Применение здоровьесберегающих и исследовательских технологий на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ (обобщение опыта)


ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» кафедра социально-гуманитарного образования Применение здоровьесберегающих и исследовательских технологий на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ Курск 2016 Групповой проект подготовили слушатели КПК1.Жигулина Марина Вениаминовна , учитель русского языка и литературы МКОУ«Половнёвская СОШ» Октябрьского р-на Курской области; 2.Наумова Марина Алексеевна , учитель русского языка и литературы МКОУ «Дьяконовская СОШ» Октябрьского р-на Курской области; 3.Негребецкая Любовь Юрьевна ,учитель русского языка и литературы МКОУ «Ленинская СОШ» Октябрьского р-на Курской области;4.Согачева Наталья Алексеевна ,учитель русского языка и литературы МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского р-на Курской области;5.Фролова Елена Эдуардовна ,учитель русского языка и литературы МКОУ «Лобазовская СОШ» Октябрьского р-на Курской области
рассказать о значении и функциях здоровьесберегающих и исследовательских технологий как средствах реализации ФГОС ООО ; определить эффективность применения здоровьесберегающих и исследовательских технологий на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ Цель проекта:
В современной образовательной организации учебно-познавательная деятельность обучающихся должна быть направлена на решение социально актуальной и личностно значимой для обучающегося познавательной проблемы. Самое важное для учителей русского языка и литературы – избрать правильный путь развития учебно-познавательной деятельности с целью качественной подготовки обучающихся к ОГЭ. Добросовестно, с желанием понять мы изучили требования и нормы ФГОС ООО и чётко уяснили, что в основе его реализации главное – системно - деятельностный подход. В связи с этим ощутили, что в современном обществе идёт формирование некой философии образования новой школы, где совокупность избранных форм, методов, технологий обязана сработать на успех каждого обучающегося, на его положительный результат.
Важно учесть, что обучающийся должен сам планировать темп и траекторию решения познавательной проблемы, сам инициировать оказание необходимой ему консультационной помощи, сам определять для себя время и порядок прохождения текущего контроля в границах итоговых контрольных мероприятий. В подлинной мере учащийся становится субъектом деятельности, потому что эта деятельность, при правильной её организации, становится для него важной. Учителю не должно быть безразлично, насколько каждый обучающийся на уроке активен, с целью активизации учебно-познавательной деятельности педагог обязан продумывать условия создания ситуации успеха для всех обучающихся. Всё это возможно через системное использование инновационных образовательных технологий.
Образовательная технология - это модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности, которая включает в себя индивидуально-групповую, информационно-диагностирующую, организационно-развивающую, деятельностно-эвристическую, духовно-гуманитарную и мотивационно-управленческую составляющие.В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
При множестве определений понятий "педагогическая технология" большинство специалистов объединяют их четырьмя принципиально важными положениями:1)планирование обучения и воспитания на основе точно определённого желаемого эталона;2)программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика;3)сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;4)коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса. По словам И.П.Раченко , любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начать сначала.
Нам известно, что инновационные педагогические технологии как средства реализации ФГОС представляют собой комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:1)современное содержание ( передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике). Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных, динамичных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.2)современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся через парную, групповую форму работы, на их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.3)современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
Идея здоровьесбережения обучающихся, их компетентностное самоопределение и социализация на сегодняшний день – одно из главных направлений национального проекта «Образование», президентской инициативы , ФГОС ООО. «Здоровье - это еще не все, но все без здоровья – ничто»,- гласит известный афоризм (Сократ), поэтому целесообразно в качестве средства для реализации идей ФГОС ООО на всех этапах развития УУД, в частности на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ , использовать здоровьесберегающие и исследовательские педагогические технологии. Так как ОГЭ проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ, соответствующим требованиям ФГОС ООО, то на подготовительном этапе в работе с обучающимися учитель русского языка должен в первую очередь вооружиться основами здоровьесберегающих и исследовательских педагогических технологий.
Функции здоровьесберегающей технологии как средства реализации ФГОС ООО на уроках русского языкаФормирующая и развивающая : осуществляется на основе биологических и со­циальных закономерностей становления личностиинформативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций адаптивная: воспитание у обучающихся направленности на здравотворчество, на устойчивость и избирательность в социальной средерефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективамиинтегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколениядиагностическая: заключается в на­правленности действий педагога в соответствии с природными возможностя­ми ребенка, предполагает индивиду­альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком
style.rotation








Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
На уроках русского языка и литературы имеют влияние подбор текстов, предложений, словарная работа на тему спорта и здоровья, профилактики заболеваний, формирование здорового образа жизни. Например, словарный диктант со следующим набором слов: заняться баскетболом, зажечь олимпийский огонь, укреплять здоровье, любить гимнастику и др. На уроках развития речи учащиеся пишут сочинение «Заметка в газету» по здоровому образу жизни на темы «Любимый вид спорта», «Что значит быть здоровым?», «Нам от болезней всех полезней».
1.Прослушайте песню. Определите проблему, тему текста. Сформулируйте и прокомментируйте тезис к рассуждению «Что такое курение» Колумб Америку открыл!Великий был моряк!Но заодно он научилВесь мир курить табак.От трубки мира у костра ,раскуренной с вождем,Привычка вредная пошла в масштабе мировом.Минздрав предупреждает:Куренье - это яд!Минздрав предупреждает, минздрав предупреждает!А Колумб, а Колумб, а Колумб, а Колумб, а КолумбНи в чем не виноват.Колумб, который Христофор,Не ведал, что творил.Не мало утекло с тех пор,Дым сизый наших сил.Нам слаще аромата розТабачный перегар.Мы вводим в дом инфаркт, склероз,Рак легких и катар. 2.Составьте СПП с несколькими придаточными объясняющими, почему «куренье – это яд». В какой структурной части рассуждения можно использовать эти предложения? Минздрав предупреждает:Куренье - это яд!Минздрав предупреждает, минздрав предупреждает!А Колумб, а Колумб, а Колумб, а Колумб, а КолумбНи в чем не виноват.Я лично бросил, не курю,Я бодр, полон сил.Родной Минздрав благодарю,Что он предупредил.О, Ресси, извини меня, за грустный каламбур:Куренью с нынешнего дня объявим перекур!Минздрав предупреждает:Куренье - это яд!Минздрав предупреждает, минздрав предупреждает!А Колумб, а Колумб, а Колумб, а Колумб, а КолумбНи в чем не виноват.(Наум Олев, А.Балагин , муз.В.Быстрякова; песня «О вреде курения» из мультфильма «Остров сокровищ»)
3.Задания для групповой работы к уроку по подготовке к сочинению-рассуждению «Куренье – это яд!» I.Группа «Историки»Проведите исследование вопроса «История появления табака в России»II.Группа «Химики»Проведите исследование вопроса «Состав табачного дыма»III.Группа «Биологи»Проведите исследование вопроса «Последствия курения»IV.Группа «Лингвисты»Проведите исследование вопроса «Что значат выражения «пити табак», «современное оружие - это сигарета»?» V.Группа «Рациональные хозяева»Проведите исследование вопроса «Что я куплю, если не курю…»
1.Спрогнозируйте свои действия для работы с данным текстом. Составьте задания ,идентичные заданиям КИМ ОГЭ. Предложите их выполнение одноклассникам, проведите проверку. (1)В 1542 году испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений.(2)Колумб вывез семена в Европу, поверив в целебную силу этого растения. (3)В состав табака входит никотин -сильнодействующий ЯД!(4)Свое название никотин получил от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1760 году преподнес семена табака французской королеве Екатерине Медичи, указывая на якобы целебные свойства табака. (5)Никотин – алкалоид, содержащийся в табаке и некоторых других растениях, при курении табака, этот алкалоид всасывается в организм.(6)В мире ежегодно умирает от курения 1,5 млн человек.В нашей стране – 100 000 человек.(7)От курения умирает больше людей, чем от алкоголя, авиа и автокатастроф, суицидов и насилия.
2.Прочитайте высказывания. Как вы их понимаете? Выберите одно из высказываний и на его основе напишите сочинение-рассуждение ,самостоятельно определив тему, можете взять в качестве тезиса выбранное Вами утверждение. Аргументируя тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –– из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерк.«Берегите здоровье смолоду»(УНТ)«Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других». ( Семашко Н.А. ) «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой» (И.В.Гёте ) «На своих ошибках учатся только дураки». (Бисмарк)
Приведите примеры слов, называющих виды спорта. Составьте с ними и запишите предложения по следующим схемам .Укажите номер схемы СПП с однородным подчинением придаточных предложений. Составьте текст на тему «Зачем нужно заниматься спортом» 1.[ O и О ] . 2.[ и О, и О, и О ] . 3.[ О : О и О - … ] . 4.[ ] , а также [ ] . 5.[ ] , ( чтобы……) . 6.[ ] ,(потому что….). 7.[ … ,ввод. сл. ,… ] . 8.[ … ,(который…),….]. 9. […. ],(что….) и ( ……).
1.Прочитайте пословицы и поговорки ,объясните их смысл. Что их объединяет?Напишите рассуждение , взяв в качестве тезиса одну из пословиц.Закаляй свое тело с пользой для дела. Холода не бойся, сам по пояс мойся.Кто спортом занимается, тот силы набирается.Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.Кто любит спорт, тот здоров и бодр.И смекалка нужна, и закалка важна.В здоровом теле здоровый дух.Паруса да снасти у спортсмена во власти.Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.2.Обращаясь к ИКТ , составьте словарь мудрых мыслей из афоризмов на тему «Здоровье - наше всё!»
1.Прослушайте текст . Определите проблему и тему текста. Выделите ключевые слова. Определите микро темы, запишите план текста. Напишите сжатое изложение. Инфантильность…У нее разные грани. Это и поголовный Гарри Поттер в руках взрослых в метро. Это и вера в «доброго царя», который придет и все рассудит, - когда люди большие, сильные ждут кого-то более сильного и решительного, кто справился бы с их проблемами. Это и просто нежелание самостоятельно принимать решения, оставляя все как есть. Юнг называл состояние людей в начале XX века «безмерно разросшимся и раздувшимся детским садом». С тех пор прошло уже около 70 лет, но ситуация, кажется, только усугубилась. И призыв о том, что из ребенка надо воспитать полноценную личность, не срабатывает, ведь для того, чтобы воспитать личность, надо самому быть этой личностью. А воспитывают обычные родители и педагоги, многие из которых очень часто на протяжении половины или даже целой жизни остаются во многом детьми. Осознавая, что во время их детства были допущены определенные промахи, они хотят исправить их в следующем поколении. Но это желание неизменно упирается в психологический факт: «я не могу исправить в ребенке те ошибки, которые сам все еще совершаю». А это значит, что родители и воспитатели должны сначала повзрослеть сами, перестать быть инфантильными и держаться за свою инфантильность. Инфантильность... Слово, конечно, красивое, почти «королевское», ведь инфантом называют королевского ребенка. Только последствия у нее опасные, как у болезни, и заражаемся мы ею незаметно. Выявить наличие у себя этой «королевской болезни» сложно. Понять, что черты инфантильности у вас есть, — это уже шаг вперед. А дальше нужно понять, что же с ними делать . Но как же, спросите вы, повзрослеть и при этом остаться молодым душой, не стать таким, как взрослый из «Маленького принца» Экзюпери, — не думать только о цифрах и о том, сколько зарабатывают родители друга, а о том, что он любит и чем увлекается... (По Юлии Люц )
2.Просмотрите выпуск «Ералаш» «Вот это внук!» ( автор Б. Рябкин, режиссёр М. Юзовский). В чём наблюдается сходство с прочитанным текстом? 3.Как Вы понимаете значение слова ИНФАНТИЛЬНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ИНФАНТИЛЬНОСТЬ», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –– из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Реализация исследовательского обучения более или менее успешно решает многие проблемы и задачи современного образования: развития исследовательской компетентности, творческого потенциала учащихся и их учебной мотивации, преодоления недисциплинированности части учеников, профессионального самоопределения школьников и др. Исследовательское обучение должно быть направлено на решение именно названных проблем, а не на подготовку ученика ко взрослой жизни в науке. Последнее может выступать лишь желаемым следствием при успешном решении первой важнейшей задачи — искренней заинтересованности учеников в собственной исследовательской деятельности.Социальная и личностная значимость исследовательского обучения состоит в инициировании внутренней потребности ученика в исследовании, в том, что проблема, которую он исследует, является субъективно интересной и значимой для него. Какие основные элементы и этапы отдельных форм уроков исследовательского характера?
Примерная образовательная программа основной школы нам дает основу в виде форм учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях. Урок-лаборатория. Урок изобретательства. Урок – творческий отчет Урок «Удивительное рядом» Урок – рассказ об ученых. Урок – защита исследовательских проектов Урок-экспертиза Урок «Патент на открытие» Урок открытых мыслей Семинар Практические и лабораторные занятия, Учебный эксперимент. Домашнее задание исследовательского характера
Базисом исследовательской компетенции служат исследовательские способности (умения), которые проявляются в исследовательском поведении учащихся: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности. Это повышает успешность человека в образовании и профессиональной деятельности, поскольку именно творческая личность, как отмечает Д. Б. Богоявленская, является более конкурентоспособной. В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида. Исследовательская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности.
Принцип опоры на образовательные интересы учащихся. Важно, чтобы решение о проведении в исследования, выбор темы были за самим учеником, предлагать ему альтернативы, созвучные его желаниям. Принципы исследовательскихтехнологий как средствареализации ФГОС ОООПринцип опережающего характера заданий. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, идеями в своих исследованиях, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке, что положительно сказывается на учебной мотивации. Принцип самоорганизации . Благодаря самоорганизующейся деятельности личность обучающегося способна саморазвиваться, проявлять автономность, критичность, мотивированность, рефлексию.Принцип сотрудничества учащегося и педагога. Учитель и учащийся становятся "коллегами". Партнёры работают на равных и уважительно относятся к "научной" позиции друг друга, создаётся благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребёнка и результаты его самореализации.Принцип продуктивности. Действия направлены на формирование и развитие творческого мышления, исследовательских умений и способностей.Принцип рефлексии. Ученик не только проводит исследование, но и знает, как он это делает, становясь сам для себя объектом управления.
style.rotation








Очень важно сегодня учителю помнить: нужно идти в ногу со временем, что называется , быть в тренде, чтобы быть интересным детям. « Relax and enjoy — (записываем после того, как дети, изучающие английский язык, попытались перевести фразу) путь к деградации» ; прошу обучающихся в Интернете посмотреть, кто об этом говорит (Патриарх Кирилл), узнаём содержание обращения к молодёжи, анализируем; раздаём распечатки с откорректированным текстом для выполнения заданий с целью исследования и анализа языковых единиц в рамках изучаемой темы, интересно будет предложить детям самим сформулировать задания для дальнейшей работы с текстом на уроке( по текстоведению, по синтаксису, по морфологии, по словообразованию и т.д) при подготовке к ОГЭ.Текст (1) Лозунг Relax and enjoy— путь к деградации.(2)Глава Русской православной церкви подчеркнул, что умение искренне радоваться жизни очень важно. (3)Российский патриарх призвал молодых людей и всех россиян не следовать западному лозунгу Relax and enjoy.(4) Об этом он заявил на встрече с молодежью, которая прошла 18 ноября в одном из павильонов ВДНХ. —(5) Это понятие стало сегодня международным сленгом: relax and enjoy — отдыхай и получай удовольствие.(6) А по-русски — «не напрягайся, смотри проще на вещи» или «что, тебе больше всех надо? — отдыхай, кайфуй», — сказал патриарх Кирилл.(7)Такое поверхностное отношение к жизни, по словам главы РПЦ, это путь к деградации, причем не только человеческой личности, но и всей цивилизации.(8) При этом, как отметил Кирилл, умение радоваться жизни искренне и благодарить Бога — очень важно.—(9) Христианство — это не безрадостная и не скорбящая религия. (10)Это не система табу, которая зажимает человека и мешает ему жить, — цитирует предстоятеля ИТАР-ТАСС. —(11) Христианство дает огромную энергию. (12)Оно действительно раскрепощает человеческий дух, поднимает человека над сиюминутными обстоятельствами времени, открывает грандиозную перспективу.
Задания ---Замените словосочетание «человеческий дух» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.--Среди предложений 10––12 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.--Среди предложений 8––12 найдите сложное предложение с союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.--Из предложений 9––12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости последующего согласного.--Из предложений 1––6 выпишите слово, в котором правописание НН в суффиксе определяется правилом: «В наречиях на -о,-е пишется столько н ,сколько в прилагательных, от которых они образованы».--Укажите количество грамматических основ в предложении № 12 . Ответ запишите цифрой.--Выпишите грамматическую основу из предложения №9
--В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. А по-русски — «не напрягайся,(1) смотри проще на вещи» или «что,(2) тебе больше всех надо? — отдыхай,(3) кайфуй»,(4) — сказал патриарх Кирилл.Такое поверхностное отношение к жизни,(5) по словам главы РПЦ,(6) это путь к деградации,(7) причем не только человеческой личности,(8) но и всей цивилизации. --Замените слово «зажимает» (предложение №10) стилистически нейтральным синонимом.
Творческое задание на выбор (***информация для всех) 1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста . Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете ». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Христианство дает огромную энергию. Оно действительно раскрепощает человеческий дух, поднимает человека над сиюминутными обстоятельствами времени, открывает грандиозную перспективу».Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование 3)Как Вы понимаете значение словосочетания ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –– из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.***Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Прочитайте высказывания. Определите связь между ними. Приведите примеры ключевых слов и словосочетаний из этих афоризмов, которые будут способствовать вам в правильном целеполагании и успешной самоорганизации учебных действий при изучении русского языка. Составьте и запишите сложноподчинённое предложение с использованием ключевых слов. Определите виды придаточных предложений.Язык – это словесная икона народа, которая хранит национальное, историческое, культурное и духовное наследство . (руководитель Епархиального амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз)Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Паустовский К.Г. Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Куприн А.И.  В словах и выражениях у нас нет недостатка, умейте только отыскать их, изучить, усвоить и пустить в ход. Даль В.И.
Вниманию учащихся предлагается отрывок из книги Э. Вартаньяна «Из жизни слов». На (во) всю Ивановскую В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки. Тут же ( ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские указы и приказы. Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.  Приведите пример словосочетания, которым можно заменить данное выражение (Очень громко.) Устно придумать с ним ССП
Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Быль-небылица».О каких двух знаках говорится в стихотворении? На белых вёдрах вдоль бортов, На каждой их семерке, Была фамилия «Багров» - По букве на ведёрке. -Тут что-то, дедушка, не так: Нет буквы для седьмого! – А вы забыли твердый знак! – Определите путь исследования вопроса : как понять выражение, что твёрдый знак «был в ходу при царе»? Почему он теперь «не в моде»? Порассуждайте - хорошо ли это? Приведите примеры для аргументирования(Два знака – это твёрдый и мягкий знаки. В старые времена буквой ъ «ер» заканчивались многие слова, а после Великой Октябрьской социалистической революции правительство приказало уничтожить эту букву везде, где она стояла понапрасну, оставив её , однако, в середине слов в качестве «разделителя».) Сказал старик сурово. – Два знака в нашем букваре, Теперь не в моде твёрдый, А был в ходу он при царе, И у Багрова на ведре Он красовался гордо.
Составьте словарь терминов, сформулировав самостоятельно значения слов и словосочетаний. Сравните данные вами формулировки с эталонными.ВзаимовыручкаВзаимовыручка - взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле,поддержка.Внутренний мир человекаВнешний мир человека - это его социальная жизнь, а внутренний мир – это некоепсихическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности.Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями,чувствами.ВыборВыбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одноговарианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркиваяисключительную важность таких моментов в жизни: "Быть или не быть, вот в чемвопрос...". Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института,любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдаватьпредпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.ДружбаДружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные налюбви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах иувлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие итерпение.Жизненные ценностиЖизненные ценности – это набор крайне важных для человека аспектов, которыеслужат эталонами в его жизни и определяют его действия. Для кого-то важныматериальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для другихприоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье,творческое саморазвитие... Жизненные ценности не возникают за один день, онитворческое саморазвитие... Жизненные ценности не возникают за один день, онинакапливаются с детства, формируются социумом и следуют за человеком всю егожизнь.
Неуверенность в себеНеуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера всебя, свои силы, свои возможности. Такие люди беспокоятся о том, что подумаюто них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие.Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность иотстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей ипринимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственнуюточку зрения.Нравственный выборНравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится приниматьили не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или всоответствии со своими взглядами и убеждениями: готов ли я пожертвовать радидругого своим комфортом и удовольствием? Нравственный выбор являетсяточным показателем, каковы морально-этические установки человека вотношениях с окружающим миром.Сила духаСила духа – одно из главных качеств, делающего человека сильным. Сила духаскладывается из формирования воли, стойкости, упорства. О сильных,мужественных и стойких людях говорят, что они сделаны из железа:Гвозди бы делать из этих людей –Крепче бы не было в мире гвоздей.(Николай Тихонов)
Эффективными средствами реализации ФГОС ООО являются здоровьесберегающие и исследовательские технологии, так как открывают новые знания и способыдеятельности, углубления и систематизации изученного; поиск нового составляетоснову для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления, так необходимых для качественной подготовки для достижения высоких результатов ОГЭ по русскому языку.
Использованная литература1.БЫСТРОВА Е.А. Цели обучению русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках//Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие/ под ред. Быстровой Е.А.- М.,2014 г.2. Маюров А.Н., Маюров Я.А. В здоровом теле – здоровый дух! Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 класс. Книга 1. – М., 2004.3. Севрук А.И., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок. //Школьные технологии, 2004, №2, с. 200-207.4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Учебное пособие. Под ред. Сократова Н.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005.6. Чупаха И.В. и др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, 2001