Методическая разработка урока литературы по теме: Теплый хлеб К.Г. Паустовский (5класс)











Конспект урока литературы

Тема 5 класс: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке.
















Тема урока: « К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке»

Цели урока
Образовательные:
- актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, рассказах, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях;
- формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев;
- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
- обучение обобщению прочитанного, услышанного.
Воспитательные:
- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.
Развивающие:
- расширение словарного запаса учащихся;
- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;
- развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.

Тип урока: комбинированный.

Формы и способы организации деятельности на уроке: фронтальный опрос, выборочный пересказ, выразительное чтение, выборочное чтение, индивидуальная исследовательская работа.
Методические приемы: беседа, словарная работа, чтение и  анализ прочитанного.

Оборудование урока: портрет К.Г. Паустовского, учебник-хрестоматия, карточки с заданиями.

Словарная работа:
Осокорь , яр, нравственный ,зарубка, пустельга. 








Ход урока:
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

1 Этап. Создание коллаборативной среды Психологический настрой.
5классу
В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить. В сказке звери оживают, Начинают говорить. В сказке все бывает честно: И начало, и конец. Смелый  принц ведет принцессу Непременно под венец. Белоснежка и русалка, Старый карлик, добрый гном – Покидать нам сказку жалко, Как  уютный милый  дом. Прочитайте сказки детям! Научите их любить. Может быть, на этом свете Станет легче людям жить.
ЭПИГРАФ УРОКА:
            За добро плати добром, не будь пустельгой. К.Г. Паустовский
Пустельга – хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек.
Что означают эти слова, ребята?
1. Проблемный вопрос
- Вы знаете уже много сказок: в детстве вам читали их родители и бабушки, потом вы полюбили читать их сами. И вот сегодня мы продолжим путешествие по удивительной сказочной стране. Как вы думаете, все ли вы знаете о сказках?

Что такое сказка?
Ученик «Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».

2. Объявление темы и целей урока: Открываем тетради, записываем число и тему урока. На доске.
Работа с текстом с использованием методического приёма инсерт. 
2 Этап «Биографический»
- Сейчас, работая с текстами, вы получите дополнительную информацию об этом удивительном человеке, К.Г Паустовском. Результатом совместной работы должен стать кластер, содержащий основные черты Паустовского-писателя.
Работать будем в малых группах по 2-3 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос
1группа создать проект «Биография Паустовского»(разрез материал наклеить на постер) выступить спикеру от группы
1.Константин Георгиевич Паустовский – русский писатель, известный своими рассказами о природе для детей. Родился 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной семье выходцев из Украины. 2.Когда ему было 6 лет, семья вернулась в Киев, где он окончил 1-ую городскую гимназию. 3.Затем будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. 4.Через пару лет он опять переехал в Москву и перевелся на юридический факультет.
Судьба часто забрасывала Паустовского то в Киев, то в Москву. В своем автобиографическом рассказе он признавался, что именно в Киеве развилась его журналистская и литературная карьера. Первая мировая война вынудила его прервать учебу. Он работал кондуктором, полевым санитаром, затем на различных заводах. В 1917 году с началом Февральской революции работал репортером в московских газетах. Во время гражданской революции вернулся вновь в Киев, где были его мать с сестрой. Двое братьев писателя погибли во время Первой мировой войны на фронте. В годы Великой отечественной войны он работал военным репортером и параллельно писал рассказы.
2 группа
Создать проект «Творческий путь писателя»
1.Мировая известность к Паустовскому пришла в середине 1950-х, когда он начал путешествовать по странам Европы и прожил некоторое время на острове Капри.2. В 1965 году выбирался в кандидаты на Нобелевскую премию, которую затем выдали М. Шолохову. 3.Некоторое время писатель занимался преподавательской деятельностью в Институте им. Горького.
4.Первый сборник рассказов Паустовского под названием «Встречные корабли» вышел в 1928 году.
5.Затем последовал роман «Блистающие облака», который был напечатан в 1929 году в Харькове. 6.Однако наибольшую известность писателю принесла повесть «Кара-Бугаз». 7.Повесть была написана на основе реальных событий и сразу же выдвинула автора в первые ряды советских писателей. 8.В 1946 году был написан Рассказ «Телеграмма», 70 лет назад. А создаётся впечатление, что он создан в наши дни, так актуальна тема, о которой говорит Паустовский. Основная тема рассказа – отношение родителей и детей. Какое бы время мы не взяли, всегда у всех народов мать – святыня. Рассказ оставляет «зарубки на сердце» и заставляет нас задуматься о матери, о том, как мы, дети, порой относимся к матерям и как должны относиться.9.Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.
Минута релаксации
- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?
– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, как люди должны относиться друг к другу?
По-доброму, любить окружающих.
3Этап «Твори добро»
Давайте составим кластер «Что такое добро?»(выходят к доске и записывают слова)

Кластер
Хор.поступки
Добро
радость мир


любовь
.
свет
солнце
счастье
мама


4 Этап «Словарная работа по текстам писателя»
Словарная работа:
«Теплый хлеб» Притча Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание. Баталия - сражение
Камердинер-домашний слуга
Осокорь-дерево, разновидность тополя
Яр-глубокий заросший овраг.

Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.
Зарубка – отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).
Пустельга – хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).
Эпиграф – краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
5Этап «Видеофрагмент»
Р У
Работа в малых группах. Задача просмотреть видеофрагменты (интер доска) теплый хлеб и продолжить рассказ сюжета. Передать краткое содержание сказки.
6 Этап «Интервью» СР
Работа в паре, тройке метод «Интервью»
Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. Беседа по вопросам по содержанию сказки.
1) Прочитать начало сказки до слов: “К тому же конь - раненый, пострадал от врага”.
Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно, введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали основному событию.
2) Что мы узнали о коне и о Панкрате?
3) Прочитать о мальчике Фильке.
А) Что мы узнали о Фильке?
Б) Понравился ли вам мальчик?
В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или Филиппком?
Г) Почему он живет не с бабушкой-бабулечкой, а с бабкой?
Д) Где его родители?
Е) Как обходятся старый и малый без помощи?
Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька?

РУ Работа с пейзажем. Какую картину зимы рисует автор? Строки какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж наступил”)
Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней” до слов “На вас не напасешься христарадников”.

Анализ прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом эпизоде? Грех. Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня, который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде.
 1)Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод: удивительные дела в Бережках).
2). Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня?
3) Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? 4)Зачем бабушка рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?
5) Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни.
6)  Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?
СР Работа в тройке  
7Этап «Реальное и сказочное в сказке»
1группа найдет реальные моменты в сказке
Ребята, вы должны были дома найти доказательства, что в этом произведении есть реальные и сказочные моменты. Реальные явления: война, раненый конь, голод, озлобление людей, равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение инвалида, решение Фильки идти за помощью к людям, совместный труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость прощения и примирения, чуткость коня. 2группа
Сказочные – волшебные явления: мельник- колдун; свист, вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока, летающая за помощью к ветру. 8 Этап «Совместный поиск»
1 пара нам сообщит, как изменился Филька к концу рассказа и расскажет, понравился им этот мальчик или нет. Если понравился, то чем, какие черты характера хотели бы перенять. Ребята работают в группах, тихо звучит мелодия песни «Соловьи».
2пара объяснит, почему произведение названо «Теплый хлеб»
Ответ Теплый хлеб» – это не только содержащий и дающий тепло, но и сделанный с любовью, лаской, заботой, дающий тепло сердец и рук, какими хлеб сделан.

Вывод, делают дети: значит «Теплый хлеб» – произведение, где переплетаются реальность и сказка. Ребята, назовите, пожалуйста, основную мысль, народную
мудрость этого произведения. – Это произведение о труде и взаимовыручке, « ...что один не сделает, сделаем вместе...». – Если сделал злое дело, то надо быстрее его исправить, Но лучше не делать злых дел никогда и никому.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Рефлексия «Незаконченные вопросы»:
Я понял, что
Я постараюсь
Я задумался о
Мне захотелось
   9Этап Рефлексия «Незаконченные вопросы»
Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова:
На доброе слово Не надо скупиться. Сказать это слово- Что дать напиться. Со словом обидным  Нельзя торопиться, Чтоб завтра Себя самого не стыдиться.
Выставление оценок активно работавшим учащимся
Задание на дом: письменный ответ на вопрос «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?»