Конспект урока по литературному чтению на тему Ф.И.Тютчев. Чародейкою зимою (2 класс)


Урок литературного чтения на тему:
"Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…"
Подготовила:
Белинская Светлана Владимировна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 29 г. Сочи
Цели и задачи урока.
I. Образовательные:
  1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»
-познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
-закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии Ф.И. Тютчева.
II. Развивающие:
1.   Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
2. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;
3.   Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;
4.   Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
III. Воспитательные: 
-привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать  чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
-передать красоту и музыкальность поэтической речи;
-пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.
Планируемые результаты: научатся прогнозировать содержание стихотворения, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Вид урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
Компьютер;
проектор, экран;
музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года. Зима»;
учебники 2 класс  под редакцией Л.Ф .Климановой «Литературное чтение»
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
Речевая разминка
1 Работа с чистоговорками.
Ок – ок - ок- падает ________(снежок).
Ип- ип- ип- слышу снега_____ (скрип).
Ре- ре-ре- горы в снежном_____ (серебре).
2. Работа над выразительностью
«В зимний холод всякий молод».
Произнести с чувством :1.радости;
2. огорчения;
3.с удивлением.
Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание
II. Проверка домашнего задания.
Какое произведение читали дома? Кто его написал?
III. Подготовка к первичному восприятию
 Как называется раздел, с которым мы сейчас работаем?                

-Вспомним и расскажем стихи с которыми мы уже знакомы
С. Есенин «Разгулялась вьюга»
А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе…»
А. С. Пушкин «Зимнее утро»
А. С Пушкин «Зимняя дорога»
-Какая тема объединяет стихи? (Тема зимы)
-Одинаково ли описана зима?
   А. С. Пушкина описывает зиму в стихотворении "Зимняя дорога" тоскливой и холодной.
- Холодный лунный свет.
-Скучная зимняя дорога.
-Глушь и снег...
только версты полосаты попадаются одни".
-Колокольчик тройки "утомительно гремит".
- Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно мечтается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина.
Опишите картины .
061785500
354330062230000178117562166500


-
Кто был в зимнем лесу?
-Чем вам нравится зима?
-Кто сделал его таким?
-А как бы вы назвали зиму?
Какие эпитеты мы можем подобрать к слову - «Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т.д.)
IV .Самоопределение к деятельности.
 Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?
2540347408500
- Посмотрите на портрет этого великого русского поэта. Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:". И наша задача попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас красоту окружающего мира.
V. Работа по теме урока.
1. Чтение стихотворения:
а) -учителем
- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)
-Что напоминает это стихотворение? (сказку)
б) - Чтение детьми:
-шёпотом;
-в парах друг другу;
Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.
2.Словарная работа.
Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.
Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.
Чары - волшебство.
Ослепительная краса (красивая, блестящая)
Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Мещет – мечет - от слова метать.
3.Чтение детьми вслух. 
- А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима?
-Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес - что? А в стихотворении - кто).
-В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)
-Почему вам показалось, что правильнее было спросить о ком стихотворение?
(волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо.)
-Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение)
Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).
-К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?
- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?
Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.
- Почему зима предстала перед поэтом волшебницей?
- Опишите действия чародейки-зимы. (околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой)
- Ребята, я думаю, вашему слуху больше знакомо слово - заколдован.
- Как вы думаете -околдован и заколдован - есть ли разница в этих словах? (нет, это одно и то же)
- Как вы себе представляете заколдованный лес?
- Как автор изобразил лес? (не мертвец и не живой)
- Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? (растерянность, удивление)
- Давайте прочитаем эту строку с таким чувством.
- Страшно ли лесу? (нет, он очарован волшебным сном, блещет ослепительной красотой)
- Красив ли этот лес?
- Догадайтесь, в какое время суток поэт увидел этот лес? (утром)
- Как лес изменяется под лучами солнца?
- Какую красоту можно назвать ослепительной?
- Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? (восхищение, любование)
- Как Тютчев рассказал нам о зиме? (словами)
-Опутан, окован.
-О ком так говорят? (например, о пленнике)
-Кто же кого взял в плен. Опутал, оковал? (Зима пленила лес).
-А плен это хорошо или плохо? (например, плен - вроде всегда плохо, это лишение свободы, угроза жизни, это страшно).
-Подумайте, как же Зима смогла пленить лес? (например, ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью).
-Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? 
(например, умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина - сказка!)
- Лес – природа для поэта – живое, а небездушное существо. Зима красива своим безмолвием. А, за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую видит только Ф. И. Тютчев.
-Значит, какой он человек? (наблюдательный)
VI. Физминутка.
VII. Продолжение работы по теме урока.
Работа в группах.
Восстановите стихотворение
Пришла зима
С коньками и салазками
Пришла зима веселая,С лыжнею припорошенной,. Подольше не кончается! С волшебной старой сказкою. Фонарики качаются На елке разукрашенной
Пусть зимушка веселая
Пришла зима
Пришла зима веселаяС коньками и салазками,С лыжнею припорошенной,С волшебной старой сказкою.На елке разукрашеннойФонарики качаются.Пусть зимушка веселаяПодольше не кончается
Автор: И. ЧерницкаяСлушание музыки. (П.И.Чайковский. Декабрь) ( на усмотрение учителя
- Послушайте, как рассказал о зиме композитор.
- Подумайте, отличаются ли их рассказы?
- Что вы видите в них общего?
Вывод: Зима у них красивая, спокойная, неподвижная, торжественная, таинственная.
Прослушивание 3-5 учащихся.
- Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?
Вывод: Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты.  нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.
- Прочитайте его имя. Запомните его.
Фёдор Иванович Тютчев
VIII. Рефлексия.
Пришло время оценить свой труд.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Чему можете научить своих одноклассников?
- От чего испытали радость?
- Что огорчило?
- А в целом, с каким настроением работали?
 IX. Итог
Какое стихотворение мы  читали на уроке?
Кто его автор?
VII. Домашнее задание:
- Стихотворение выучить наизусть. К наиболее понравившимся строкам стихотворения подобрать иллюстрации.