Конспект урока по литературному чтению Ф. Тютчев. Чародейкою-зимою.


Урок литературного чтения во 2 классе. Разработала и провела Русова С.А. учитель 1 категории МОУ СОШ с. Живайкино МО «Барышский район» Ульяновской области
Тема: Ф.И. Тютчев. Чародейкою Зимою.
Цели:
Образовательные:
Совершенствование навыка выразительного чтения стихов, освоение изобразительных средств языка на этапе анализа произведения.
Развивающие:
Обогащать словарный запас учащихся и развивать навык точного употребления слов в речи при работе со словарём и памятками.
Развивать творческое воображение, используя приём словесного рисования на этапе первичного восприятия произведения.
Воспитательные:
Способствовать формированию чувства любви к природе.
Формирование универсальных учебных действий:
Учебно – информационные, познавательные
1.Работать с художественным текстом, правильно и осознанно читать вслух
( с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя.
2. Строить монологические высказывания.
Учебно-управленческие, регулятивные:
1.Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.
2.Осуществлять рефлексивные действия.
3.Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль)
4.Понимать учебную задачу.
Учебно – логические:
1.Анализ и синтез.
2.Сравнение.
3. Обобщение.
Метапредметные задачи урока: Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: демонстрация основ самоорганизации
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез. 
Оборудование: портрет Тютчева, репродукции картин Шишкина «Зима» и Васнецова «Зимний сон».
1.Организационный этап.
Приветствие.
Доброе утро, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Посмотрите на солнце,
пошлите свои лучики друг другу, гостям, мне.
- Итак, урок начинается.
Определение своего настроения с помощью полосок настроения.
- Послушаем, что там за окном.
Постарайтесь найти самое яркое слово для описания сегодняшнего утра.
Закроем глаза и шёпотом произнесём: зима…
Какое чувство возникло?
Вы видели, как идёт снег?
- Расскажите, какие снежинки вы видели ( ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, лёгкие)
- С чем можно их сравнить, белые, как… (сахар, молоко)
- Лёгкие, будто… ( пух, пушинки)
- Ажурные, словно…( кружева, звёздочки)
-Что же делают эти лёгкие снежинки? (летают, падают, кружатся, ложатся).
- А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут?
Если хотим наделить их свойствами живых существ.
- Итак, к нам прилетели снежинки. Они танцуют, опускаясь. Это подарок, которым нас одаривает природа. Все они разные, нет одинаковых. Я вас попрошу закрыть глаза и представить в воображении свою снежинку.
- Представили? Опишите её.
Игра «День – ночь». Назовите «снежные слова».
- Как прочтём фразу «Тишина, даже ветка не хрустнет»? (Тихо, чтобы не нарушить тишину спящего леса).
- Вспомним, что такое темп речи. Поработаем над скороговоркой.
Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел.
А как произнесём строку «Дремлет лес под сказку сна»?
(Медленно, ведь лес спит.)
Интонируем фразу «Иней лёг на ветви ели»
Читаем сначала грустно, затем передаём радость.
А сейчас попробуем использовать логические ударения и паузы.
2.Контроль знаний и способов действий
Графический диктант (да +, нет -) 1. Мы начали изучать раздел «Писатели – детям».
2. Этот раздел начинается с зимних загадок.
3. Все загадки являются стихотворными.
4. В стихах, с которыми мы познакомились в этом разделе, изображён первый снег.
5. Автор стихотворения «Зимним холодом пахнуло» К. Бальмонт.
6. Настроение у поэтов, написавших стихи о первом снеге, грустное.
7. Автор стихотворения «Утром кот принёс на лапах» Я.Аким.
8. Автор стихотворения «Светло – пушистая снежинка белая» И. Бунин.
Самопроверка по узору на доске: - + - + - - + - и самооценка. Ставим кружок в свою зачётку. Критерии: зелёный – без ошибок, синий – 1 – 2 ошибки, красный – 3 и более ошибок.
3. Актуализация опорных знаний.
Мы продолжаем знакомиться со стихами замечательного поэта 19 века Ф.И. Тютчева. Кто может о нём вспомнить?
Презентация – биография поэта.
4. Сообщение темы и контрольного вопроса.
5. Мотивация: Для чего? Цель урока.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
(Выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, олицетворения,узнать, почему поэт написал это стихотворение).
- Для чего это нужно? ( Чтобы уметь красиво и правильно говорить)
Цели урока на доске.
- учиться рисовать в воображении картины природы, описанные поэтом
- учиться выразительно читать стихотворение
- находить в тексте образные средства
- определять настроение автора и свои чувства при чтении
- открытие, ответ на контрольный вопрос
Контрольный вопрос: Что сказочного в стихотворении Тютчева?
6.Первоначальное чтение учителем стихотворения.
Я прочитаю, а вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором.
Дети молча следят за чтением учителя по книге, отмечая карандашом непонятные слова и выражения.
7. Обмен впечатлениями.
- К какому литературному жанру относится данное произведение?
Назовите отличительные признаки стихотворения.
Поделитесь своими мыслями с нами.
Какое настроение автора вы почувствовали? Выбор из карточки ответов. Обоснуй свой выбор.
Какие чувства возникли в вашем сердце? Работа с карточками.
Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.
8. Работа по развитию речи.
Анализ непонятных слов и выражений.
Зимний мир в этом стихотворении увиден застывшим, загадочным.
Он увиден взглядом сказочника. И лес, и Зима изображены как живые лица.
1. Чародейка – волшебница, колдунья, может делать волшебство.
- Как ещё называют Зиму? (волшебница)
- Что чародейка сделала с лесом? (околдовала, он стоит околдован)
2. бахрома – полоска с кистями у шали, у платка.
Снежная бахрома – покрытые снегом ветви деревьев, переплетаясь, образуют снежные узоры.
- Какая снежная бахрома в стихотворении?
- Неподвижная, немая, значит тихая, безмолвная.
В лесу тишина, ничто не нарушает покоя.
3. Чудная (жизнь) – чудо, очень красивая, необычная, прекрасная, удивительная, волшебная.
4. Очарован (чародейка) – волшебство, околдован под действием чар Зимы.
- Чем очарован лес? (Сном волшебным)
- Какие «волшебные» слова встретились нам в стихотворении?
(чародейка, околдован, чудная, очарован, волшебный)
- О чём говорят эти слова? ( о сказке, о сказочном описании леса)
5. Цепь – большая цепочка, ряд колец.
- Как понять словосочетание оковать цепью? (опутать, окрутить цепью)
- Какой названа цепь? (лёгкой, пуховой, как из пуха)
- Почему же цепь, которою окован лес, такая лёгкая?
(Снег, который лежит на ветвях деревьев, лёгкий пух, но он как бы опутывает каждое дерево сверху до низу.6. Мещет – ( уст. форма метать) бросать.
- Что бросает солнце? Косой луч (лучи падают сбоку, зимой солнце низко встаёт над горизонтом)
- Что происходит с лесом, когда солнце на него мещет свой луч
(снежинки сияют, искрятся)
Лес весь вспыхнет и заблещет. Тютчев назвал это ослепительной красой.
7. Что такое краса? Красота ослепительная, яркая, ослепляющая глаза, поражает блеском.
8. Затрепещет – задрожит.
Заблещет, засверкает лес, но останется в покое.
9.Физ. минутка.
10.Анализ стихотворения.
- О чём это стихотворение?
-Какие картины вы себе представляете после чтения стихотворения?
- Почему Зиму поэт называет чародейкою?
- Какое волшебство, колдовство она совершила?
- Почему Зима с большой буквы?
- Почему Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа? Найдите примеры.
-В каком состоянии находится зимний лес? В каких словах показаны неподвижность леса, состояние покоя?
- Почему такое состояние Тютчев характеризует словами «не мертвец и не живой»?
- Что относится к слову мертвец, а что к слову – живой?
- Укажите «волшебные» слова. Зачем эти слова необходимы о зимнем лесе?
- Какой волшебный сон снится лесу?
- Что такое «чудная жизнь»?
- Как преображается лес, когда на него падает луч солнца?
Опишите подробно. Почему Тютчев назвал это ослепительной красой?
- Вам хотелось бы совершить прогулку в такой лес, какой нарисовал нам поэт Тютчев?
11. Самостоятельная работа.
Тест
А- 1.Что должно быть в стихах кроме ритма и мелодии?
1) рифма 3) волшебница – природа
2) мысли автора 4) красивые слова
А – 2. Что главное в этом стихотворении:
1) действие 2) природа
3) событие 4) поступок
С – 1. Соедини стрелками слова из первого столбика с эпитетами, использованными поэтом.
бахрома снежная
сон неподвижная
чудная
немая
жизнь волшебный краса лёгкая
пуховая
цепь ослепительная
Проверь. Кто без ошибок? С ошибками? Оцени себя по листу самооценки.
12. Работа с репродукциями картин И.И. Шишкина и А.М. Васнецова.
- Посмотрите внимательно на картины. Что на них изображено?
- Как бы вы назвали каждую из них?
- Почему поэт Тютчев и художники рассказали нам о зимнем лесе?
- Таким ли вы себе представляете лес после чтения стихотворения?
- Какие особенности зимнего леса, описанные Тютчевым, вы можете найти на картинах?
Музыка Антонио Вивальди Концерт №4 «Зима» LARGО.
Определите характер музыки.
13.Работа над выразительным чтением стихотворения.
-Какой выберем тон? Темп? Где будем делать паузы?
Работа по таблицам «тон», «темп». Выделяем ударные слова.
Чтение за диктором.
Чтение в парах. Цель: проверка выразительности.
Оцени товарища.
Критерии: Зелёный – выразительно, без ошибок; синий – выразительно, 1-2 ошибки; красный – невыразительно, ошибки.- Кто не согласен с оценкой? (читают для всех детей в классе)
Взаимооценка в зачётках.
14. Ответ на контрольный вопрос.
- Что сказочного в стихотворении Тютчева?
-Почему Зима названа чародейкою?
- Как изображены зима и лес?
- Что за «чудная жизнь» за внешней неподвижностью?Вывод: Тютчев – сказочник, у него лес застывший, затаившийся, загадочный, сказочный. Зима – волшебница и заколдованный лес – живые существа.
15. Рефлексия.
- Для чего нужна такая работа над стихотворением?
- Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
- Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке, в дальнейшей жизни?
- Каким для каждого из вас был урок?
Показ полосок настроения.
Оцени себя на уроке. Подведение итогов по зачётке.
Выставление оценок пиктограммой.
Д/З: дифференцированное
1.Учить наизусть стихотворение.
2.Описать зимний лес.
3.Написать стихотворение о зиме, используя рифмы:
………….. снежинки
…………. на тропинке
…………. у реки
…………. уголки
…………..дома
…………..зима