Разработка урока К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» (5 класс)


Разработка урока – 5 классК.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».
«Делать добро – быть счастливым?»
Цели: 1) Подведение итогов работы над ключевой проблемой сказки
(о Добре - эгоизме).
2) Показать взаимодействие внешнего и внутреннего пространства
Мира.
3) Формировать культурологический взгляд на мир, изображённый в произведении.
4) Развивать умение оценивать, обобщать, сопоставлять.
5) Воспитывать общечеловеческие качества личности: доброту, милосердие, сострадание.
(Режим критического мышления).
Ход урока.
Мотивация.
В одной из телепередач был сюжет о мальчике неизлечимо больном, который был оставлен на вокзале. У этого мальчика были отец и мать, семья была достаточно обеспечена. Но неизлечимо больной ребёнок мешал их благополучию. И они его бросили.
А теперь, ребята, каждый подумает, что общего имеет сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» и этот случай из жизни?
Задание №1: О чём первом вы подумали? Запишите в тетрадь свои мысли. Не повторяйте друг друга. Каждая группа имеет право высказать только одно суждение – (работа 2 минуты).
Вопрос: По какому признаку можно определить эти слова в группы: Добро, чёрствость, жестокость, эгоизм, зло, милосердие, страдание, сочувствие.
По каким признакам распределили в колонки положительные и отрицательные качества?
Операционная.
Давайте сформулируем, определим основную проблему сказки К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
(Как побеждает добро в сказке «Тёплый хлеб»?)
(Подход к проблеме)
Почему, выполняя задание №1, вы противопоставили записанные вами ключевые слова?
(Потому что в сказке происходит борьба добра и зла).
Проверка домашнего задания.
Домашнее задание было распределено по группам (изобразить в цвете).
1 группа – изобразить душу Фильки до случая с раненым конём.
2 группа – изобразить душу Фильки после произошедшего случая, в конце сказки.
3 группа – разбить сказку на части.
4 группа – озаглавить каждую часть сказки. Заголовок аргументировать.
(Задание выполнить в форме дневниковой двойной записи).
Режим работы: в парах – в группе – лучший на озвучивание.
План
(план в виде дневника двойной записи).
Конь в деревне. (Раненый конь)
Филька «Да ну тебя»
Проступок Фильки.
Наказание.
История об одноногом солдате.
За помощью к Панкрату.
Общее дело (спасение деревни).
Примирение Фильки.
Сказка начинается с появления в деревне раненого коня у Мельника. Он выхаживает его.
О характере Фильки, происхождении его клички. Почему Филька главный герой.
Филька обидел коня, природа мстит Фильке, людям.
Стужа, ветер.
Подобная история была в деревне, когда мужик обидел солдата.
Совет Панкрата.
Все работают дружно.
Конь взял хлеб из рук Фильки.
- В чём вы видите особенность этого произведения?
- Какое время изображено в сказке?
- Какие миры пересекаются в этом произведении?
Задание №2: Изобразить события этого произведения в Диаграмме Венна.
(Реальный мир: Война, деревня Бережки, её население; эгоизм Фильки.
Сказочный мир: природа очеловечена, мороз, ветер, лиса, сорока, небо, зазеленело; мельник Панкрат.Объединяет: конь, мельник Панкрат – колдун).В каждом явлении есть внешняя и внутренняя суть. Мы выяснили внешнюю суть – давайте попробуем выяснить внутреннюю сущность явлений.
Весь текст этой сказки – столкновение реального и сказочного.
А внутреннее её столкновение? Где оно происходит?
- В душе Фильки.
В душе Фильки происходит борьба двух начал – добра и эгоизма (зла).
- Что побеждает? Что происходит в результате этой борьбы? Счастлив ли Филька?
Задание №3: Дискуссионная карта.
Трудно ли быть добрым?
Да Легко ли быть добрым? Нет
Потому что видишь плоды своего труда.
Ощущаешь благодарность людей, которым сделал добро.
И т.д.
Вывод: Добро – это труд. Не всегда платят добром за добро.
Много дополнительной работы, усилий.
И т.д.
Задание №4: Написать свободное письмо, взяв по одному аргументу из работы в дискуссионной карте (индивидуально, в группах – одну работу зачитать).
Рефлексия.
Почему сказка называется «Тёплый хлеб»?
Размышление. Составить о названии сказки пятистишие.
Тёплый хлеб
душистый, сытный
спасает, кормит, поддерживает
хлеб – основа жизни
жизнь.
Домашнее задание: Написать отзыв о произведении (привлекая родителей).