Урок литературы Повесть о Петре и Февронии Муромских (7 класс)


Урок литературы в 7 классе
«Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Цель: 
Показать значимость повести в формировании нравственных ценностей        
Задачи: 
*формировать информационной, коммуникативной, общекультурной компетенции *совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное ;*раскрыть авторское отношение к героям и событиям,
 *совершенствовать монологическую речь.
* прививать культуру ведения дискуссии;
* воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность, умение прощать.
Тип урока:
 Анализ художественного произведения
Оборудование:
Учебник литературы 7 класс под ред. В.Я.Коровиной, бумажные «ромашки» на каждого ученика, презентация к уроку.
Ход урока:        
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть ваш хороший настрой на урок. Добрых вам открытий!
Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока: «Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Откройте тетради, запишите дату, тему.
Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание: «Любовь да совет, на том стоит и свет» Пословица.
  Запишите эпиграф.
- Как вы понимаете эту пословицу?
(Совет да любовь – пожелание молодожёнам, молодой семьи. Семья Держится на любви, взаимопонимании, верности друг другу).
На прошлом уроке мы познакомились с содержанием «Повести»
Цель сегодняшнего урока – проанализировать содержание повести, раскрыть характеры героев древнерусской литературы, увидеть позицию автора.
  У каждого из вас на столе ромашка. На протяжении урока напишите на её лепестках качества человека, которые необходимы для семейной жизни.
Работа с текстом произведения.
Обратимся к образу Петра. (откройте текст произведения)
- Каким вы видите его в начале повести?
(храбрым, сомоотверженным, находчивым, глубоко верующим, любящим своего брата)
- Как попадает к нему Агриков меч? За что он ему посылается?
(Он молился и по молитве и вере его приходит помощь)
- Какими эпитетами Автор награждает своего героя? (доблестный, блаженный)
Отметьте на лепестках качества
Итак,  Петр показан автором мужественным, самоотверженным, добрым, боголюбивым человеком.
-Что стало поводом знакомства Петра и Февронии?  (мудрая речь Февронии, загадки)
Прочтите их. Что они означали?  Стр.56
 - Для чего автор использует эти загадки?
(для характеристики мудрой девы. Автор восхищается её умом, загадочной речью, глубиной мысли) - как Феврония убедила Петра в своей мудрости? Когда он хотел ёё испытать.
(когда дала ему такое же невыполнимое задание)
Прочтите по ролям диалог Февронии и слуги князя  стр.58
 - как автор характеризует Февронию, отмечая, что она не приняла дары Петра?
(показывает её доброй и бескорыстной)
  Нимало не гневаясь на Петра за то, что он не выполнил своё обещание, она исцеляет его.  Какие качества здесь отметим? ( доброту, великодушие, милосердие)
 - За что Пётр полюбил Февронию?   (за ум. Она не приняла его даров, значит она бескорыстна, она, нисколько на него не сердясь, излечивает его, значит, - милосердна) - Как автор характеризует их союз?  (Жили благочестиво и праведно)
 - Чем вызвана неприязнь бояр и их жён к новой княгине? (зависть, злоба, ярость, корысть – причина ненависти бояр и их жён).
 - Как они выразили протест против Февронии? Прочитайте.
- Найдите эпизоды, в которых героиня проявляет верность и любовь к мужу.
Прочитайте диалог с боярами.  Стр 60
- Как автор оценивает действия бояр? Найдите в тексте слова, подтвердающие отрицательную оценку автором их действий. « В ярости», «неистовые», « как псы лаяли» , «потеряв всякий стыд»,  «злодеи», «злочестивые»).
 - В изгнании, когда Петра одолевают сомнения: не напрасно ли он лишил себя княжеского престола, Чувствует ли это его жена? Как она ведёт себя?
(Подбадривает князя, укрепляет его веру)
- Каким эпитетом автор характеризует Февронию? Как он к ней относится?
Автор любит свою героиню, прославляет её чистоту, любовь к своему мужу, способность прощать, восхищается силой её духа.).             Отметьте на лепестках эти качества.
 - Какими они были правителями, когда Пётр стал княжить после смерти брата?
Стр 61
- Какой эпизод подтверждает неиссякаемую силу любви Петра и Февронии, их благочестие?   СТР 62
 - Можно ли сказать, что П и Ф защищали свою любовь во время жизни и даже после смерти?
III. Итог урока.
 Итак, вы записали на лепестках ромашки качества, которые нужны человеку для счастливой семейной жизни.
  Прочитайте их.    (Отвечают 3-4 ученика)
Домашнее задание:
У каждого на партах есть задание, которое вы должны выполнить дома:
Письменно ответить на вопрос: «Чему нас учат герои древнерусской повести?»
Нарисовать иллюстрацию  эпизода повести.
Итог урока:
Итак, Счастливой семьёй мы можем назвать ту, в которой муж и жена любят  друг друга, верят друг другу. Символом семьи в России является ромашка. Этот цветок дарят супруги 8 июля в православный праздник святых Петра и Февронии Муромских. После смерти Пётр и Феврония были канонизированы (причислены к лику святых). С тех пор святые благоверные Пётр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности. В Троицком монастыре г. Мурома в Храме Вознесения Господня хранятся мощи святых Петра и Февронии. В этом храме есть икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семью от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.
Предлагаю вам прослушать песню о Петре и Февронии в исполнении хора «Пересвет»
Воспроизведение песни «Пётр и Феврония», хор «Пересвет»
                      Урок окончен. Спасибо за работу.