Рабочая программа Углублённое изучение русского языка в 11 классе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская средняя общеобразовательная школа №2»
Заинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Егорова Г.Н.______
Протокол № 1
«27» августа 2016г. «Согласовано»
Зам. директора по УВР
Данилова В.А._______
«29» августа 2016 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «ЗСОШ №2»
БиккининаТ.В._____________
Приказ №_254_____
26 сентября 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования
Русский язык
9 класс
Тип программы: углубленное изучение
«Моделирование сочинения-рассуждения»
Срок освоения 1 год
Рассмотрено
на педагогическом совете школы
Протокол №_3___
от «26»_сентября 2016 г.
Разработчики: Кузнецова Валентина Александровна, учитель высшей квалификационной категории
Заинск 2016 год
Пояснительная записка
В основу программы положен лингвистический анализ художественного текста как способ формирования языковых и коммуникативных компетенций учащихся.
Лингвометодическое обоснование программы
Предмет «Русский язык» является одним из основных, так как русский язык — государственный язык Российской Федерации, национальный язык русского народа, язык великой русской литературы, язык межнационального общения и один из международных языков.
Отличительной особенностью этой программы является то, что углубленное изучение русского языка продолжается в 9 классе с целью подготовки к ОГЭ, а именно, созданию сочинения на лингвистическую тему.
Цели и задачи предмета «Русский язык» в школе:
изучение системы русского языка и функционирования ее в речи;
развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
развитие языкового чутья, воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению
патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
Основные принципы, определяющие содержание и построение программы:
Принцип системности обусловливает отбор, интерпретацию и организацию теоретических сведений. При этом система рассматривается как совокупность единиц языка, связанных между собой системными отношениями. Систематизация теоретических сведений облегчает усвоение учащимися строения и значения языковых единиц.
С принципом системности тесно связан принцип изоморфизма— наличия общих признаков, у единиц разных уровней языковой системы. Реализация этого принципа позволяет использовать одни и те же методы и приемы при изучений разноуровневых языковых единиц. Так, методы и приемы изучения членов предложения облегчают изучение видов придаточных предложений.
Системность изложения теоретических сведений о языке определяет систему заданий, обеспечивающих формирование практических умений и навыков.
Изучение системы языка является основой обучения речи, ее совершенствования и развития. Это означает теснейшую связь работы по развитию речи с изучением теории. Совершенствование речи должно быть тесно связано с изучением теории, раскрывающей систему языка, его закономерности.
Структурно-семантическое направление — основа школьного курса русского языка определяет многоаспектное освещение языковых единиц учета формы (структуры), смысла (семантики) и функции единиц языка. Триада — форма, семантика и функция — определяет характер построения программы Последовательно отмечаются формальные и семантические свойства языковых единиц, так как структурные признаки создают объективные условия для классификации и квалификации единиц языка и речи, а значения (языковое и речевое) корректируют и дополняют структурно-семантические показатели.
Функциональный подход требует учета функций единиц языка при обучении речи. Функциональный подход к изучению языка обусловил внимание к тексту. Комплексный анализ текста рассматривается не только как задание обучающего характера, как эффективный способ проверки знаний учащихся, но и как важнейшее условие формирования умения строить тексты разных типов и жанров. Анализ текстов разных типов учит школьников внимательно относиться к их строению, к синтаксическим конструкциям, к лексико-фразеологическому наполнению, развивает языковое чутье учащихся, так как позволяет оценить стилистические характеристики слов и предложений.
Изложенные принципы способствуют развитию мышления учащихся, их познавательной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Содержание программного материала (56 часов):
ТЕМЫ Количество часов
Моделирование сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
Что такое сочинение-рассуждение?
Чем оно отличается от других видов сочинений?
Какова структура сочинения-рассуждения?
5
Структура рассуждения:
Тезис – главная мысль текста, которую необходимо доказать, обосновать.
Аргумент – доказательство, приводимое в поддержку тезиса (факты, пример, иллюстрация, объяснение).
Вывод – логический итог рассуждения.
10
Композиция сочинения-рассуждения:
введение
основная часть
заключение
6
Логическая связь в сочинении-рассуждении
Варианты вступлений
Варианты заключений
6
Этапы работы:
Внимательно прочитайте высказывание, выделите ключевые слова, объясните их значение.
Подберите 2 аргумента к тезису
Подкрепите аргументы - примерами из текста
Запишите вывод.
Проверьте логику сочинения: карандашом на полях после тезиса напишите потому что, перед аргументами – во-первых,
Проверьте сочинение, исправьте ошибки, добавьте слова-связки, где необходимо
19
Проверка логики и композиции сочинения
10
Календарно-тематическое планирование
№ тема Кол. часов Дата
план факт
1 Моделирование сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 1 6.10 2 Создание сочинения-рассуждения 1 6. 10 3 Отличие сочинения-рассуждения 1 13. 10 4 Структура сочинения-рассуждения 1 13. 10 5 Структура сочинения-рассуждения. Создание алгоритма. 1 20. 10 6 Структура рассуждения 1 20. 10 7 Тезис – главная мысль текста 1 27. 10 8 Тезис – главная мысль текста. Продолжение темы. 1 27. 10 9 Аргумент – доказательство, приводимое в поддержку тезиса 1 08.11 10 Аргумент – доказательство, приводимое в поддержку тезиса(факты, пример, иллюстрация, объяснение) 1 08.11 11 Аргумент – доказательство, приводимое в поддержку тезиса(факты, пример, иллюстрация, объяснение). Продолжение темы. 1 15.11 12 Аргумент – доказательство, приводимое в поддержку тезиса(факты, пример, иллюстрация, объяснение). Закрепление темы. 1 15.11 13 Вывод – логический итог рассуждения 1 22.11 14 Вывод – логический итог рассуждения. Продолжение темы 1 22.11 15 Вывод – логический итог рассуждения. Закрепление темы 1 29.11 16 Композиция сочинения-рассуждения 1 29.11 17 Композиция сочинения-рассуждения. Закрепление темы 1 01.12 18 Создание введения
1 01.12 19 Основная часть сочинения.
1 08.12 20 Основная часть сочинения. Практикум 1 08.12 21 Заключение сочинения. 1 15.12 22 Логическая связь в сочинении -рассуждении
1 15.12 23 Логическая связь в сочинении –рассуждении. Закрепление темы. 1 22.12 24 Варианты вступлений 1 22.12 25 Варианты вступлений. Продолжение темы. 1 12.01 26 Варианты вступлений. Практикум. 1 12.01 27 Варианты заключений 1 19.01 28 Варианты заключений. Практикум 1 19.01 29 Этапы работы над сочинением 1 26.01 30 Этапы работы над сочинением. Практикум 1 26.01 31 Выделение ключевых слов в сочинении 1 02.02 32 Выделение ключевых слов в сочинении. Практикум 1 02.02 33 Подбор аргументов - примеров из текста 1 09.02 34 Подбор аргументов - примеров из текста. Практикум 1 09.02 35 Проверка логики сочинения 1 16.02 36 Проверка логики и композиции сочинения 1 16.02 37 Работа с исходным текстом 1 23.02 38 Стили речи 1 23.02 39 Тексты художественного стиля 1 02..03 40 Тексты публицистического стиля 1 02.03 41 Работа с исходными текстами художественного стиля 1 09.03 42 Работа с публицистическими текстами 1 09.03 43 Типы речи 1 16.03 44 Тексты повествовательного типа 1 16.03 45 Тексты с типом речи рассуждение 1 30.03 46 Тексты с типом речи описание 1 30.03 47 Литературные аргументы в сочинении-рассуждении 1 06.04 48 Литературные аргументы в сочинении-рассуждении. Практикум 1 06.04 49 Жизненные аргументы в сочинении-рассуждении 1 13.04 50 Жизненные аргументы в сочинении-рассуждении. Практикум 1 13.04 51 Создание сочинений – рассуждений на лингвистическую тему 1 20.04 52 Создание сочинений – рассуждений на лингвистическую тему. Практикум 1 20.04 53 Создание сочинений – рассуждений по проблеме текста 1 27.04 54 Создание сочинений – рассуждений по проблеме текста. Практикум 1 27.04 55 Создание сочинений – рассуждений по проблеме текста. Практикум 1 04.05 56 Обобщение и повторение пройденного материала 1 04.05