Урок по окружающему миру 4 класс — “НОВОЕ ВРЕМЯ – ТОРЖЕСТВО ЕВРОПЫ”











Конспект урока окружающего мира,
проведённого в 4 «1» классе школы №93
учителем Чибитько Алексеем Сергеевичем














Тема: “НОВОЕ ВРЕМЯ – ТОРЖЕСТВО ЕВРОПЫ”
Тип урока: Введение нового знания

Программа: «Школа 2100»

Учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Окружающий мир. 4-й класс В 2-х ч. Ч. 2. 4-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2012. – 128 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)









Цель: Разобраться, почему же Новое время назвали новым?

Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать навык чтения.
- Формировать целостность картины мира.
-Продолжить знакомство с географической картой мира.
- Дать представление об эпохе Нового времени,
-Научить отличать эпоху Нового времени от других эпох
-Находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени.
Развивающие:
- Развивать умения работать с различной информацией, планировать и контролировать свою деятельность, анализировать её.
- Развивать речь, память, мышления, воображения у учащихся.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к литературе.
- Воспитывать интерес к окружающей среде
- Воспитывать доброжелательное отношение к людям
Оборудование урока:
Для учителя: Учебник, презентация.
Для учеников: Учебник, пенал, карты.




План урока
№ этап урока, вида работ
Название этапа урока, вида работ
Время 45 МИНУТ

I.
Организационный момент
1 мин

II.
Сообщение темы урока
5 мин

III.
Проверка домашнего задания.
3 мин

IV.
Сообщение темы урока
5 мин

V.
Изучение нового материала по плану:
25 МИНУТ



“Река времени”
5 мин


Географические открытия
10 мин


Физкульт. минутка
1 мин


Машиностроение и создание техники
10 мин

VI.
Подведение итогов урока
4 мин

VII.
Домашняя работа
2 мин

VIII.
Орг. Момент
1 мин



Ход урока
I. Орг. момент.

У: Здравствуйте, ребята, меня зовут Алексей Сергеевич. Сегодня я буду вести у вас Окружающий мир. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, пенал и тетради. Садимся (по колонкам).
1. Проверка домашнего задания.
У: На дом вам было задано написать небольшое сочинение, что же нового было в Средние века.
И так, кто желает выйти к доске и рассказать нам. Но, не просто прочитать, а доказать свои суждения или материал, почему вы так считаете, или откуда знаете.
Д: (читает)
У: Что нового ты узнал?
Д:
У: Как ты думаешь, для людей того времени это было новшество? Почему?
Д:.

2. Сообщение темы урока.
У: Ребята, посмотрите на экран. Перед вами слова – словосочетания. Прочитайте их.
Д: Рыцарь, католическая Европа, Икона, письменность, средневековая Индия.
У: В каком веке происходит создание или появление этих словосочетаний, предметов?
Д: Средний век
У: Почему?
Д:.
У: В каждом государстве происходила своя Революция. Кто-то открывал новые способы излечения страшных болезней, как в Индии. Или кто-то начал создавать письменность, как у нас на Руси.
Кто нам скажет, а что же такое всё-таки революция?
Д:
У: Да, революция  это коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
Но человечество не останавливалась на достигнутом. С каждым годом люди открывали для себя что-то новое. Что для нас сейчас давно уже не интересно, но для них это было новшество.
Наступил 15 век, и человечество большим рывком добилось многого. И этот век уже назвали “Новое время”.
Давайте откроем страницу 118 и узнаем, какой вопрос нам ставят авторы учебника. Прочитай.
Д: Почему Новое время назвали новым?

У: Сегодня нам с вами нужно разобраться, почему же историки назвали этот век Новым временем.

Для этого мы с вами будем работать сегодня парами. Выполнять работу, совещаясь друг с другом.


3. Изучения нового материала.

У: Ребята, прежде чем мы начнём знакомство с Новым временем. Кто даст свои предположения, почему его так назвали?
Д: Создание нового оборудования, открытие нового материка.

У: Запомните свои предположения, в конце урока мы посмотрим, правы ли вы или нет.
Открываем учебник на странице 68, прочитай нашу тему урока.
Д: Новое время – торжество Европы
У: Ребята, как вы понимаете слово «торжество»?
Д:
У: Посмотрите на слайд и прочитайте про себя, что же такое торжество.
Д:
Торжество – большое празднество по случаю какого-либо события. Торжество – чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю. Торжество – победа, полный успех кого или чего-нибудь.

У: Как вы думаете, почему авторы назвали торжество Европы? Почему?
Д:.
У: Попробуем в течении урока найти ответ в учебнике.
Открываем учебник на странице 68. Прочитаем диалог героев учебника про себя. Кто прочитает, сядет ровно.
У: Прочитай всему классу.
Д:
У: Как вы думаете, кто прав в этой ситуации Илюша или Анюты? Почему?
Д:.
У: Почему Анюта неправильно объяснила эпоху?
Д:
У: Что мы для себя можем из этого текста выделить? Почему назвали этот век историки “Новым временем”?
Д: В это время человечество пошло вперед, и начали создавать технику, телефон, паровозы.
У: Открываем страницу 46. Смотрим на “реку времени”. Какие эпохи вы уже изучили?
Д: Первобытный мир, Древний мир, Средние века.
У: Какая эпоха идёт после Средних веков?
Д: Новое время.
У: Кто нам скажет с какой по какой век продолжается эпоха нового времени?
Д: С 15 по (начало) 20 века.
У: Новое время назвали 6 веков, с 15 по 20 век. Посмотрите на экран, у меня изображена “Река времени” Нового времени.
Мы с вами отправляемся в путешествие по Новому времени.
И начнём мы с Великих географических открытий.

У: Ребята, кто нам скажет, всегда ли люди знали, что земля круглая?
Д: Нет

У: Я вам даю первое задание. Работаете в парах. На столах у вас лежит чистый лист А4, в парах вы должны нарисовать, как по вашему мнению люди представляли Землю в Средние века. Подумайте, почему вы так решили, вы должны будите защитить свой рисунок. Даю 3 минуты.
Д: (рисуют)
У: Время кончилось. (Вызываю три пары) Расскажите о своём рисунке, почему вы думаете, что так они представляли Землю?
Д: (рассказывают)
У: Ребята, теперь поменяйтесь своими рисунками (пара меняется с парой) и оцените их.
Д: (оценивают)

У: Доказательство Фернандо Магеллана в Новое время подтвердило, что Земля круглая. В 1519 году пять кораблей отплывают из Севильи, чтобы обогнуть земной шар. Фернандо Магеллан был абсолютно не уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением. Но путешествие окончилось удачно - было доказано, что Земля – круглая. 
(Показываю на карте его маршрут следования)

У: Задание. Найдите у себя на столах такую карту, как у меня на слайде. И подпишите название только тех материков, возле которых проплыл Магеллан. Даю 2 минуты.
Д: (выполняют)
У: И так, какая пара назовёт, от какого материка Магеллан начал своё путешествие?
Д: Европа
У: Следующий материк, возле которого он проплыл, это?
Д: Африка, Австралия, Юж. Америка.
У: Поднимите руку, кто справился с заданием, кто подписал все материки.
Д: (поднимает руку)

У: Откроем учебник на странице 70-71. Посмотрите карту. И так же откройте страницу 62-63, посмотрите там тоже карта, которую вы уже изучали. Скажите, чем же отличается карта Средних веков и карта Нового времени?
Д: Открыты новые материки, также они получили свои названия. Стало больше народов и больше завоёванных земель Европой.
У: Начало нового времени в географии послужило началом продолжения пути Европейцами от Европы до Индии.
За очень короткий период (конец [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] начало [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) европейские мореплаватели обогнули [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], проложили морской путь в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], открыли новый континент  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и совершили кругосветное плавание. 

У: Задание Теперь найдите у себя карту нашей Земли, и карандашом проложите маршрут от Европы до Индии. Подумайте, по какому маршруту проплыли мореплаватели, чтобы открыть Индию. Напоминаю, что начали они маршрут с Европы. Напоминаю, что маршрут кораблей, на карте изображается пунктиром.(на доске)
Д: (выполняют)
У: Проверяем. Поднимите руку у кого совпало? Почему вы так решили, что мореплаватели поплывут этим путём?
Д: (отвечают)

У: Посмотрим на карту в учебнике (70-71) Подумайте, как же изменились границы цивилизаций? Они стали расширяться?
Д: Да, границы стали больше.
У: Почему?
Д: Начали завоёвывать новые земли.
У: Назовите земли, которые заселены выходцами из Европы. Посмотрите, эти люди изображены, как человек с лопатой.
Д: (говорят)
У: Почему же они так заселены, почему они не остались в Европе?
Д: В Европе стало тесно.

У: Посмотрите на слайд. Найдите такую карту у себя. Это карта географические знания португальцев на рубеже XV и XVI. Задание Посмотрите, подпишите, каких материков нет на карте, что же португальцы ещё не знали?
Д: (выполняют)
У: И так, по одному материку говорите нам, чего не хватает на карте.
Д: Руси, Австралии, Китая, Японии, часть Америки.
У: А какие же материки они уже открыли для себя?
Д: Африка, Европа
У: Почему, что тебе подсказало?
Д:.

___________________________________________________________________
Физкультминутка
.(положите голову на руки и представьте, что-то)
____________________________________________________________________


У: Теперь отгадайте загадку, о ком идёт речь?
Незадачливый моряк
Плыл на запад, но никак
Он земли не достигал,
Компас свой не раз ругал.
Плыл он в Индию упорно,
Избежав постов проворных,
Злата, серебра достать,
Никому не отдавать.
Всё ж приплыл он наконец,
В земли, где народ - творец
Он индейцами назвал,
Только в точку не попал.
Д: Христофор Колумб
У: Кто знает, чем знаменит этот человек?
Д: Он открыл Америку.
У: Примечательно, что именно открытие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Америки ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) принято считать символическим окончанием Средних веков и началом Нового времени.
У: Задание
У меня есть такая энциклопедия про великих путешественников, где есть небольшая история про Колумба.
Прочитай нам первый абзац.
Д: (читает)
У: Прочитай второй абзац.
Д: (читает)
У: Ребята, так хотел Колумб открыть Америку?
Д: Нет
У: А, что хотел Колумб открыть?
Д: Путь к Индии
У: А для чего, как вы думаете нужна была Индия Колумбу?
Д: Для открытия новой местности, наложения поставок нового продовольствия, для расширения кругозора, мира.


Эти путешествия стали бы невозможны без главных предметов: изобретение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и создание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], способного преодолевать огромные расстояния в открытом море. Интересно, что первое из этих изобретений сделано задолго до наступления Нового времени.
Так, компас был изобретён в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ещё в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
У: Теперь мы с вами узнаем, как в Новое время совершенствовалась техника, и создавались новые производства.
И так, посмотрите, у кого-то на столах есть маленькие карточки с номерами, а на обороте, текст.
На экране первый номер, у какой пары первый номер?
Прочитайте нам, что у вас за новое открытие было совершено в Новое время? О чём сейчас вы будете рассказывать?
Д: Книгопечатный станок
Одной из самых важных инноваций того времени оказалось [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Изобретателем книгопечатания считается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Приблизительно в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] он построил свой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

У: Что у вас за приспособление?
Д: Швейная машина

В 16 веке первая швейная машинка появилась в эпоху промышленных перемен 1850-ых годов, и это было чудом, что машинка могла выполнить такую тяжелую работу.

(Паровоз)
Паровоз, который был изобретен Ричардом Эвансом и Оливером в 1803 году.
(Велосипед)
Велосипед - В 1816 году Барон Карл фон Драйс из Германии, изобрел модель с велосипеда с рулем, закрепленным к переднему колесу. Свое изобретение он назвал "Драйзайн". Оно состояло из двух колес одинакового размера, а водитель сидел между двумя колесами, но на этой модели не было педалей, и двигаться надо было вперед с помощью ног, передвигая велосипед вперед.
(Самолёт)
Самолёт был создан во Франции в 1843 году. Но из-за нехватки мощности первый полёт на самолёте человек совершил в 1904 году.
Это фотография первого самолёта в России.
(Лампа накаливания)
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] бельгиец [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] изобретает угольную лампу накаливания
(Телефон)
Самый первый телефон в мире был изобретен в 1875 году в Бостоне. Двое ученых Александр Белл и Томас Уостон.

У: Подумайте, как много всего люди создали в Новое время, как вы думаете, а как воспринял это общество, сразу начала пользоваться такой новой приспособлением или какая-то опаска была? Почему?
Д:

У: Эпоха Нового времени не прошла спокойно. В это время было очень много войн за землю, за расширение своих границ.
Знаменитая революция того времени была Великая Французская революция, под управлением Наполеона Бонапарта. У этой революции был девиз - Свобода, равенство, братство.
У: Прочитайте текст в учебнике на странице 72. (Все люди братья!)
Д: (читают)
У: В каком году началась Великая Французская революция?
Д: 1789 году.
У: Что же говорили борцы за новые порядки во Франции? Какой был лозунг?
Д: Все люди – братья, вне зависимости от происхождения, места проживания и веры.
У: Как вы понимаете этот лозунг?
Д: Любой человек не смотря, какой он национальности, может жить, работать, учиться в любой стране.

(ЕСЛИ УСПЕЕМ)
У: Открываем рабочие тетради на станице Задание № . Вам нужно продолжить предложения, то есть вписать недостающие слова.

У: Страница . Номер 2.
(На доске подсказка 1.Колумб открыл Америку 1492 2. Вторая мировая война 1939 – 1945 3. Великая Французская революция 1789)
Вам нудно найти в каком веке это происходило, и вписать в тетради в прямоугольник римской цифрой этот век.
И так же подчеркнуть какой событие произошло в эпоху нового времени.

4. Подведение итогов.
Устная проверка на знание текста.
У: Чем Эпоха Нового времени отличается от Первобытного мира, Древнего мира и Средних веков?
Д: Созданием техники, открытия материков.
У: Какой техники, какой материк и кто открыл?
Д:
У: Мы с вами узнали много о эпохи Нового времени. Теперь попытайте объяснить, сделать вывод своими словами, что же такое эпоха Нового времени.
Д: Эпоха великих технических достижений, которые используются человечеством и в настоящее время.

У: Посмотрите в учебник на странице 73, там написан вывод. Прочитай нам его
Д: (читает)
У: Сошлись наши выводы? если нет, то что мы не сказали?
Д: Да\Нет.
5. Домашняя работа.
У: Прочитать ещё раз страницы учебника с 68 по 72. И на странице 73 ответить на вопрос № 3,4,5
Творческое задание
На следующий урок вам нужно придумать и нарисовать эмблему Нового времени.
Оценка
За отличную работу на уроке, я оцениваю, как отлично следующих учеников. (имена) Они отвечали на вопросы и внимательно выполняли задания.
7. Орг. конец
У: На этом наш урок закончен. Вы очень хорошо работали: старательно, дружно. Готовимся к следующему уроку. До свидания!
15