Фрагмент урока по литературе на тему: К.Г. Паустовский Теплый хлеб. 5-й класс


Фрагмент урока по литературе на тему: К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". 5-й класс
Цель: организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя; показать какие нравственные проблемы подняты в сказке.
Оборудование: записи на доске, карточки, эпиграф, презентация.
Дарить тепло другим – согреваться самому.
Содержание урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы поработаем по содержанию сказки; назовём черты характера Фильки, которые он приобрёл в ходе сказки; подумаем, что значит “Дарить тепло другим – согреваться самому”. Работать будем в группах по 4 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос.
3. Работа над содержанием сказки. Назовите героев сказки Паустовского “Тёплый хлеб”:
Филька Раненый конь Мельник Панкрат Бабка
Сорока Мороз, метель Ребята Жители деревни Бережки
1) Выявление смысла сказки, проникновение в мотивы поступков персонажей, в их духовный мир. В группах дети работают над одной из тем. используем структуру плейсмэт консенсус.
Метель и мороз.
Волшебство в сказке.
Мудрый дед Панкрат.
Раненый конь.
Поведение и душевное состояние Фильки.
( Заслушивание ответов на вопросы, их обсуждение, оценка).
3) Ответить на вопросы:
- Какая мысль была самой главной для писателя в момент создания сказки? (Показать, что добро побеждает зло)
- Чем закончилась сказка? Какую черту характера приобрёл Филька? (добросердечие).
4) Закончите предложение:
Я думаю, что тёплым может быть…. Что?
( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)
- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих.
- Почему автор так назвал это произведение? (Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика. В прямом, когда хлеб только что испекли и он ещё не остыл, и в переносном, так как хлеб несёт примирение, человеческую доброту, объединяет, сплачивает, делает всех добрее…)
-А кто знает, как относились на Руси к хлебу? ( К хлебу относились с уважением, так как это труд человеческий. Всё от рук человеческих, его труда, его сердца. Хлеб – это жизнь, которую можно сохранить только добром, любовью и трудом. Хлеб издавна являлся главной пищей крестьян, он всему голова. Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство).
4) Задание к группам по структуре релли робин.
- Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?
Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.
Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу “замёрзнуть” от жестокости и зла.
4. Составление смысловой развёртки слова: ДОБРОТА. Работа по структуре Модель Фрейера.
определение характерист.
пример антипр.
ВЫВОД: Итак, ДОБРОТА – это отзывчивость, стремление делать добро другим.
Синонимы – добродушие, благодушие, добросердечие, отзывчивость, добросердечность.
Антонимы – зло, жестокость.
- Представьте жизнь двух понятий – Добра и Зла. Какие краски и цвета вы бы использовали, изображая их?
- В каких литературных жанрах «добро» всегда борется со «злом»?
- А теперь давайте посмотрим, как некоторые персонажи предлагают справиться со злом.
Для этого мы разделимся на группы: 1 группа – что предлагает Фильке бабка? 2 группа – что советует сделать Панкрат? 3 группа – что делают ребята? Найдите ответы в тексте (цитаты).
- Как же боролись со злом герои сказки?
- Итак, со злом нужно бороться всем миром. Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.
4. Подведение итогов.
- Так, в чём же смысл сказки? Чему она нас учит?
- Как объяснить название сказки? Когда вы особенно волновались?
- Так что же значат слова “Дарить тепло другим – значит согреваться самому”?
ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.
7. Оценки за урок. Домашнее задание:
Написать сочинение на тему: "Какое добро могу сделать я?"