Сценарий внеклассного занятия Литературно-краеведческий журналЗнай и люби свой край!


Внеклассное мероприятие
«Знай
и люби
свой край»
для учащихся 1-4 классов

Учителя начальных классов
МКОУ «Вишенская СШ»
Ватулёвой Е.И.
1
Внеклассное мероприятие «Знай и люби свой край»
Цель: формировать знания государственной символики России и Крыма
формировать гражданские, патриотические чувства гордости и ответственности за судьбу своей страны, своей малой Родины
познакомить детей с достопримечательностями Белогорского района; познакомить детей с произведениями о Крыме крымских писателей;
воспитыватьлюбовь и уважение к родному краю и бережное отношение к окружающему миру
Оборудование: карта России, Крыма, изображение государственных символов России, Крыма, Белогорска, запись гимнов России, Крыма, презентации
Ход занятия
Орг момент
Вступительная беседа

- Начать сегодняшнее занятие я хочу прочитав стихотворение В.Степанова
 Живут в России разные
 Народы с давних пор.
 Одним тайга по нраву,
 Другим – степной простор.
 У каждого народа
 Язык свой и наряд.
 Один черкеску носит,
 Другой надел халат.
 Один – рыбак с рожденья,
 Другой – оленевод,
 Один кумыс готовит,
 Другой готовит мед.
 Одним милее осень,
 Другим милей весна.
 А Родина Россия,
 У нас у всех одна.
- Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить?
1) Беседа о Родине
          -Что такое Родина?
          -Сравни три высказывания
* Родина – это место, где человек живёт.
*  Родина – это любая страна, где человеку хорошо жить.
* Родина – это место, где человек родился,  вырос, где он трудится, где живут его близкие ему  люди.
  - Какое из высказываний, на ваш взгляд, наиболее верное? (Третье)
Родители, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?
 (слова В. Матусовского, музыка В.Баснера «  С чего начинается Родина?»
            С картинки в твоем букваре,
            С хороших и верных товарищей,
            Живущих в соседнем дворе.
            А, может, она начинается
            С той песни, что пела нам мать.
            С того, что в любых испытаниях
            У нас никому не отнять. 2
Определение значения слова Родина.
РОДИНА – это страна, в которой родился челове
или гражданином которой он является
            -Как называется наша Родина?
      Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Федерация означает союз, объединение. Россия объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа.(Учитель показывает на карте территорию России, края).
- На каком материке расположено наше государство?
- Какой город является столицей России? (Москва)
_ Как у любого государства у России есть своя символика. Назовите государственные символы России (Флаг, герб, гимн)
- Какого цвета Флаг? Что символизируют цвета?
- Что изображено на гербе России?
- Чем богата наша страна?
Обобщение ответов учащихся
- Земля, где мы родились и выросли, это наша Родина. Каждый человек любит и должен любить свою Родину. Но когда мы говорим слово «Родина», мы имеем ввиду не только место, где мы родились, но и край, куда входит наша земля.
В этом краю живут люди разных национальностей. Народы, живущие в одном государстве, должны жить в дружбе и взаимопонимании.
  Широка и необъятна наша страна.
- Россия – это наша с вами большая Родина.А малая Родина – это прекрасный полуостров, который входит с состав Российской Федерации под названием КРЫМ!
Чтение учеником стихотворения Л. Фисейской «Родина»
РОДИНА
Родина! Это место где мы родились.
Родина! Это место где мы прижились.
Родина! Это крымская наша земля,
Где проложена нами стезя.
Отчий дом, что купается в нежных лучах.
Дивный край! Он останется в наших сердцах.
Место встречи богов и крещенья Руси,
Где подсолнухи пьют капли свежей росы.
Родина! Это таинство звездных ночей,
Песни волн и ранжир кипарисов-свечей,
Сад Никиты, Салгир, Аю-Даг
И вершина Ай-Петри в снегах.
– Что такое Крым? Мы узнаем из ответов учеников.
Ответы детей:
- Крым – это край, где я родился и расту, хожу в школу и играю с друзьями.
- Крым – это славная историческая земля с вековыми традициями народов, которые проживают на полуострове, площадь которого более 26 тысяч квадратных километров.
- Крым – это красивейшее место в мире с легендарными памятниками архитектуры и культуры, с солнечным южным берегом, заповедными лесами, чудесными крымскими горами и Черным морем.
- Крым – это моя Родина, которую я люблю, уважаю и забочусь о ней.
- Молодцы, мне очень радостно оттого, что вы так хорошо знаете и любите свой родной край, а сейчас послушайте притчу о нашем Крыме.
«Одного старца спросили: 3
- На что похож Крым?
- На гроздь винограда, - не задумываясь, ответил старец.
- Почему? - удивились люди.
- Потому что гроздь винограда состоит из множества сочных, вкусных красивых и богатых витаминами ягод, так и Крым богат множеством прекрасных мест - это и море, и леса, и горы, и степи, богатые растительным и животным миром.
Если сравнить контур Крыма с гроздью винограда, то сразу видно, как они похожи по форме. И, конечно же, люди. Крым принадлежит к тем местам, где проживают люди многих национальностей, со своими традициями, праздниками. Это русские, крымские татары, украинцы, евреи и многие другие. Все эти люди живут одной дружной семьей, так же как ягодки на виноградной грозди. Вот почему Крым похож на виноградную гроздь».
Ребята, вы согласны с тем, что сказал старец?
- Краю, в котором мы живем, поэтесса Л.Фисейская посвятила стихотворение «Маленькая страна» (читают дети в национальных костюмах)
МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА
На ладонях ласкового моря
Маленькая нежится страна.
Довелось ей много видеть горя –
Шрамы зализала все волна
У нее лицо неповторимо,
И такого больше в мире нет.
Аура особая у Крыма,
Сам он – многокрасочный букет.
Отовсюду тянутся земляне
Прикоснуться к нашим берегам
И чуть-чуть завидуют крымчанам:
Повезло здесь поселиться нам.
Здесь уютно при любой погоде,
И, как было в прежние века,
Разные красивые народы
Говорят на многих языках.
Это им нисколько не мешает.
Меж собою все они дружны.
Хорошо друг друга понимают,
Толмачи им вовсе не нужны.
На ладонях ласкового моря
Маленькая нежится страна,
Сон ее оберегают горы,
Колыбельную поет волна.
- Какой город является столицей Крыма? (Симферополь)
_ Крым является Республикой и имеет свой гимн, флаг и герб
- Что такое гимн? (Главная торжественная песня) Как должны вести себя люди во время звучания гимна? Давайте послушаем гимн Крыма
- Какого цвета крымский флаг?
Ученик читает стихотворение Л. Огурцовой
Флаг 4
Флаг Крыма поднимается
Под гимн в родной стране,
Три цвета развеваются
На древке в вышине.
Синей тонкой ленточкой,
Как моря полоса,
Как юбочка у девочки,
Как мамины глаза.
Под нею нежно облаком
Чистейший белый цвет.
Весну напоминает мне,
Подснежников букет,
А ниже будто солнышко,
Раскрасив небеса,
Зарею загорается
На флаге полоса
Ученик: в изображении герба Крыма мы видим две колонны обвитые флагом Крыма. На красном фоне мифологическое существо с телом лва, головой грифона и крыльями птицы. Недаром Крым называют жемчужиной России. В лапах животное держит, охраняя. Жемчужину, А в самом зените мы видим ласковое крымское солнце.
- Крым- это поистине прекрасный уголок. Сколько здесь замечательных смест, созданных природой и человеком. Люди из разных уголков земного шара приезжают в солнечный яКрым, чтобы увидеть Ливадийский дворец и Воронцовский, Ласточкино гнездо, водопады Учан-су и Джур-Джур, Золотые ворота в Феодосии и «Поляну сказок » в Ялте и Т.Д.
- Послушайте стихотворение нашего земляка, жителя г. Белогорска Валерия Стегачева
Мой Крым (презентация)
Мой Крым! Восьмое чудо света!
Земля моя, навек родная,
Воспетая в стихах поэта,
Жемчужина земного рая.
Седых веков нагроможденье.
Здесь по соседству видишь рядом
Курганы скифских погребений
И храм Гомеровской Эллады.
Останки генуэзских стен
Столетий спрятала завеса.
Веков ушедших вечный тлен
Накрыл руины Херсонеса.
Здесь Севастополь с Балаклавой,
Сапун-гора, курган Малахов,
Не сосчитать здесь русской славы,
Оставленных потомкам, знаков.
Лазурный берег, лес и горы,
Майями просто отдыхает.
Лечебный воздух, солнце, море,
Прекрасней места не бывает.
- Чемже ещё привлекаетнаш Крым туристов? 5
-Какие моря омывают Крым?
Послушайте стихотворение Инны Козеевой
Черное море
Кто твердит упрямо в споре,
Будто мрачно наше море?
Ты его окинешь взором –
Удивит оно просторм.
А разгладиться слегка –
Отражает облака.
Море нежно-голубое.
Море дышит, как живое!
На волнах уставших чаек
Море ласково качает.
Всё богатство светлых вод
Щедро людям отдает.
И, вбирая солнца жар,
Сберегает звездный дар.
Море, мы навек с тобою
Крепко связаны судьбою
- Чем славится Белогорский район? Какая достопримечательность находится на территории
Вишенского сельского совета?
Послушайте стихотворение нашего белогорского поэта Василия Семеновича Тарасова
(Презентация)
Ода Белой скале
Как дар небес, как храм природы
Ты миллионы лет стоишь.
Летят, мелькают мимо годы,
А ты их в памяти хранишь.
Каких ты див не повидала
За свой гигантский жизни век!
О, если б все ты рассказала
Как жил тут первый человек!
О, сколько тайн времен скрывает
Твоя седая голова!
Теперь весь мир об этом знает,
Теперь везде идет молва.
Скажи ж, красавица седая,
Скажи, царица крымских скал
Кто тот, кто творчеством пылая,
Тебя в дар миру изваял?
Где тот неведомый ваятель,
Где тот искусства Геркулес,
Твой гениальнейший создатель,
Владелец тверди и небес?
И мне в ответ Скала сказала:
«Ваятель мой – не Геркулес,
Меня природа создавала
Она творец земных чудес
Мне тело ветры шлифовали,
Чтобы красавицей слыла, 6
Дожди веками умывали,
Чтовечно белою была»,
Так украшай Предгорье наше
Еще Эпохи и века,
Будь во сто крат милей и краше
Стройна, бела и высока!
Ученик 1: Ак-Кая воздвигнута на рубеже предгорья и степи, над долиной реки Биюк-Карасу. Основные породы, которыми сложен массив Белой скалы – нуммолитовый известняк и мергель. За многие века солнце, вода и ветер сделали свое дело: на скале образовались причудливые столбчатые выступы и пещеры, похожие на башни и бойницы крепости.
Ученик 2: Особый интерес представляют пещеры Ак-Каи – нижняя и верхняя. В1947 году Белогорский отряд Тавроскифскойархеологической экспедиции под руководством П.Н.Шульцаисследовал нижнюю пещеру. На стенах ее были обнаружены знаки, принадлежащие сарматам, жившим здесь в первые века нашей эры. Предполагают, что некогда пещера эта представляла собой святилище – древний храм.
Ученик 3: С верхней пещерой – Алтын-Тешик, что значит в переводе»золотая нора», связано несколько старинных преданий. Пещера труднодоступна: вход в нее, в виде круглого отверстия, расположен в 52 метрах от подошвы и в 49 метрах от края обрыва. Согласно одной из легенд Алтын-Тешик была логовом змея оборотня, который приносил сюда похищенных им в округе красавиц.
Ученик 4: Другая легенда сообщает, что пещера тянется до самой Феодосии. А если верить третьей, то здесь будто бы спрятали разбойники сундук с золотом (откуда, вполне возможно, и название пещеры).
В сентябре 1960 года группа ялтинских альпинистов, «покоривших» Алтын-Тешик, установила, что это не просто пещера, а грот двадцатиметровой высоты, круто поднимающийся вверх. Лучи солнца никогда не заглядывают в его дальнюю часть, и поэтому так заманчиво чернеет снизу «ход» этой не совсем обычной пещеры.
Ученик 5: Если альпинисты положили конец «тайнам» Белой скалы, то для археологов она по-режнему таит немало загадок.
Известно, что много тысяч лет назад она была местом обитания древнего человека. Ак-Кая служила ему укрытием от непогоды и загоном во время охоты на зверей.
Ученик 6: В средние века Ак-Кая была местом казней. Народная память сохранила предание, что на эту скалу дважды приводили молодого Богдана Хмельницкого, плененного в 1620 году. На глазах у него по распоряжению Мурзы Яруса, местного феодала, сбрасывали пленников, дабы заставить Богдана поторопиться с выкупом.
Ученик 7: Не осталась без внимания Ак-Кая и в период борьбы русского государства за выход к Черному морю. В 1777 году здесь был размещен штаб А.В. Суворова
Вот об этом гласит предание.
А.В. Суворов был тем знатен, что, как сокол, налетел на врага неожиданно. В этот год, когда Османская империя нарушила мир, он нежданно-негаданно появился со своим войском на Ак-Кае. Сразу выступать на Карасубазар он не стал, а послал в город гонцов. Дескать вышлите вашего начальника, надо поговорить.
Спустя время, в деревеньке (ныне с. Яблочное), что стоит между Ак-Каёй и городом, появился Калги-Султан сын Ширинов (наместник султана в Карасубазаре). Суворов ждал его возле дуба. Надменный Ширин много говорить не стал. Он уже знал, что русский енерал привел сюда всего десять тысяч, а у него было сорок тысяч отменных джигитов. Калги вынул из кармана горсть семян мака, раскрыл на ладони и сказал: «Сосчитай, сколько здесь зерен, и ты узнаешь число моих воинов. Как не сосчитать этот мак, так тебене победить мою рать!» 7
Суворов тоже опустил руку в карман и вынул стручок перца. Он зажал его между указательным и средним пальцами, поднес к наместнику и сказал: «Накось, вкуси и ты узнаешь, каково противу мака твоего!» Калги рванул поводья и ускакал.
Его ждали беи и мурзы. Они слышали о победах Суворова и побаивались встречи сним. Калги взбодрил их: «С утра мы налетим на гяуров, и никто не удет живым от наших сабель!».
Но русские воины не стали ждать утра. Уже после полудня над Ак-Каёй взвился белый дымок пушечного выстрела, и ядро со свистом упало во дворе, где собирались конники Калги-Султана. Под огнем пушек турецкие военочальники еле собрали свои полки, искоро долина реки Биюк-Карасу наполнилась топотом многотысячной конной лавины.
Это со стороны Белой скалы выступила конница Суворова. Сорокотысячное войско Ширина рассеялось по горам.
На Белой скале подведен был итог многовековой борьбы. Именно сюда 10 июня 1783 года князь Г.А. Потёмкин велел явиться крымской знати, чтобы принять от них присягу на верность Российской державе.
Ученик 8: Белая скала не поддается описанию. Она меняется при различном освещении дня и ночи.
И не случайно чудо скала полюбилась кинематографистам. Как только наступает лето, они устремляются сюда. Здесь были сняты фильмы: «Всадник без головы», «Мираж» «Мустанг -иноходец», «Генерал Лукач», «Деловые люди», «Лобо», «Чипполино», «Капитан Пилигримма», «Человек с бульвара Капуцинов», «В подземелье ведьм», «Код апокалипсиса»и т.д.
- Вот в таком прекрасном историческом месте мы живем. Давайте его знать, любить и беречь, чтобы наш Крым всегда оставался прекрасным уголком Земли, куда стремились бы люди.
Ученик читает стихотворение Л. Фисейской
Мой Крым
Полуостров мечты, полуостров добра,
Полуостров содружества наций.
Здесь достаточно всем и любви, и тепла
Под покровом платанов, акаций.
Омывают тебя с незапамятных дней
Под надзором Грифона два моря.
Принимают охотно здесь добрых людей
И курорты, и «Крымские зори».
Много раз над тобою звенели мечи,
Проносились и смерчи,и грозы.
Возрождался ты вновь, и светили в ночи
Для тебя, обновленного, звезды.
Оставайся и впредь уголочком земли,
Обиталищем Муз и поэтов,
Где б магнолии, дети и розы цвели,
Озаренные солнечным светом.
-Лучезарный Крым воспет многими поэтами, в том числе и крымскими. Стихотворения рассказанные ребятами написаны крымскими поэтами.
В завершении нашей встречи, выразим наши чувства и эмоции. Если вам понравилось мероприятие или вы узнали что-то новое, прикрепите цветок на карту Крыма, если вам было скучно не интересно – листик.
- Посмотрите как мы украсили Наш Крым!