Деловая игра по финансовому праву Составление проекта бюджета


Методическая разработка преподавателя юридических дисциплин
Е.Е. Смолицкой
ДЕЛОВАЯ ИГРА
по дисциплине «Финансовое право»
на тему: «Составление проекта бюджета»
Цели проведения занятия:
Образовательные:
студенты должны иметь представление: о содержании федерального закона «О федеральном бюджете»;
знать:
стадии бюджетного процесса и их содержание;
порядок разработки проекта бюджета, рассмотрения и утверждения закона о бюджете, исполнения бюджета, утверждения отчёта об исполнении бюджета;
компетенцию каждого органа власти в бюджетном процессе.
Воспитательные: стремиться воспитать:
гражданскую позицию каждого студента относительно финансовой политики государства;
чувства ответственности за будущее государства;
умение взвешенно принимать управленческие решения.
Развивающие: способствовать развитию:
познавательного интереса к теме, системного понимания государственного управления в сфере финансов и, в частности, бюджета;
умения использовать ранее полученные знания об органах государственной власти (межпредметная связь с административным, конституционным правом);
умения аргументировать свою позицию в дискуссии;
умения находить компромисс;
умения работать в команде.
Обеспечение урока:
Бюджетный кодекс Российской Федерации, проект бюджета, тетради для теоретических и практических занятий, таблички с названиями органов государственной власти и должностных лиц.
Задачи, поставленные перед студентами:
сформировать органы, уполномоченные в сфере бюджетной политики;
составить проект бюджета;
обсудить и принять закон о бюджете;
исполнить бюджет;
составить и утвердить отчёт об исполнении бюджета.
Ход проведения деловой игры
Сюжет игры основан на имитационном моделировании базовой модели бюджетного процесса, которая состоит из следующих стадий и этапов:
I стадия – составление проекта бюджета.
Этапы:
разработка проекта бюджета Минфином России
рассмотрение проекта бюджета Правительством России
внесение проекта бюджета в Государственную Думу.
II стадия – рассмотрение и утверждение закона о бюджете.
Этапы:
принятие Советом ГД к рассмотрению
направление в профильный комитет и работа комитета
рекомендация Совета ГД для включения в повестку обсуждения пленарного заседания в первом чтении
рассмотрение в первом чтении
рассмотрение во втором чтении, внесение поправок
рассмотрение и принятие закона о бюджете в третьем чтении
одобрение закона о бюджете Советом Федерации
подписание закона о бюджете Президентом России.
III стадия – исполнение бюджета
Этапы:
заключение договора о закупках между руководителем бюджетного учреждения и его контрагентом
представление договора в Федеральное Казначейство
санкционировании финансовой операции по переводу денежных средств из бюджета на счёт контрагента.
IV стадия – составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета
Этапы:
составление Федеральным казначейством отчёта об исполнении бюджета,
представление отчёта в Минфин
представление отчёта в Правительство России
внесение отчёта в Государственную Думу
проверка отчета об исполнении бюджета Счётной палатой
заслушивание заключения Счётной палаты на заседании ГД
рассмотрение ГД РФ проекта закона об исполнении бюджета в первом чтении
рассмотрение ГД РФ проекта закона об исполнении бюджета во втором чтении
принятие ГД РФ закона об исполнении бюджета в третьем чтении.
Объектом обсуждения является законопроект, составленный студентами. В качестве образца текста законопроекта может быть выбран текст проекта федерального закона о федеральном бюджете Российской Федерации на текущий год.
Учебная студенческая группа делится на несколько подгрупп, количество которых должно соответствовать основным участникам бюджетного процесса на федеральном уровне власти. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в игровом сюжете принимают участие:
Основные участники бюджетного процесса
1. Президент РФ, он же полномочный представитель Президента РФ в ГД.
2. Правительство РФ – 1 студент, он же полномочный представитель Правительства РФ в ГД.
3. Министерство финансов РФ – 1 студент.
4. Председатель Государственной Думы РФ.
5. Комитет Государственной Думы по бюджету – 1 студент.
6. Совет Федерации РФ – 1 студент.
7. Счетная палата РФ – 1 студент.
8. Федеральное казначейство РФ – 1 студент.
9. Депутаты – 8-12 студентов.
10. Руководитель бюджетного учреждения.
11. Контрагент бюджетного учреждения.
Депутаты могут делиться на фракции партии (по желанию). В зависимости от количества студентов в группе число депутатских объединений может быть увеличено или уменьшено.
Перед проведением деловой игры преподаватель разъясняет порядок и правила ее проведения, заключающиеся в следующем.
Первая стадия осуществляется студентами дома. Представители участников, ответственные за разработку проекта бюджета на следующий финансовый год, должны подготовить текст законопроекта, беря в качестве образца текст закона или законопроекта, предложенного преподавателем, и внося свои поправки.
Подготовленный проект передается всем участникам игры для реализации второй стадии – предварительного рассмотрения:
в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы – для выработки окончательного текста проекта или подготовки альтернативного законопроекта,
Президенту РФ, в Правительство РФ – для подготовки отзывов, предложений, замечаний.
Домашние заготовки студенты приносят на аудиторное занятие, во время которого их используют при реализации своих ролевых функций.
Вторая стадия проводится во время семинарского занятия.
В начале семинарского занятия студенты участвуют в блиц-опросе, проводимом с помощью презентации. На экране поочерёдно всплывают вопросы и правильные ответы.
Затем проводится сама игра, в ходе которой каждый орган власти и каждое должностное лицо исполняет те полномочия в рамках бюджетного процесса, которые предусмотрены законодательством.
Заседание ГД ведет сначала Председатель Государственной Думы либо заместитель председателя в соответствии с порядком, установленным Регламентом Государственной Думы. Каждый участник игры должен обозначить свою точку зрения по поводу бюджета, обоснованную не только с правовой позиции, но и с учетом их политической принадлежности (для представителей общественно-политических движений).
Во время обсуждения законопроекта (на семинарском занятии) обязательно должны высказать свое заключение полномочные представители Президента и Правительства РФ, а также представитель профильного комитета Государственной Думы. Заключение должно содержать ответы на вопросы: а) соответствует или не соответствует законопроект Конституции РФ и БК РФ, б) не нарушена ли логика законопроекта. При обсуждении законопроекта должны выступить все участники деловой игры, давая оценку законопроекту и высказывая предложения о его одобрении и принятии.
Студенты самостоятельно (путем предварительного совместного обсуждения) могут выбрать тот или иной путь развития сюжета деловой игры (т.е. совокупность действий), затем готовят свои заключения и предложения, основываясь на реальном порядке законодательного процесса, установленного в Регламенте Государственной Думы.
Во время проведения деловой игры преподаватель находится в аудитории, направляет развитие игрового занятия, но не участвует в нем.
Оценивание студентов по результатам деловой игры

По окончании игры студенты передают преподавателю тексты своих выступлений, с учетом содержания которых он подводит итоги и дает оценку действиям студентов. При этом он оценивает технико-юридическое обоснование подготовленных текстов, логику изложения материала, степень подготовленности и знания каждого студента.