А эти знания нужны в жизни? (Эти знания могут быть полезны для здоровья, а порой помогают сохранить человеку жизнь.)
8. Рефлексия
- Предлагаю нарисовать клоуну такую форму рта, чтобы это выражение лица соответствовало вашему настроению после проведенного занятия.
- А теперь взгляните сюда. Перед вами лестница знаний. Вы были на нижней ступеньке. Но теперь вы знаете способы давления и формы отказа, поэтому вы можете твердо сказать слово «нет», если вас будут принуждать к неправильным поступкам.
- На какой ступеньке вы сейчас себя ощущаете? Прикрепите своего клоуна к соответствующей ступеньке.
Думаю, что наше занятие прошло не зря, и вы не растеряетесь, если окажетесь в трудной ситуации.


Групповые формы взаимодействия

Сущность интерактивного обучения состоит в том, что образовательный процесс происходит при условиях постоянного активного взаимодействия всех участников. Наиболее эффективной формой такого взаимодействия является групповая работа.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Как показывает опыт, начинать следует с организации парной работы, как самой простой. Работу в парах можно начинать на любых уроках. Главное – первые задания для парной работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.
Я выделяю три этапа становления форм взаимодействия учащихся как между собой, так и со взрослыми.
Первый этап приходится на начало обучения в 1 классе (сентябрь - октябрь). Задача данного этапа обучение совместной деятельности в малой группе, состоящей из двух-пяти человек. Эта работа организуется в хорошо знакомой детям форме игре, которая требует участия каждого члена группы. Важно, чтобы материал занятий не был связан с учебными предметами, а по окончании игры должно проводиться обсуждение, т.е. рефлексия.
Приведу примерные игры, которые провожу на первом этапе обучения детей взаимодействию.
Игра «Знакомство»
Школьники вместе с учителем становятся в круг. Каждый ученик, по часовой стрелке, называет свое имя. Затем, против часовой стрелки, дети называют имя соседа.

Игра «Назови другого»
Ученики сидят по кругу. Среди них выбирается ведущий, который, называя имя участника игры, кидает ему мяч.
По окончании игры проводится беседа.
Понравилась ли вам такая игра? С кем в группе больше всего понравилось играть? Кто в группе не ссорился? Почему не удалась игра? (В случае неудачи.) Почему игра удалась? (В случае успеха.)
Заключительным моментом является самооценивание с помощью смайликов. Критерии оценивания предлагают сами дети.
Учитель. За что бы вы могли себя похвалить?
Ученики. Мы ни разу не уронили мяч. Мы запомнили все имена.
Учитель. Что было наиболее важным не уронить мяч или познакомиться?
Ученики. Познакомиться.
В настоящее время в моём первом классе учатся дети разного возраста (шести и семи лет), что определяет разную мотивацию игровой деятельности. Младшие ученики приходят в школу, чтобы поиграть, а старшие воспринимают игру в школе как несерьезное мероприятие. Для преодоления подобных ситуаций я меняю состав групп, а также роли детей внутри группы. В зависимости от ситуации можно усложнять условия игры.
Второй этап начинается примерно в ноябре 1 класса и заканчивается в начале или середине 2класса. На нем происходит включение в групповую и парную работу предметного материала, связанного с выполнением практических задач.
Приведу примеры практических задач, на содержании которых организуется групповое и парное взаимодействие учащихся.
На уроке обучения грамоте в 1 классе ученики должны составить звуковую модель слова, работая в парах. Один произносит слово, интонационно выделяя звуки, а другой составляет модель слова. Затем происходит смена ролей.
На уроке математики в 1 классе работу по повторению состава числа в пределах 10 часто организовываю в парах, применяя магнитные доски, карточки с цифрами и решётку, разделённую на две половины. Даётся задание повторить состав какого-либо числа в пределах 10. Один ученик на свою половину решётки прикрепляет число, другой дополняет это число до заданного числа учителем. Затем роли меняются.


На уроке окружающего мира в 1 классе, при изучении темы " Дикие и домашние животные", ребятам в группах по шесть человек нужно составить совместный рассказ - описание животного.
(У детей каждой группы части картинки определенного животного: собаки, медведя, вороны, лягушки). Правильно соедините части животного.
Составьте рассказ по плану:
1 ученик - Назови животное
2 ученик - Домашнее или дикое животное.
3 ученик - Где ты видел это животное? Среда обитания.
4 ученик - Как выглядит? (существенные признаки)
5 ученик - Чем питается?
6 ученик - Какую пользу приносит людям?
Дети, выполняя поставленную перед собой задачу, старались придерживаться правил работы в группах:
1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 3. Не бойся высказывать своё мнение. 4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. 5. Думай сам, а не рассчитывай на других. 6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко. 7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку. 8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
Третий этап начинается примерно с середины 1 класса, когда в коллективе складываются устойчивые группы, в которых дети могут брать на себя разные обязанности. Во 2 классе формой удерживания совместной работы школьников является деятельность учащихся по разработке инструкций (порядка действия или алгоритма работы) как средства формирования индивидуального учебного действия планирования.
На уроке математики во 2 классе надо сравнить периметры фигур с помощью проволоки или нитки.
Для ее выполнения группе детей, состоящей из трех учеников, необходимо распределить предметные операции между собой. Первый участник группы отмеряет длину, второй поддерживает нитку (проволоку), третий записывает результат измерения. При сравнении периметров следующих двух фигур ученики меняются ролями.
Важно избегать ситуации, когда ученики каждый раз выполняют одну и ту же роль, так как при этом они не пробуют себя в разных позициях. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать, следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один. Прежде чем представить “продукт” совместного труда, дети должны обменяться мнениями, поэтому нельзя требовать в классе абсолютной тишины. У нас существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик).
Уже со второго класса на уроках литературного чтения использую групповые формы взаимодействия учащихся при работе с текстом. Например, группам предлагается распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой (или про себя - каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. Не менее интересна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между её членами роли. Нацеливаю ребят на то, что важна работа группы, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению обязанностей в группе. Роль автора берёт на себя, как правило, наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. У доски выступают всей группой. И каждый раз мы становимся свидетелями рождения маленького спектакля, разыгранного в лицах. Удовольствия получают и те, кто стоит у доски, и те, кто сидит в классе.
Организация групповой работы активизирует учебную деятельность учащихся, повышает результативность урока.
С учащимися 4-А класса (2013-2014 уч.г.) мы подготовили и провели новогодний утренник. Ребята активно принимали участие в подготовке праздника, работая в группах. На утреннике дети блестяще продемонстрировали эффективность таких форм взаимодействия в учебно-воспитательном процессе.































Угнетение






Сила





Нажим




Принуж-
дение





Давление