Викторина Познай свой город (4 класс)

Воронова Вера Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №27» г.Чебоксары
Чувашской Республики

План – конспект
внеклассного мероприятия

Викторина «Познай свой город!» (4 класс)
 
Основная часть
Цель:
закрепление знаний детей о родном городе, как о частице нашей Родины.
Задачи:
1. Развивать творческие способности учащихся, прививать навыки групповой работы.
2. Вызвать интерес к истории своего города, желание заботиться о своём городе.
3. Формировать экологическое, эстетическое, духовное воспитание учащихся, уважение к истории, культуре родного города.
Подготовка к викторине:
в классе или из двух классов одной параллели формируются 2 команды (численностью 6 человек). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз), внешний вид и выбирает капитана команды.
Оборудование:
проектор;
экран;
презентация;
буклет памятка «Правила работы в группе»;
видеоролик «Чебоксары – жемчужина Поволжья»;
бейджики с распределением ролей в группе;
книги о городе Чебоксары, о чувашской вышивке;
салфетки с чувашским орнаментом;
национальное нагрудное украшение;
хушпу;
фотография герба;
карточки с заданиями;
медаль «Знатоки города»;
лист жюри.

№№
п/п
Этапы мероприятия
Ход мероприятия
Формируемые УУД на каждом этапе мероприятия

I.
Организационный момент.
 Добрый день, ребята! Пусть он будет для нас добрым. И разбудит в каждом из нас лучшее – чувства, желание слышать, понимать и поддерживать друг друга.
Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего расположения друг к другу. А теперь улыбнитесь всем, кто находится сегодня с нами. Я желаю вам, что хорошее настроение не покидало нас!
Личностные УУД:
готовность и способность к саморазвитию и мотивация к
познанию нового.

II.
Вводная часть.









Актуализация знаний
(2 слайд.)
Чебоксары, Чебоксары!
Город дружбы, доброй славы.
Славен город наш родной
И трудом и красотой.
Разной нации народ
Семьёй дружною живёт.
Хлебосольный, трудовой
Любит, строит город свой.

- Чему же посвящается наше занятие?
(Ответы детей.)
(3 слайд.)
- Правильно, наше занятие посвящается родному городу – Чебоксары. Белые Чебоксары. Так любовно называют чуваши свою столицу. Город действительно кажется белым пароходом, только что причалившим к живописному берегу Волги. Искрятся светомузыкальные фонтаны. На правом берегу в лучах заходящего солнца кажутся высеченными из розового мрамора уходящие ввысь по холму длинные стены современных многоэтажных зданий. И вот перед нашим взором открывается величественная панорама Чебоксарского залива с широко раскинувшимися крыльями мостов, водяными горами фонтанов, луковками церквей Свято-Троицкого монастыря.

1-й ученик:
Новых улиц строй необозримых
И сады в сиреневом дыму -
Как хорош ты, город мой любимый,
Как ты дорог сердцу моему!

2-й ученик:
Каждый день, рассветный час встречая,
Красоту "твою я вижу вновь.
Чебоксары - юность золотая -
Навсегда, как первая любовь!

3-й ученик:
Ты стоишь на Волге величаво.
На тебя гляжу - не нагляжусь.
Я твоим трудом, твоею славой
По-сыновьи трепетно горжусь.

- Сегодня у нас соревнуются две команды учащихся. И мы сегодня с вами узнаем, какая команда получит медаль «Знатоки города».

(4 слайд.)
Ролевое распределение в команде:

Организатор (лидер) – организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы.
Секретарь – оформляет решение группы.
Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
Спикер – представляет результаты работы группы.
Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
- Роли распределили. Для успешной работы осталось вспомнить правила работы в группах.

(5 слайд.)
Ученик:
Говорить вполголоса.
Один говорит, другие слушают.
Не перебивать выступающих.
С уважением относиться друг к другу.
Разговор должен идти только о предмете задания.

Регулятивные УУД: целеполагания.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информаций.
















Личностные УУД:
воспитание любви к родному городу, стремление к красоте, готовность поддержать состояние окружающей среды.















Коммуникативные УУД:
распределять роли в группе, брать ответственность на себя, формулировать собственные мнения и позицию; договариваться друг с другом, сотрудничать в совместном решении.








Коммуникативные УУД: учиться работать в группе.

III.
Основная часть
Представление команд.
Команды-участницы подготовили домашнее задание: название, эмблему команды, соответствующий названию внешний вид, творческое представление, где команда коротко заявляет о себе.
Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла
2. Представление состава жюри.
- Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. (Каждый правильный ответ – 1 балл).

Конкурс «Блиц-турнир».
Вопросы 1 команде:
(6 слайд.)
Столица Чувашской Республики. (Чебоксары)
(8 слайд.)
Как переводится на чувашский язык «Чебоксары». (Шупашкар)
(10 слайд.)
Знаменитая купеческая династия в Чебоксарах. (Ефремовы)
(12 слайд.)
Мэр города. (Л.Черкесов )
(14 слайд.)
На каком монументе имеется надпись: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви»? (На монументе «Мать-Покровительница».)
Ежегодный праздник практически всех относительно крупных городов. Обычно заканчивается фейерверками и салютом.
(День города.)
(Ответы на слайде)

Вопросы 2 команде:
(7 слайд.)
На берегу какой реки раскинулся город Чебоксары? (На берегу реки Волги.)
(9 слайд.)
Официальная дата начала исчисления г. Чебоксары. (1469 г.)
(11 слайд.)
Глава Чувашской Республики.
(М.В. Игнатьев)
(13 слайд.)
Главная площадь нашей столицы. (Площадь Республики.)
(15 слайд.)
Перед зданием администрации - три флага. Какие это флаги? (России, Чувашии, г.Чебоксары.)
(17 слайд.)
Главный символ города – открытый 9 мая 2003 года 46-метровый монумент. ( Монумент «Мать-Покровительница».)
(Ответы на слайде.)

Конкурс «Символы города».

- Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Отношение к символам государственности - один из показателей культуры общества. Ведь они отражают историю народа, его прошлое и настоящее, традиции наших предков и новые устремления в будущее.

Угадайте по описанию символы города.
(Команды отвечают по очереди).

1. При публичном исполнении этой Величальной песни присутствующие выслушивают стоя, мужчины - без головных уборов. (Гимн.)
2. В нижней части щита пять уток на синем фоне. В верхней же части помещён бело-красный чувашский орнамент; в центре орнамента дата «1469». (Герб.)
3. Представляет собой прямоугольное полотнище. Соотношение ширины к длине 5:8. Цвет полотнища белый с односторонним изображением в центре основного элемента герба города Чебоксары». (Флаг.)
4. Голубое, лазоревое поле в геральдике означает
(символ красоты, ясности, мягкости и величия.)

Конкурс «Выдающиеся люди Чувашии». (Приложение 1)

- Что значит «выдающиеся люди»?
(Спортсмены, артисты, писатели, художники и т.д.)
- Выдающимися людьми Чувашии названы личности, внёсшие существенный вклад в культуру чувашского народа и всего человечества, известные своими достижениями или влиянием на ход истории. Соедините стрелкой, чем знаменит каждый из этих людей.

Ответы к заданию:
Иван Яковлевич Яковлев педагог, просветитель чувашского народа, общественный деятель, составитель современного чувашского алфавита.
Константин Иванов основоположник Чувашской поэзии. Написал поэму «Нарспи».
Михаил Сеспель чувашский поэт. Он своими стихами прославился на всю Россию.
Василий Иванович Чапаев герой Гражданской войны.
Андриян Григорьевич Николаев летчик-космонавт, третий в мире человек, покоривший космос, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.
Соколов Валериан Сергеевич - советский боксёр, заслуженный мастер спорта СССР. Олимпийский чемпион.

Конкурс «Достопримечательности города Чебоксары». (Приложение 2)

- Чебоксары – один из красивейших городов Поволжья. Жемчужиной и главной достопримечательностью города является Чебоксарский залив.
В течение 5 минут команды должны подчеркнуть названия тех достопримечательностей, которые находятся на территории города Чебоксары. За каждую допущенную ошибку команда получает 1 штрафной балл.

Музей В. И. Чапаева, Царь-колокол, Монумент «Мать-покровительница», Красная площадь, Петропавловская крепость, Царь-пушка, Национальный музей, Эрмитаж, Залив-жемчужина Поволжья, Мемориальный парк Победы, Литературный музей им К. В. Иванова.

Конкурс «Театры города Чебоксары» (Приложение 3)

Город Чебоксары по праву считается «культурной столицей Поволжья». В городе работают Чувашский и Русский драматические театры, Театр оперы и балета, Театр кукол, Театр юного зрителя.
Соотнесите фотографию театра с его названием.
(Ответ: 1 - 5, 2 - 4, 3 - 1, 4 - 3, 5 – 2.)

Вышивка является одним из основных видов национального искусства, идущим из глубины. В этих узорах вышивальщиц – их представление о мироздании, миропонимании, отражение быта и культуры народа. В них отразились следы многовековой истории чувашского народа.
«Самое ценное и удивительное, которое сохранили чуваши до наших дней, самое великое, это язык, песни, вышивка. У чувашей сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок».
(И.Я. Яковлев).

Конкурс «Чувашская вышивка».
(Приложение 4)

Выберите правильный ответ.

1. Чувашская народная вышивка это:
а) вышивка крестом и гладью;
б) вышивка по счету ниток;
в) вышивка крестом;
г) вышивка гладью.

Основные цвета чувашской вышивки это:
а) все оттенки красного и чёрный;
б) зелёный, синий, жёлтый;
в) только синий и белый.

В чувашской вышивке насчитывается более:
а) 40 типов швов;
б) 30 типов швов;
в) 50 типов швов;
г) 30-50 типов швов.

Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была:
а) песня;
б) танец;
в) вышивка;
г) праздник.
5. Для вышивки нитки:
а) покупали в магазине;
б) красили дома;
в) покупали на базаре;

Конкурс «Мозаика». (Приложение 5)

- У вас на столах лежат конверты, в них разрезные картинки из которых вам надо составить один из символов города Чебоксары - герб.

Конкурс «Кластер». (Приложение 6)
Учитель:
Завершая нашу конкурсную программу, хочу предложить составить кластер про наш любимый город Чебоксары. А что такое кластер?
(Ответы детей.)
Учитель:
Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий логична и проста.
Посередине листа написано ключевое слово, которое является «сердцем» нашей темы. Ваша задача вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Чем больше слов подберёте, тем больше баллов наберёте.
(Можно предложить готовую схему или по мере записи, появившиеся слова соединить прямыми линиями с ключевым понятием и текст гимна города Чебоксары.)
(Прилагательные: чистый, красивый, светлый, милый, родной, любимый, культурный, чудотоворный, юный, добрый, дивный.)

Вывод: Чебоксары – это чистый, красивый и зеленый город, где нашли свое место современные веяния, переплетающиеся с историческими ценностями. Один из немногих городов с уникальными памятниками архитектуры. Преимущества жизни в этом городе очевидны. Фонтаны, Волга, чистый воздух, ухоженные улицы – все это делает Чебоксары одним из лучших городов Поволжья.


















Личностные УУД:
ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать партнера.

Познавательные УУД:
добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Регулятивные УУД:
контроль, соморегуляция, коррекция.

























Личностные УУД:
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.


Познавательные УУД:
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Коммуникативные УУД:
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.















Познавательные УДД: уметь извлекать информацию из иллюстраций.
Регулятивные УУД:
согласованно выполнять совместную деятельность.
Коммуникативные УУД:
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.























Регулятивные УУД:
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.














Познавательные УДД: уметь извлекать информацию из иллюстраций.
Коммуникативные УДД:
стремление высказывать и и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
согласованно выполнять совместную деятельность.

















Коммуникативные УУД: стремление высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
согласованно выполнять совместную деятельность.




















Познавательные УДД:
представлять информацию в виде рисунка.


Познавательные УДД:
представлять информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с одноклассниками.

Личностные УУД: совершенствование имеющихся знаний и умений, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

Регулятивные УУД:
оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


IV.
 Заключительная часть.
Подведение итогов.
Пока наше уважаемое жюри подводит итоги нашей викторины, я вам предлагаю посмотреть ролик о нашем городе Чебоксары.
(Просмотр видеоролика «Чебоксары – жемчужина Поволжья».)
Вручение медалей победителям.

Личностные УУД:
воспитание любви к родному городу, стремление к красоте, готовность поддержать состояние окружающей среды.

V.
Рефлексия.
- Что нового для себя открыли на занятии?
- Где ребята вам пригодятся полученные знания?

Работая в команде мне:

было легко и все понятно;
возникали трудности, которые мы преодолевали;
работать трудно, много непонятного;
работа в группе была эффективной;
каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание.
- Я благодарю всех за активную работу.
- Продолжайте изучать свою малую Родину, её природу, любите её и защищайте, и помните, что именно от вас зависит, каким наш город будет в будущем.


Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности учителя.

Литература:
Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Ч
·ваш т
·рри: техника. Приёмы. Книга – альбом.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2006.
Жиренко О,Е., Яровая Л. Н. и др. Внеклассные мероприятия: 4 класс.- 3 –е изд. перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2007.
Иванов – Орков Т.Н. Узоры земли чувашской. Современные художественные промыслы и сувениры. Книга – альбом.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство,2007.
Шемаров В.С. Чувашия – республика моя.- Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1991.
Фотографии из личного архива
 




15