Урок литературы в 7 классе Повесть о Петре и Февронии Муромских


Тема урока:«ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»
Цели урока:
- совершенствовать умения учащихся воспроизводить текст и анализировать прочитанное: выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям; совершенствовать навыки монологической речи;
-формировать навыки исследовательской работы(концепт «семья»), продуктивного интеллектуального труда школьников.
- воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать, уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;
Средства обучения: учебник-хрестоматия по литературе для 7 класса, автор-составитель В. Я. Коровина; викторина (по тексту повести); иллюстрации к повести (компьютерная презентация); раздаточный материал.

Ход урока.
Дела давно минувших дней…
А.С.Пушкин

1. Организационный момент.
II Актуализация знаний учащихся.
Ребята,проверим Д/З. Вы должны были составить Поучения….(2-3 ученика)
Что вы можете сказать о древнерусской литературе и ее жанрах?
/повести,жития,хождения,поучения,слово.
III.Мотивация обучающихся и целеполагание.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение произведений древнерусской литературы и перенесемся в 16 век – время образования единого русского государства. Вы самостоятельно прочитали «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую называют жемчужиной древнерусской литературы.. В хрестоматии не указан автор ,а это ребята,был достойный человек своего времени, писатель и публицист Ермолай – Еразм
Исследователи полагают, что прототипом героя повести, князя Петра, мог быть князь Давид Юрьевич, правивший Муромом в начале 13 века, непосредственно перед нашествием полчищ Батыя.
- О каких героях пойдет речь?
-Сформулируем цели урока./ анализировать, выборочно читать эпизоды,обогащать словарный запас , постараемся вникнуть в суть повествования, разобраться в характерах героев/.
1) Проблемная ситуация.
-Ребята в названии звучит «Повесть…», но как известно митропалит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи – Минеи» ( ежемесячные чтения). Почему?
-Ответить на вопрос мы сможем, поработав в группах.
(РАЗДАТОЧНЫЕ ЛИСТЫ)
2) Поиск проблемы и определение проблемы обучающимися.
ГРУППА № 1
Сказочные черты в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Справка: Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.
Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:
Начало повести напоминает …
Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки…
Как и во всех сказках, есть сказочный герой - ...
По законам волшебной сказки Добро …
Есть …
Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.
ГРУППА № 2
Черты жития в «повести о Петре и Февронии Муромских».
Справка: Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых. Жития имели определенную структуру.
В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:
Автор прославляет …
Есть похвальное слово …
Любовь героев к …
Чудеса…
Необычная смерть …
В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: …
Но, как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения, лишь финал.
ГРУППА № 3
Черты жанра повести в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Справка: Повесть – повествование о жизни героев с установкой на реальность.
В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:
Указаны конкретные места действия: …
Герои повести – реальные люди. Это…
На первый план выдвигается …
Тема социального неравенства…
Исторические реалии…
Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести
СЛАЙД
Сказка Житие Повесть
Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых,
их деяний.
Жития имели определенную структуру. По́весть — прозаический жанр, тяготеющий
к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
- Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»
- Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро».
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.
- Есть волшебные вещи: агриков меч.
- Добро побеждает зло (Пётр победил змия).
- Загадки и хитроумные испытания.
- Постоянные эпитеты (лукавый змей,блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью). - Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,
через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).
- Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.
- Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.
- Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).
- Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья). - Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).
- Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
- В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
- В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.
- Итак, каков жанр этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?
(Делается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.
Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера).
- Так почему же это произведение не было включено в сборник? (Нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные мотивы, ее лаконизм,
IV. Деятельность обучающихся по освоению знаний и умений .
1)Первичная деятельность обучающихся по добыванию знаний на основе наблюдения над учебным материалом.
- Вспомним содержание «Повести…»,а для этого проведем викторину «Самый внимательный читатель».
(Обучающиеся слушают цитату из текста и отвечают на вопросы).
«Доблестный князь Пётр взял меч и с того дня искал подходящего времени, чтобы убить Змея».
- Кто такой князь Пётр? Почему ему необходимо было убить Змея? Удалось ли это ему?
«Я – врач, но даров мне не надо. Моё слово таково: если не буду его супругой, нечего мне и лечить его».
- Кто этот загадочный врач? Почему не взяла даров? Сумела ли она исцелить Петра? Кто она по происхождению? (Девица; крестьянка.)
«Вскоре он /Пётр/ вновь покрылся струпьями и язвами».
- Почему же Пётр не исцелился? Может, Февронии не хватило мудрости?
«Прибыли они в отчину свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно».
- О ком говорит автор? Как же удалось Февронии взять Петра в мужья?
«Блаженный (благочестивый) Пётр не мог оставить жену свою ради своего княжения и решил покинуть Муром».
- Почему Пётр должен был оставить родной город? Почему не оставил жену свою ради княжения?
«Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество своё».
- К кому обращена эта просьба? Кто сказал это и почему? (Бояре.)
- Как характеризует это вельмож? (Поняли свои ошибки.)
- Смогли ли Пётр и Феврония простить бояр? Не пытались ли отомстить за обиды прошлые?
«Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются…в едином гробе».
- Как произошло это таинственное перемещение тел?
Учитель. Эта сцена смерти святых, которые чудесным образом оказались в одной гробнице, самая сильная в повести.
- Что хотел сказать автор этим эпизодом? Какие прекрасные качества человеческой души воспевает далёкий предок?
/ В повести автор воспевает такие прекрасные качества человеческой души, как любовь, верность, преданность друг другу.)
2). Характеристики Петра и Февронии.
Вспомним эпизоды. Ваша задача найти словесные ряды ( слова, словосочетания, характеризующие поведение ,поступки героев ).
1 Бой Петра со Змием.
2. Встреча слуги и Февронии.
3. Исцеление Петра (стр. 57).Последний абзац
4.Повторное исцеление ( стр.59)
5.Отношение бояр и их жен к Февронии ( стр 59)
6.Требование бояр об уходе Февронии ( 60)
7. Бояре пришли на поклон ( стр.61)
8.Правление Петра и Февронии ( стр.62)
3) Выводы .
ПОСЛЕ КАЖДОГО ОТВЕТА УЧЕНИКИ ВЫБИРАЮТ ЛИСТЫ С НАПИСАННЫМИ НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ И ПРИКРЕПЛЯЮТ К ДОСКЕ ( в виде лестницы. на верху слово СЕМЬЯ)
семья
любовь
мудрость
верность близким
чудесный дар
умение прощать
кротость и смирение.
- На протяжении всей повести Петр был положительным героем?
борьба со Змием любовь
2 –е исцеление

обман
-_Можно ли прожить жизнь, не совершая ошибок?
- Феврония? ( выполняла божьи заветы)

- А какие качества людей неприятны автору?
(Зависть, лживость, мстительность и т.п.)
- Кто в повести наделён отрицательными чертами?
(Бояре, их жёны – злые, завистливые.)
V. Работа с концептом «Семья».
- Ребята, мы видим, что на последней ступеньке лестницы расположено слово СЕМЬЯ. Как вы думаете почему? ( Любовь,верность друг другу…. помогли создать идеальную семью).
Раскроем секрет этого слова – концепта ( Были даны инд.зад.).
1.Асоциативное поле концепта « семья».
2.Словесный портрет концепта.
С.И. Ожегов «Словарь русского языка»:Семья - 1) группа, живущих вместе родственников ( муж и жена, родители с детьми); 2) перен. Единство , объединение людей, сплоченных общими интересами.
БЭС. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной правовой ответственностью.
3. Сочетаемость слова «семья». С прилагательными: большая,многодетная, крепкая, дружная, веселая, спортивная, молодая,..
с глаголами: создать,укреплять, разрушить;
с причастиями: любящая,любимая,
с существительными : укрепление, проблема, поддержка, создание. Год. День.
4. Этимология слова.
Древнерусское «семья» от общеславянского « semia». Можно расшифровать как «семь Я»
5. Однокоренные слова: семейство, семьянин, семейка, семейный.
Синонимы: дом
Антонимы: разобщенность.
Фразеологизмы: отец семейства, чувство семьи единой.
6. Слово в мудрости народной ( пословицы,поговорки).Обратить внимание обучающихся на связь с фольклором.
Вся семья вместе, так и душа на месте. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Намеки да попреки – семейные пороки. Семья – печка, как холодно – все к ней собираются. Согласную семью и горе не берет. Добрая семья прибавит разума-ума.
7. Слово как имя собственное (название заголовка).
Газета « Семья», журнал «Семья и школа», телепередача «Моя семья»,сок «Моя семья» ( рекламный ролик),булочное изделие « Веселая семейка», фильм « Без семьи»,торговый центр»Семья».
8. Афоризмы ( даны учителем).
«В семейной жизни самый важный винт – это любовь» ( А.П.Чехов).
«Кто главный в семье- не главное. Главное – жизнь сохранить семье».
( Л.Сухоруков).
- Какие смысловые поля подходят по смыслу к произведению?
VII Подведение итогов.
-Вспомним эпиграф нашего урока: Дела давно минувших дней.
Как вы понимаете его? /повесть написана очень давно
-Зачем же мы ее читали?
-Определим тему произведения – ГИМН любви, вере и верности.
-Какова же основная идея повести? (. Любовь, верность, доброта могут победить любое зло.)
-Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).
-А в современное время эти качества ценятся?
ВЫВОД: несмотря на то,что «Повесть …» написана 5веков назад она дает нам уроки доброты, любви,милосердия…те нравственные качества, которые должны оставаться неизменными во все века.
СЛАЙД ПЕСНЯ «Петр и Феврония».
Через 300 лет после смерти супругов русская православная церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. В 2008 г. День торжества покровителей супружеской любви, верности получило фициальный статус. Оргкомитет общероссийского праздника ДНЯ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ ВОЗГЛАВИЛАСВЕТЛАНА МЕДВЕДЕВА,
СЛАЙДЫ ДО КОНЦА,
VIII.Домашнее задание по выбору учащихся
Для всех. Написать сочинение « Моя семья»
1). Составить подробный план пересказа повести.
2). Написать небольшую письменную работу «Моё отношение (к одному из героев) повести» (к Петру; к Февронии; к вельможам и их жёнам).
3). Написать сравнительную оценочно – эмоциональную характеристику героев повести, например:
Князь Пётр – справедливый и т.п.
Феврония – мудрая, верная и т.п.
Бояре и их жёны – завистливые, злые и т.п.
IX. Рефлексия.
- Удалось ли мне сегодня вызвать у вас интерес к древнерусской литературе?
- Чему вы научились сегодня? Чем сегодняшний урок был полезен и интересен лично для каждого из вас?
- Не захотелось ли кому-то продолжить знакомство с произведениями «старины глубокой»?
Оценивание обучающихся.
Использованные источники : интернет-ресурсы(таблица).
Саяхова Л.Г. Концепт как учебная единица в лингвокультурологической концепции обучения русскому языку.