Краткосрочное планирование урока литературы на тему Л.Н. Андреев «Ангелочек». Проблема становления личности и христианская мораль


Краткосрочное планирование урока литературы в 6 классе
Дата Класс: 6
Тема: Л.Н. Андреев «Ангелочек». Проблема становления личности и христианская мораль.
Цель урока: -
- Обучающие: работа с художественным текстом по методике РКМЧП “чтение с остановками”;
Развивающие: развитие мыслительных операций, воображения, умения характеризовать героя произведения.
Воспитательные: воспитание нравственности, чувства сострадания к герою рассказа, привитие интереса к процессу осмысленного чтения;
Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на группы по приему «Атомы и молекулы» Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы. 5 мин. II. Мотивация к изучению нового.
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.
Ученики отвечают на вопросы учителя. 20 мин. III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки.
Ангелочек – это маленький ангел. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, который оберегает его от несчастий, бед. У каждого имени есть свой день ангела или день именин по-другому. (Вера К.)
Ангел – это хранитель души человека. С понятием ангел я встречалась в легенде Нового Завета “Рождение Иисуса”. Ангел спустился с небес и сказал пастухам: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь”. (Саша Ф.)
Ангел – это вестник чуда. Я его представляю в белых чистых одеждах, с крылышками за спиной, ведь он живёт на небе. (Юля К.)
Ангелы – вестники Рождества, светлого праздника рождения Иисуса Христа. В день Рождества все должны быть внимательны друг к другу, помогать слабым и нищим, дарить подарки. (Дима К.)
Беседа:
Кого обычно называют ангелочком?
Встречались ли вы когда-нибудь с ним?
Какими вы представляете ангелов?
Теперь откройте учебник, стр. 322, прочтите определение слова АНГЕЛЫ–
(вестники) – “неземные существа, вершина творения, бестелеснЧтение 1 части. Остановка 1. До слов: “Приходилось идти домой ….”
Разноуровневые вопросы после чтения:
Оправдались ли наши версии?
Кто главный герой данного отрывка?
Какие чувства у вас вызвал главный герой ? Почему?
Какие качества присущи мальчику Сашке?
Почему так сложились отношения Сашки с родителями?
Встречались ли вы в своей жизни с такими, как Сашка?
А почему Сашка не лгал только отцу?
“Дерево предсказаний”
Как вы думаете, что случится дальше
Версии учащихся:
1. Время действия – канун рождества, возможно, произойдет какое-то чудо.
2. Сашка придёт домой и будет избит матерью, все повторится.
3. Отец пожалеет его.
4. Сашка встретится с ангелом, попадет на небо, как в рассказе Ф.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, потому что Сашка тоже из очень бедной семьи и ему неоткуда ждать помощи)
Можно ли Сашку назвать ангелочком?
Найдите слова, которыми называли окружающие Сашку? (Щенок)
Чтение 2 части.
От слов: “– Где полуночничаешь, щенок?...” до слов: “И при каждом слове Феоктиста Петровна ударяла кулаком по столу, на котором вымытые стаканы прыгали и
звякали друг о друга.”ые небесные духи, хранители души чел
Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания.
учебник
карточки
10 мин. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урокаи использует метод «Найди пару».
Ваша задача расставить знаки препинания, на эту работу отводится 2 минуты.
1 группа –
Этап СОЦИАЛИЗАЦИЯ – выступление членов каждой группы и мастера с вариантами обсужденных решений.
Сейчас мы с вами совершим путешествие в мир главного героя. Погрузимся в его жизнь и попытаемся понять его. И ответить на главный вопрос: Является он жертвой или обычным бездушным эгоистом? (Ангелочком или дьяволенком?)
Запах водки , пение громких песен пьяными людьми создают отсутствие домашнего уюта. Холод и мрачность дома противопоставлены пространству улицы, которая даёт свободу герою. Он стремится вырваться из дома на улицу и возвращается лишь , когда темнеет и зажигаются фонари.
2 группа
Попадая в господский дом, Сашка, казалось бы ,должен быть счастлив, ведь там он может взять для отца табак, получить подарки. Но ярко освещённая зала со светящейся ёлкой, крикливый, наглый блеск бесчисленных свечей словно высвечивает недостатки Сашки, вызывая у него чувство враждебности, агрессии. Он ощущает себя комфортно только в тёмном углу, в одиночестве. Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями. 5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
- Чему научил вас урок?- Какое впечатление осталось у вас от урока? Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. фишки
стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.