Конспект урока по теме: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.


Конспект урока в 9«А» классе
Учитель: Бычкова Любовь Николаевна
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.
Цель: дать учащимся понятие о СПП с придаточными образа действия и степени; формировать умения находить данные виды придаточных; правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений; формировать умение самостоятельной работы; пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка.
Оборудование урока: учебник, раздаточный материал, схемы, презентация, проектор.
Тип урока: комбинированный урок.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся распознают СПП с разными видами придаточных обстоятельственных;
знают отличительные особенности СПП с придаточными образа действия и степени; различают способы связи придаточных с главным предложением; применяют полученные теоретические знания на практике.
Ход урока
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга
после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий
и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
А.Н.ТолстойСлайд 1
I. Организационный момент.Работа над эпиграфом.
- Сегодня мы продолжим изучение типов СПП и познакомимся с новым видом придаточных предложений. Но вначале повторим то, что нам уже известно.
II. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала.
Подготовительная беседа:
- Какие предложения называются сложноподчиненными? (Ответ: предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами )- Назовите виды придаточных обстоятельственных (можно использовать нашу схему)
- Как можно определить вид придаточного? Ответ: по вопросу, по союзу или союзному слову, по синтаксической функции указательных слов.
Вывод учителя: на сегодняшний момент вы должны знать придаточные определительные, изъяснительные и часть обстоятельственных предложений
Самостоятельная работа (Слайд 2, 3)
Задания:
Списать предложения по вариантам.
Расставить знаки препинания.
Определить вид придаточного предложения, назвав средство связи частей
Начертить схемы предложений
1 вариант
Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык.
Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
2 вариант
Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности (Слайд 4).
Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над изучением СПП с придаточными обстоятельственными. В центре нашего внимания – придаточные предложения образа действия и степени. Они широко используются в разговорном, публицистическом и художественном стилях, т. к. отличаются большей экспрессивностью, чем предложения с другими видами придаточных.
- Как бы вы сформулировали цель нашей дальнейшей работы на уроке? (научиться отличать придаточные образа действия и степени от других обстоятельственных придаточных)
- Что для этого нужно? (Знать отличительные признаки этих придаточных)
- Каким образом можно это узнать? (Обратиться к учебнику или справочной литературе)
Учитель: Мы попробуем сами определить отличительные признаки новых придаточных. Для этого проведем небольшое исследование. Рассмотрим предложение: «Машина мчалась так быстро, как мы и ожидали» (Слайд 5).
Работа у доски: определите последовательность ваших действий, необходимых для достижения нашей цели – выявить отличительные признаки придаточных образа действия и степени. Путем обсуждения определяются следующие задачи:
Найти главное и придаточное предложение.
Определить, к чему относится придаточное: ко всему главному предложению или какому-то слову.
Определить средство связи. Есть ли указательные слова в главном предложении?
Задать вопрос от главного предложения к придаточному.
Предложения для обсуждения:
Он мечтал прожить жизнь так, как его отец.
Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.
В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячу лет.
Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.
После анализа языкового материала учащиеся вместе с учителем делают вывод (Слайд 6):
Итак, придаточные образа действия отвечают на вопросы как? каким образом? Придаточные предложения присоединяются к главному при помощи союзного слова как.
Придаточные степени отвечают на вопросы в какой степени? насколько? сколько?
Придаточные предложения присоединяются к главному при помощи союзов что, чтобы и союзных слов столько, настолько, до такой степени, такой, так.
В главном предложении обязательно есть указательные слова так, такой, столько, настолько.
Свои выводы учащиеся сверяют с теоретическим материалом учебника стр.97.
IV. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (Слайд 7).
V. Систематизация, обобщение знаний и умений обучающихся.Практичекая работа с языковым материалом по группам (Слайд 8).
1 группа (на карточках)
Выразительно прочитайте текст, найдите в тексте конструкции с придаточными степени и образа действия. Определите стиль текста. В каком стиле написан этот текст?
А) Притяжение между молекулами жидкости не настолько велико, чтобы жидкости сохраняли свою форму и были прочными, как твердые тела. Даже руками можно сжать воздух в мяче так, что объем его заметно уменьшится. К рычагу по обе стороны от точки опоры подвешивают различные грузы так, чтобы рычаг каждый раз оставался в равновесии (А.В. Перышкин, Н.В.Родина)
Б) Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. По их вершинам вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Когда ветер стих, деревья снова застыли в холодном оцепенении. Настала такая полная и торжественная тишина, что сразу стали слышны все предыдущие лесные звуки: жадная грызня волков на поляне, осторожное тявканье лисиц и первые удары дятла. Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе. По освещённым курчавым головам сосен угадывалось, что поднялось солнце. (Б. Полевой).
2 группа (творческое, работа в парах)
Конструирование предложений по данному началу:
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие-то приятные моменты своей жизни и составьте сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, используя данные начала предложений. Постарайтесь, чтобы каждое предложение содержало яркое и красочное описание.
Я так волновался перед экзаменом, …
Сердце билось настолько сильно, ….
Он был настолько интересным рассказчиком, …
Кругом было так тихо, …
3 группа (творческое, «мозговой центр»)
Составить мини-текст с придаточными образа действия и степени.
VI. Рефлексия. Подведение итогов (Слайд 9)
Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон».
А) - На какие вопросы отвечают придаточные предложения образа действия и степени?
- Какими способами эти типы предложений прикрепляют к главному предложению?
- В каких стилях речи чаще всего используют эти придаточные предложения?
Б) Обучающиеся высказываются по очереди одним предложением, выбирая начало фразы (Слайд 10).
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задание…
5. Я понял, что…
6. У меня получилось…
7. Я попробую…
8. Я смог…
9. Я приобрёл…
10. Теперь я могу…VII. Домашнее задание по выбору (Слайд 11)
Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
Выполнить упражнение № 156.
Найти 5 предложений образа действия и степени в художественном произведении, записать в тетрадь, выполнить схему.
Написать сочинение на лингвистическую тему: «СПП с придаточными образа действия и степени придают описаниям особую выразительность».



Приложение 1
А) Притяжение между молекулами жидкости не настолько велико, чтобы жидкости сохраняли свою форму и были прочными, как твердые тела. Даже руками можно сжать воздух в мяче так, что объем его заметно уменьшится. К рычагу по обе стороны от точки опоры подвешивают различные грузы так, чтобы рычаг каждый раз оставался в равновесии (А.В. Перышкин, Н.В.Родина)
Б) Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. По их вершинам вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Когда ветер стих, деревья снова застыли в холодном оцепенении. Настала такая полная и торжественная тишина, что сразу стали слышны все предыдущие лесные звуки: жадная грызня волков на поляне, осторожное тявканье лисиц и первые удары дятла. Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе. По освещённым курчавым головам сосен угадывалось, что поднялось солнце. (Б. Полевой).
Приложение 2
Закончите предложение:
1.Я так волновался перед экзаменом, ____________________________________.
2.Сердце билось настолько сильно, ___________________________________.
3.Он был настолько интересным рассказчиком, _________________________
____________________________________________________________________.
4.Кругом было так тихо, ___________________________________________.
Закончите предложение:
1.Я так волновался перед экзаменом, ____________________________________.
2.Сердце билось настолько сильно, ___________________________________.
3.Он был настолько интересным рассказчиком, _________________________
____________________________________________________________________.
4.Кругом было так тихо, ___________________________________________.
Закончите предложение:
1.Я так волновался перед экзаменом, ____________________________________.
2.Сердце билось настолько сильно, ___________________________________.
3.Он был настолько интересным рассказчиком, _________________________
____________________________________________________________________.
4.Кругом было так тихо, ___________________________________________.
Закончите предложение:
1.Я так волновался перед экзаменом, ____________________________________.
2.Сердце билось настолько сильно, ___________________________________.
3.Он был настолько интересным рассказчиком, _________________________
____________________________________________________________________.
4.Кругом было так тихо, ___________________________________________.
Закончите предложение:
1.Я так волновался перед экзаменом, ____________________________________.
2.Сердце билось настолько сильно, ___________________________________.
3.Он был настолько интересным рассказчиком, _________________________
____________________________________________________________________.
4.Кругом было так тихо, ___________________________________________.