Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире. (7 класс)


Класс 7 Урок № 2 дата
Тема: Физические термины и понятия. Физика и техника. Физика в современном мире.
Цель: объяснить учащимся, что такое физические термины и понятия; дать определение понятию материя, тело вещество;  рассказать о самых крупных научно-технических достижениях XX в.
Тип урока: стандартный урок
Оборудование: компьютер, проектор, презентация
Ход урока.
Организационный момент
Опрос домашнего задания:
Что означает слово природа?
Какие явления называются природными?
Какие природные явления относятся к физическим? Какие физические явления вы знаете?
Что означает слово «физика»? Благодаря трудам каких великих ученых физика состоялась как наука?
Какова цель физики?
Новая тема
Специальные опорные слова, применяемые для усвоения научного языка физики и изучения ее законов, называют физическими терминами. Например, такие опорные слова, как путь, скорость, сила, являются наиболее часто применяемыми терминами. Термины, более основательно раскрывающие смысл физических явлений и закономерностей, называются физическими понятиями. Например, в физике имеют глубокий смысл такие понятия, как материя, тело и вещество.
Материей называется все то, что имеется во Вселенной. К материи, например, относятся растения и животные, Луна и Солнце, звезды и их излучение.
Отдельный предмет определенной формы, занимающий в пространстве конкретный объем, называется телом. Например, Луна, ложка, ластик, стол, капля воды являются телами.
Вид материи, который определяет природу тела и характеризует его отличительные свойства, называется веществом. Например, серебро, вода, воздух являются веществом. Стол является телом, а дерево, из которого он сделан, — веществом. Подкова или гвоздь — тело, а железо, из которого они изготовлены, — вещество. И дерево, и железо имеют свои отличительные свойства, характеризующие качество тела.
Тело может быть образовано из одного и того же вещества. Например, вода и ее пар, а также лед — все это одно и то же вещество, находящееся в различных состояниях. Однако каплю воды или кусок льда можно рассматривать и в качестве тела. А пар и любые газообразные соединения являются только веществом, так как они не имеют конкретного объема и формы. Если все тела обязаны обладать конкретным зримым объемом, то на вещества подобные ограничения не распространяются.
XX в. называют веком научно-технической революции. В отличие от прошлых веков для него характерны две особенности.
Во-первых, в XX в. наука и техника развивались высокими темпами. Во- вторых, новые научные открытия быстро внедрялись в производство, использовались на благо людей.
Физика вносит огромный вклад в развитие техники, являясь ее основой. Можно привести множество примеров, свидетельствующих о том, как использование знаний законов физики способствовало техническому прогрессу.
Только люди, знающие физику, могли создать сложные электротехнические системы и электронно-вычислительную технику. Сложнейшие электронные и лазерные приборы, которые находят широкое применение в повседневной жизни, также были созданы учеными-физиками.
С физикой и техникой связаны четыре величайшие достижения XX в.
Открытие атомной энергии. По прогнозам ученых, органического топлива (уголь, нефть, газ, торф, древесина) в лучшем случае хватит только на один век. Поэтому открытие физиками новых источников огромных запасов энергии, содержащейся в ядрах атомов, в 30-40-е гг. XX в. явилось очень важным событием. На основе новых источников энергии создавались гигантские атомные ледоколы, подводные лодки, атомные электростанции (АЭС) и другие установки.
Освоение космоса. Первый искусственный спутник Земли был запущен 1957 г. с космодрома Байконыр, который находится на территории нашей страны. Первый в мире космонавт — Юрий Гагарин  также полетел в космос с космодрома Байконыр (1961). Совершив один оборот вокруг Земли за 108 мин, он благополучно приземлился. Пример мужества, необычайной находчивости и мастерства в управлении сложнейшей космической техникой показали наши соотечественники-космонавты Тохтар Аубакиров и Талгат Мусабаев.
Эти космонавты — высококвалифицированные летчики-испытатели многих типов современных самолетов, высококлассные профессионалы, в совершенстве владеющие основами современной физики и техники. Так, например, Тохтар Аубакиров еще до полета в космос был удостоен званияГероя Советского Союза за смелость и находчивость, позволившие ему посадить свой сверхзвуковой самолет на палубу авианосца в сложных погодных условиях.
Космос хранит в себе огромные возможности. Космические открытия, осуществленные в XX в., — это только начало освоения космического пространства и путешествия к небесным телам. В этой связи имеет огромное значение охрана родной планеты и космоса от загрязнения.
Создание лазера. В 1964 г. двум ученым-физикам из России — Н. Г. Басову и А. М. Прохорову и физику из США Ч. X. Таунсу была присуждена Нобелевская премия за работы в области квантовой электроники, приведшие к созданию генераторов и усилителей нового типа — мазеров и лазеров.
Лазерная техника и лазерные технологии находят самое широкое применение как в науке, так и производстве. Например, одна лишь замена скальпеля стерильным и острейшим лазерным лучом, позволившим хирургам проводить бескровное рассечение и бесшовное соединение тканей «световым скальпелем», является революционным событием в медицине. Сегодня, не прибегая к грубому хирургическому вмешательству, быстро и практически безболезненно врачи излечивают глазные заболевания (катаракту, глаукому), осуществляют замену поврежденных хрусталиков и приваривают отслоившуюся сетчатку глаза.
Возникновение кибернетики и связанной с ней электронно-вычислителъной техники. Открытия в области кибернетики и информационных технологий очень впечатляют. Так, например, уровень самостоятельного мышления современных суперкомпьютеров и роботов, называемых «искусственным интеллектом», достиг уровня мышления человека. Уже сейчас роботы заменяют людей на опасных участках, освободив их от тяжелой и вредной работы, например при ликвидации последствий аварий на атомных электростанциях.
Домашнее задание § 2