Разработка урока по русской словесности по теме: Символика в сюжете рассказа В.В. Набокова «Рождество»


Символика в сюжете рассказа В.В. Набокова «Рождество»
Цель: знакомство с рассказом В.В.Набокова «Рождество»
Задачи:
1.Познакомить учащихся с биографией и творчеством В.В. Набокова, его рассказом «Рождество», с лексическим значением слова «символика».
2.Развивать компетенции:
-информационную через работу с интерактивным оборудованием, работу с текстом, совместную постановку целей урока; через определение идеи литературного произведения: исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы.
-коммуникативную через организацию работы в группах (умение слушать и слышать друг друга, помогать друг другу в команде);
-самоменеджмента через выражение своего мнения, анализ, выводы, рефлексию, оценку работы в группе.
3.Воспитывать осознание необходимости человеческой жизни; воспитывать взаимоуважение. Воспитывать читательский интерес.
Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал с текстами, бланки оценок, флипчарт, презентация «В.В. Набоков. Жизнь и творчество».
Методические приемы: ассоциативная карта, круглый стол, презентация, направленное чтение, диаграмма Вена, рефлексия, эссе.
1.Побуждение
Ассоциативная карта («наоборот»)
Флипчарт(Active Studio).
На интерактивной доске изображены Флаг Казахстана, Герб Казахстана, национальная валюта теңге, Байтерек, символ олимпийских игр, ёлка.
Учитель:
-Ребята, назовите, что изображено на доске (отвечают по 1-2 человека от группы)
-Как назвать эти изображения одним словом?
1 ученик на интерактивной доске записывает термин(символика)
Учитель:
-Попробуем дать определение этому понятию(1мин).
«Круглый стол»
Учащиеся обсуждают в группе новое понятие, на листочке записывают свой вариант ответа(сразу определить, кто будет отвечать в группе). Опрос каждой группы.
Учитель обьявляет тему урока. Цели определяются вместе с учащимися:
-Ребята, давайте назовем цели нашего урока: что мы сегодня узнаем, чему можем научиться на уроке?
После обсуждения в группе итогов работы на 1-ом этапе урока спикеры выставляют оценки каждому представителю группы за работу.

2.Реализация
l. Презентация «В.В.Набоков. Жизнь и творчество» (3 минуты). Ученик кратко рассказывает о жизни и творчестве писателя. Каждая группа составляет по одному толстому и тонкому вопросу, задают вопросы друг другу, отвечают.
ll. Направленное чтение.
На интерактивной доске оформляются самые интересные и содержательные работы групп (у доски работают по 1-му представителю от группы). Время на задание № 1, 2, 3 - 3 минуты, № 4 - 5 минут.
1)Чтение 1-го эпизода .Задание: отметьте символом («смайликом»)состояние Слепцова.
2)Чтение 2-го эпизода. Задание: найдите и запишите слова, которые подтверждают, что Слепцов вспоминает о сыне.
3)Чтение 3-го эпизода. Задание: о чём вспоминал и жалел сын Слепцова , когда болел?
4)Выразительное чтение 4-го эпизода учеником (слуховое восприятие), (опережающее задание). Задание: прочитайте самостоятельно следующий отрывок и изобразите схематично, какое чудо произошло в рассказе (возрождение).
Спикеры выставляют оценки каждому представителю группы за работу на 2-ом этапе урока.
3.Рефлексия
Итак , в рассказе Набокова произошло чудо – возрождение засушенной бабочки. А когда, в какое время происходили события в рассказе? (рождество)
Диаграмма Вена
РОЖДЕСТВО
праздник радость
веселье надежда
Иисус жизнь
возрождение счастье
ВОЗРОЖДЕНИЕ
жизнь новое
надежда
продолжение

надежда
жизнь

Задание: подобрать ассоциации к словам, определить общее.
Учитель:
-Почему рассказ называется «Рождество»? Символом чего является бабочка?
Итог урока подводится совместно с учащимися:
-Что узнали на уроке? Чему научились? Достигли ли целей, которые ставили в начале урока?
Вывод:
-В рассказе В.В.Набокова «Рождество» бабочка является символом возрождения человека ,отца, потерявшего сына, который уже думал о смерти. Бабочка является символом возрождения главного персонажа рассказа Слепцова.
Спикеры выставляют оценки каждому представителю группы за работу на 3-ем этапе урока и общие оценки, обсуждая результаты в группе.
Огонек общения   
  На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
- Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
   Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
- Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?
Домашнее задание:
1.Всем учащимся: пересказ текста
2.На дополнительную оценку (по желанию): эссе «Как дальше будет жить Слепцов?»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КГУ «Средняя школа № 15»
Разработка урока по русской литературе
Символика в сюжете рассказа В. В. Набокова «Рождество»
Автор: Джакупова Алия Султановна
Учитель русского языка и литературы
1-й категории
г. Усть – Каменогорск, 2016