Бланки лабораторных работ по физике


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ФИЗИКЕ
«Бланки лабораторных работ»
Учитель: Мишин Владимир Анатольевич
Пос.Пильна2014
Учитывая, что в современных программах по физике очень мало времени для
практики по решению задач, учителя понимающие, что «Знать физику – это уметь решать задачи по физике», вынуждены прибегать к различным приемам по экономии времени при изучении теории. Сюда входит и лекционный стиль изложения материала в старших классах, и конспектирование параграфов учебника при выполнении домашнего задания, и интерактивный эксперимент.
Можно уплотнить работу при выполнении лабораторных работ, на которых ученик обычно тратит времени больше на оформление, чем на выполнение эксперимента и вычисления, через использование готовых бланков. Ученику достаточно заполнить такой бланк полученными данными, показать вычисления и написать вывод по работе.
Такие бланки создаются в электронном виде и распечатываются в начале урока.
Их может изготовить сам учитель и в дальнейшем пользоваться продолжительное время. Однако в каждом классе всегда находятся ученики, творчески настроенные на учебу, которые с большим удовольствием займутся проектированием таких бланков, хотя бы и за дополнительную оценку.
Я приведу несколько разработок, выполненных именно учениками, причем и первого года обучения физике.
Можно сделать слайды для пояснения действий при выполнении той или иной лабораторной работы, в рамках проектной деятельности учащихся.
И последнее, для тех, кому нравится это предложение. Предлагаю создать на чьем-нибудь сайте «каталог» таких бланков по классам и темам.
И так некоторые образцы.
Оценка
Выполнение опыта Теория Оформление, вычисление Вывод Итог
Число________________ Класс ___ __
Имя ___
Фамилия:______________
_
Лабораторная работа № 1__
Определение цены деления
измерительного прибора

Цель работы:______1. определить цену деления 2. определить объеи жидкости_______________________________________________________________________
Приборы,материалы:__мензурка, стакан с водой, разные сосуды__________________________________________________________________________
Ход работы: 1. Мензурка измеряет Vmax=____ мл. (___ см3) Vmin=___ мл=____ 10-6 м3
2. V ц.д.=(__ - __) : 10= ___ мл помещается 10 мл. Между самыми близкими штрихами ___ мл. 1 мл=ц.д Определяем цену деления V ц.д= (___-___) : ___= ___ мл
3. V ц.д= (___ - ___) : ____= ___ мл
4. V=____ мл; V=___ мл; V=___ мл
5. V≈___ мл =>вместительность стакана___ мл
6. Вместительность сосудов ____ мл, ____ мл, ____ мл.
№ опыта Название стакана Объем жидкости в см3 Вместимость сосуда, см3
1
2
3 Стакан
Колба
Пузырек
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Число Год 2014
Класс 7_______________
Имя___________________
Фамилия_______________

Лабораторная работа № 2
Измерение объема горошины.
Цель работы: 1. определить цену деления 2. определить объем горошины.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Приборы, материалы: бусины, линейка.
________________________________________________________________
________________________________________________________________

Ход работы: 1. Линейка измеряет L max = 15 см (15*106 м3)
L min = 1 мм = 1*10-9 м3
L ц.д. = (15-14) : 10 = 0.1 мм. Между самыми близкими штрихами 0.1 мм.
Длина линейки 15 см. Если положить 10 бусин в ряд, то их длина будет
занимать: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Число_____г.__
Класс_________
Имя__________ Фамилия______
028829000Лабораторная работа № 2
ИЗМЕРЕНИЕ УДЕЛЬНОЙ ТЕПЛОЕМКОСТИ ТЕЛА
Цель работы:_______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приборы и материалы:_______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ход работы: 1.Отмеряем объём воды:
V=100см³
2.Измерьте начальную t°C воды:
t =____________
3.Нагреем цилиндр в сосуде с горячей водой (эта температура и будет начальной температурой цилиндра). Затем опустите его в калориметр с водой. Запишем начальную t°C цилиндра:
t =____________
4.Измерьте t°C воды в калориметре после опускания цилиндра:
t к=___________
5.С помощью весов определите m алюминиевого цилиндра, предварительно обсушив его:
m =__________
Примечание: индекс 1- параметры воды;
индекс 2- параметры цилиндра.
6.По уравнениям: а : Q =c m (tк-t ) ;количество теплоты Q , которое вода получила при нагревании; б : Q =c m (t -tк) ;количество теплоты Q ,отданное металлическим цилиндром.
Вычисления:
11430004508500Дано:
45720-825500
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа №1
Измерение ускорения тела при равноускоренном движении
Цель работы:
Определить ускорение тела при равноускоренном движении по формуле кинематики: S=at2/2
Приборы и измерители:
1 Секундомер с датчиками
2. Желоб
3. Тело
4. Штатив
Ход работы:
1. Измеряем время (t) в __(5) опытах при одинаковом расстоянии(S)
2. Заносим значения в таблицу
3. По формуле(S=at2/2) вычисляем среднее арифметическое ускорение(a)
4. Находим среднее арифметическое (складываем все результаты и делим на количество опытов (a1+a2...+ax/2))
5. По отличию в ответах определите погрешность
№ опыта 1 2 3 4 5
Значение(a) 6. Вычисления:

Вывод: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________