Презентация к элективному учебному предмету по подготовке к ЕГЭ по литературе (10 класс)


Лирика Н.А. Некрасова в вопросах ЕГЭ по литературе «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости… что гнетёт нашу русскую женщину, нашего ребёнка в русской семье, нашего простолюдина в горькой доле его».(Ф.М. Достоевский о Н.А. Некрасове)
«В дороге»;«Тройка»;«Вчерашний день, часу в шестом…»;«Я не люблю иронии твоей…»; «Мы с тобой бестолковые люди…»;«Поэт и Гражданин»; «Железная дорога»; «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»); «О Муза! я у двери гроба…»Список лирических произведений Н.А. Некрасова из кодификатора: 2. Текст стихотворения делится на двустишия (четверостишия, пятистишия и т.д.), каждое из которых содержит законченную мысль. Укажите термин, которым обозначают элементы смыслового членения текста, объединенные общей рифмовкой и представляющие собой ритмико-синтаксическое целое.3. Как называется созвучие концов стихотворных строк, играющее важную организующую роль в стихе (дорогу – тревогу; подруг – вдруг)?4. Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы? 5. Укажите термин, которым обозначается использование одинаковых слов в начале стихотворных строк. (Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты…)?1. К какому литературному направлению ХIX века относится творчество Н.А.Некрасова? Вопросы B части (B10—B14):


6. Каким литературоведческим термином принято обозна­чать картины природы («Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни...»)?10. Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение («неразумное, резкое слово»).7. В третьей-четвертой строфах стихотворения «Тройка» дана зарисовка внешности героини. Каким термином обозначается этот тип предметной изобразительности? 8. Как называется изобразительный приём, основанный на со­поставлении одного явления или понятия с другим («Лед неокрепший на речке студеной / Словно как тающий сахар лежит..»)? (Укажите приём, к которому прибегает автор в строках.)11. Укажите термин, которым обозначается троп, основанный на переносе свойств одних предметов и явлений на другие («кипим сильней», «в сердце холод»).9. Каким термином обозначается стилистический прием, заключающийся в соседстве одинаковых согласных (гласных) звуков в строке?


12. Укажите термин, которым обозначается одушевление природы, ее очеловечивание в художественном произведении («лес обнажился», «шепчут колосья друг другу»).13. В шестой строфе стихотворения «Тройка» воображаемый счастливый сценарий жизни девушки («Будет жизнь и полна и легка...») резко противопоставлен реальному варианту ее неотвратимой судьбы («Да не то тебе пало на долю…»). Как называется подобное противопоставление?14. Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении общепринятой последовательности слов в предложении (например, «… щеки твоей смуглой», «пробивается легкий пушок», «… брови полукруглой», «смотрит бойко лукавый глазок»).15. Стихотворение Некрасова «В дороге» начинает и завершает беседа лирического героя с ямщиком. Каким термином обозначается подобный тип композиции?16. Определите характер рифмовки в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди».


17. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последних четырёх строках стихотворения «Тройка». Запишите цифры, под которыми они указаны. Не нагнать тебе бешеной тройки: Кони крепки, и сыты, и бойки, – И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой.1) умолчание 2) инверсия 3 ) сравнение 4) литота 5) эпитет18. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в строках стихотворения «Элегия». Запишите цифры, под которыми они указаны. Увы! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!.. 1) метафора 2) риторическое восклицание 3) сравнение 4) литота 5) олицетворение
Прочитайте произведение Некрасова «О Муза! я у двери гроба!» и выполните задания B10–B14. В10. К какому роду литературы принадлежит данное произведение?В11. Найдите в финальной характеристике Музы эпитет (запишите ответ в именительном падеже).В12. Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:Пусть увеличит во сто кратМои вины людская злобаВ13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в начальном четверостишии данного стихотворения.1) гипербола 2) сравнение3) оксюморон4) анафора5) риторическое восклицаниеВ14. Укажите стихотворный размер, которым написано произведение (без указания количества стоп). Прочитайте отрывок из стихотворения «Поэт и гражданин» и выполните задания B10–B14. B10. Сформулируйте суть эстетической и политической декларации гражданина. B11. Укажите номер строки, в которой появляется образ, ставший символом поэтического творчества, поэзии. B12. В произведении создана ситуация особого речевого общения поэта и гражданина. Как называется такая форма общения? B13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в 9 -12 строках данного отрывка. Запищите цифры, под кото­рыми они указаны. 1) перифраз 2) гипербола 3) аллитерация 4) олицетворение5) анафора B14. Каким термином принято обозначать эмоциональное содержание художественного произведения, чувства, страстное воодушевление, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя? Задания с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений)О Муза! я у двери гроба!Пускай я много виноват,Пусть увеличит во сто кратМои вины людская злоба –Не плачь! завиден жребий наш,Не наругаются над нами:Меж мной и честными сердцамиПорваться долго ты не дашьЖивому, кровному союзу!Не русский – взглянет без любвиНа эту бледную, в крови,Кнутом иссеченную Музу...16 (С4). В каких произведениях русской литературы рассматривается тема взаимоотношений художника и народа и в чем сходство и различие в ее трактовке со стихотворением Н.А.Некрасова? 15 (С3). В чем видит поэт миссию Музы? Гроза молчит, с волной бездоннойВ сияньи спорят небеса,И ветер ласковый и сонныйЕдва колеблет паруса,-Корабль бежит красиво, стройно,И сердце путников спокойно,Как будто вместо корабляПод ними твердая земля.Но гром ударил; буря стонет,И снасти рвет, и мачту клонит,-Не время в шахматы играть,Не время песни распевать!Вот пес - и тот опасность знаетИ бешено на ветер лает:Ему другого дела нет...А ты что делал бы, поэт?Ужель в каюте отдаленнойТы стал бы лирой вдохновленнойЛенивцев уши услаждатьИ бури грохот заглушать?16 (С4). В каких произведениях русской лирики создаётся ситуация идеологического и эстетического столкновения двух анта­гонистов, один из которых — поэт, и в чём она соотносится с художественной версией Н.А. Некрасова?15 (С3). Почему Н.А. Некрасов избрал для стихотворения не моноло­гическую, а диалогическую, драматизированную форму?Задания с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений) Задания с развернутым ответом ограниченного объема (5-10 предложений)16 (С4). В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чём они сопоставимы с некра­совскими?  В каких произведениях русских писателей встречается образ тройки лошадей? В чем разница художественных целей, преследуемых этими писателями и Н.Некрасовым? 15 (С3). Какова функциональная значимость портрета лирической героини в стихотворении Н. А. Некрасова «Тройка»?  Какие художественные особенности стихотворения придают ему драматическое звучание? Как раскрываетсяв поэзии Н.А.Некрасова тема судьбы русской женщины?Тема сочинения I. Вступление2. Сюда вошел весь опыт, данный изучением народа, все сведения о нем, накопленные «по словечку» в течение более 20 лет.3. Основные мотивы его лирики: природа и любовь, высокая гражданственность и назначение поэзии, жизнь крестьян и городской бедноты, сочувствие угнетенным.4. Среди всего многообразия тем особое место занимает образ русской женщины, ее судьбы.1. Великий русский поэт второй половины XIX в., рассказавший миру о судьбах крестьянства в период крепостничества и пореформенную эпоху.2. Поэзия3. Тема4. Судьбарусской женщины1. Н.А.Некрасов



Каково положение в современной поэту России русской женщины и как раскрывается в поэзии Некрасова тема судьбы русской женщины?Женская тема в поэзии Некрасова обширна и многогранна.


II. Основная часть. Русская женщина для поэта воплощение национального характера, главная носительница самих основ жизни. а) В каких произведениях создан?1. Образ матери2. Образ крестьянки3. Образ женщин-декабристок, самоотверженных и бесстрашныхб) В чем драматизм их жизни?в) Что вызывает сочувствие и что – восхищение в их судьбах?


а) Полное и трогательное воплощение образ матери получил в стихотворениях Некрасова "Родина", "Рыцарь на час", "Орина – мать солдатская", "Внимая ужасам войны", в неоконченной поэме "Мать".б) Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь светили добрые и внимательные глаза матери, Елены Андреевны, страдалицы с тихим голосом, бледностью, печальным взглядом и слезами на глазах.в) Елена Андреевна – женщина хорошо образованная, тонкая, была глубоко несчастна в браке с грубым, едва грамотным самодуром («скорей, затворница немая, рыданьем душу отведи! Терпи любя, терпи прощая, и лучшей участи не жди!») г) До нас дошло не так много свидетельств о взаимоотношениях с матерью самого поэта. Но все они говорят о том, что Некрасова связывало с матерью чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью. д) Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих.1. Ты, не дрогнув, удар приняла, за врагов, умирая, молилася, на детей милость Бога звала 2. Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.а) Женщина-крестьянка - новая героиня русской литературы. До Некрасова писатели и поэты создавали замечательные образы русских женщин, в основном, из дворянской среды. В поэтическом мире Некрасова появились образы крестьянок, в которых поэт воплощает свое представление о лучших чертах национального русского характера. б) Некрасов создает образы женщин из народа в стихотворениях "В дороге", "Тройка", "В полном разгаре страда деревенская", «Еду ли ночью в поэмах "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо".в) С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины. г) От безрадостного непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид быстро вянет девичья красота, теряется гордая женская стать.д) Женщине-крестьянке выпала на долю такая жизнь, "трудней которой вряд ли сыскать". Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он говорит, обращаясь к крестьянке: «Тот сердца в груди не носил, кто слез над тобою не лил». е) В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. 3. Чтоб умереть за честь и дело мужаНе всякой это женщине даноа) Другой тип положительной героини, стремящейся к активной гражданской деятельности, поэт рисует в поэмах «Саша» и «Русские женщины».б) Как молоды они были тогда, как обаятельно женственны, умны, образованны, какая заманчивая жизнь открывалась ними – в роскоши, в любви, в поклонении окружающих.в) Екатерина Трубецкая и Мария Волконская принадлежали к кругам высшей знати. И вот эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, к своим мужьям, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.г) Образы Трубецкой и Волконской воплощают героические черты характера русской женщины. Они стали при всей своей нежности и слабости поистине образцом мужества, твердости. III. ЗаключениеТаким образом, Некрасову всегда было важно показать, каково положение русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы – это и есть залог благополучия любого общества во все времена. Ответ на вопрос о счастье русской женщины у поэта не однозначен. С одной стороны, героиня поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Матрена Тимофеевна говорит:  Ключи от счастья женского,  От нашей вольной волюшки,  Заброшены, потеряны  У бога самого.Но с другой – многочисленные горести и беды не сломили стойкого духа русской женщины, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда и забот. Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц… СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ