Правила линейной и воздушной перспективы


Урок ИЗО в 6 классе по теме:
«Правила линейной
и воздушной перспективы»
Слушатель:_ Кузнецова Елена Михайловна
Должность:_ учитель изобразительного искусства, МХК и черчения высшей квалификационной категории
Место работы:_ МОУ Рогачевская средняя общеобразовательная школа
Муниципального Дмитровского района Московской области
2015г.
Цель:
расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве, особенностях изменения цвета и контраста при удалении и приближении предметов и объектов;
развивать творческие способности и изобразительные навыки учащихся;
воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.
Личностные УУД.
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные УУД.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Проводить сравнение, обобщение.
Коммуникативные УУД.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формировать собственное мнение и позицию.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности , строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Планируемые результаты:
- На листке бумаги рисовать линию горизонта.
-Нарисовать дорогу с точкой схода на линии горизонта.
- Рисовать на первом плане дома и деревьев.
-Работать цветными карандашами.
-Приводить соответствующие примеры.
- Извлекать из карточек с заданием и рисунков нужную информацию.
Оборудование и материалы:
Карточки с заданием.
Доска школьная.
Мел.
Рисунки по теме урока.
Альбомы, карандаши, точилка, ластик
План урока:
Организационный момент – 1 мин
Сообщение темы и цели урока – 1 мин
3. Объяснение нового материала – 10 мин
4. Проверка знаний.-1 мин
5. Физкультминутка – 1 мин
6. Практическая часть – 25 мин
7. Выставка работ учащихся.-4 мин
8. Рефлексия.-1мин
9. Домашнее задание – 1 мин
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
3.Объяснение нового материала и темы урока.
- Удивление, как считал Аристотель,
- начало творческого отношения к миру и к жизни в нём.
Я удивляюсь небу, я удивляюсь снегу,
Я удивляюсь дождю, я удивляться люблю!
Да, мир прекрасен, и чтобы ярче и полнее представить его на листе нам с вами необходимо познакомиться с правилами изменения цвета при удалении и приближении. То есть сегодня мы знакомимся с законами линейной и воздушной перспективы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиями как линейная и воздушная перспектива, точка схода; повторим, что такое линия горизонта.
Египетская настенная роспись. Сад и пруд.
В эпоху Древнего Египта изображения никогда не создавали иллюзию прорыва стены, а следовали вдоль ее плоскости, располагаясь рядами, подобно строкам письма. Изображения словно шествовали, ритмически повторяя жесты.
Древние египтяне совмещали в одном изображении вид сверху, вид спереди и вид в профиль.

В эпоху Возрождения в искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. И вот появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, и родились понятия – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи создал светотеневую перспективу.
Может быть кто-то из вас может сказать, что такое перспектива?
Да, ты думаешь правильно.
Однако существовала ещё одна система перспективы - обратная. Она не была так хорошо научно разработана и не была признана таким количеством художников и учёных как линейная. Но она имеет право на жизнь также как и линейная. "Троица" Андрея Рублёва - шедевр древнерусской живописи. Непривычно выглядят непараллельные линии, которые не сводились в центр картины, а как бы исходили из точки перед картиной. Изучение законов картин древней Руси затруднялось несоблюдением художниками точности построения обратной пропорции.

У пространства иконы свои законы построения. Икона будто открывается навстречу стоящему перед ней человеку. Линии в иконе, если их продолжить, сходятся впереди – на молящемся человеке, как бы замыкаются им.

А я сейчас вам дам точное определение этого понятия: Перспектива – это средство отобразить глубину рисунка, передать пространство на плоскости изображения. (разместить на доске табличку).
Прочитайте, пожалуйста, определение перспективы и постарайтесь его запомнить.
А теперь представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются. Предлагаю вам посмотреть схему железной дороги.

Но если мы встанем на шпалы и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.
То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют "точкой схода". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.
(Вместе с детьми подойти к определению таких понятий как: линейная перспектива, воздушная перспектива, видимый горизонт, линия горизонта, линии схода, точка схода.)
Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними.
Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трех взаимосвязанных явлениях:
Кто из вас, ребята, знает, что такое линия горизонта? Прикрепить на доску табличку. «Линия горизонта – это линия, по которой небо кажется граничащим с поверхностью Земли»

Слово «горизонт» всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.
Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

А, что же происходит с предметами по мере их удаления?
Они уменьшаются, меняется цвет…
Посмотрите на эти примеры:Здесь представлены три плоскости рисунка с разными положениями линии горизонта. Заметили, как расположение линии горизонта выше или ниже на плоскости, меняет нашу точку обзора? Например, какое положение линии горизонта лучше подошла бы для того, чтобы продемонстрировать гоночный трек или стадион? А как на счет демонстрационных полетов? Что скажете о примере, приведенном посередине? Почему он теряется на фоне двух остальных? На этом примере рисунок делится строго пополам. Нет никакого доминирования между небом и землей. Такой вариант может быть выбран неслучайно, если фокусной точкой не является задний фон.
В линейной перспективе, все детали сходятся в одной точке схода на горизонте. Все объекты, которые смотрят на нас, имеют параллельные стороны. Таким образом, все вертикали абсолютно вертикальны, а все горизонтальные линии горизонтальны. Единственные линии, располагающиеся под углом, это те, что удаляются от краев объектов к точке схода на линии горизонта.
Линии схода - это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.
Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.Эти удаляющиеся от объектов линии называются «ортогональными», и так мы будем называть их далее.Обратите внимание на следующие примеры, чтобы лучше понять принцип линейной перспективы:
Здесь на плоскости рисунка нарисована линия горизонта. На линии горизонта находится точка схода. В этой точке будут сходиться все наши ортогональные линии, которые исходят от объектов рисунка.
Здесь мы нарисовали квадрат и маленький прямоугольник. Обратите внимание на то, что квадрат находится на пересечении с линией горизонта, тогда как маленький прямоугольник расположен ниже этой линии и по правую сторону.

От каждого угла обеих фигур мы проводим ортогональные линии к точке схода на горизонте. Все они сходятся в этой самой точке.

Теперь мы удаляем линии, которые находятся за объектом. (Также, вы можете не рисовать невидимые ортогональные линии, если они не нужны, как в этом примере. Однако, рисование невидимых ортогональных линий может помочь вам лучше понять объект.)

Чтобы избежать эффекта, будто эти блоки удаляются в бесконечность, мы можем отрезать их заднюю часть пересечением ортогональных линий каждого объекта. Обратите внимание, передняя часть блоков имеет прямые линии, направленные вверх и вниз, влево и вправо. Заметили новые вертикальные и горизонтальные линии, которые мы добавили задний срез каждого блока?
Наконец, мы удаляем ортогональные линии, идущие вплоть до точки, где мы пересекли их вертикальной линией, формируя тем самым окончательные края этих блоков. Теперь видно, что они объемные и расположены на поверхности земли. Можно продолжить застраивать область рисунка другими формами, чтобы заслонить линию горизонта.






4.Проверка знаний:

Работы Шишкина. Левитана, Куинджи, Грабаря,
выполненные в линейной прямой перспективе.

Давайте назовем основные правила линейной и воздушной перспективы:
1. Прямые, параллельные линии, на рисунке сходятся в одной точке.
2. Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере.
3. Чем дальше находятся друг от друга предметы, тем ближе они будут располагаться на рисунке.
4. По мере удаления предметов цвет теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет.
5. Ближний план – теплый и контрастный, средний – тона мягче, дальний – светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.
5.Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6.Практическая работа:
. Цели и задачи.
Сегодня мы с вами будем рисовать улицу по всем правилам перспективы, но сначала построим ее на доске.
-Располагаем лист горизонтально.
-Проводим линию горизонта (высокую)
-Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.
-Дома, начинаем с первого плана.
-Работаем цветными карандашами.
.

Итог урока:
7.Выставка работ учащихся.
Анализ работ.
8.Рефлексия.
-Что нового узнали вы на уроке?
-Назовите особенности передачи глубины пространства?
(Изменение чёткости границ и цвета)
-Как изменяется контрастность света и тени при удалении объёмного предмета от глаз рисующего?
(Тёмное осветляется, светлое затемняется)
- Как вы думаете, правила воздушной перспективы можно применять только при рисовании пейзажей?
- А где ещё можно применить их?
9.Домашнее задание:
подобрать иллюстрации картин, фотографий, рисунков (можно собственных), где используются законы перспективы.

Выводы:Перспектива – рисуйте ее без остановки. Рисуйте разные сцены, объекты, автомобили в линейной, угловой и трехточечной перспективе. Когда в совершенстве овладеете этим искусством, вы почувствуете, что можете все – даже безошибочно угадывать перспективу в сцене. Когда достигнете этого уровня, все ваши труды будут вознаграждены!