Презентация по развитию элементов логического мышления через математические игры


«Развитие логического мышления через математические игры и упражнения» Сербина Валентина Николаевна г.Нефтеюганск Муниципальное бюджетное образовательное учреждение" Школа развития № 24» Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Ребенок должен понимать и прослеживать причинно- следственные связи явлений, уметь выстраивать простейшие умозаключения. С целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать , сравнивать, обобщать по признаку , целенаправленно думать в работе с детьми используются простые логические упражнения и задачи. Проблема В своей работе при проведении диагностики я выявила проблему: дети не умеют выявлять существенные свойства и признаки предметов, не умеют сравнивать множества предметов и классифицировать их по разным основаниям. Тема:« Развитие логического мышления через математические игры, задачи, упражнения Цель: Учить детей логически мыслить, выделяя существенные свойства и признаки предметов на основе математических игр.   Задачи 1. Формировать у детей умение логически мыслить через математические игры и упражнения.2.Создать банк дидактического материала для развития у детей логического мышления.3. Показать родителям методы и приемы для развития у детей логического мышления. Ожидаемый результат: Ребенок, владеющий способами познания предметов, ведущими из которых является сравнение, обобщение, классификация. Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж.Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического характера, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Логические приемы умственных действий.* это сравнение* обобщение *анализ* синтез* классификация*сериация *абстрагирование. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.Анализ – выделение свойства объекта, или выделение группы объектов по определенному признаку. Синтез- это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.Сравнение- мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.Обобщение- это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Классификация-это распределение предметов по группам.. Математические игры можно разделить на следующие группы:1 Словесные.2. Игры с наглядным материалом.3. Игры с палочками.4. Математические квадраты.5. Игры с кубиками. 6. Шашки, шахматы «Логические блоки Дьенеша». Это не просто игра, а обучающий материал, разработанный психологом и математиком Дьенешем для развития логическогомышления. «Блоки Дьенеша» - это набор из 48 геометрических фигур четырех форм, четырех цветов, двух размеров и двух видов толщины, карточки свойств и множество дополнений для работы с «Блоками», делающими их «игрой на вырост». «Блоки» позволяют сочетать всевозможные способы развития логики для каждого из возрастов. С помощью различных материалов малыши будут знакомиться с формами и искать лишнее.Старшие дошкольники – кодировать и декодировать информацию о различных предметах (то есть знакомиться с языком символов). Словесные логические игры.Занимательные вопросы, загадки, загадки-шутки приобщают детей к активной, умственной деятельности, вырабатывают умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Жираф, крокодил и бегемотжили в разных домиках.Жираф жил не в красноми не в синем домике.Крокодил жил не в красноми не в оранжевом домике.Догадайся, в каких домиках жили звери? (Жираф жил в оранжевом домике, крокодил жил в синем домике, бегемот жил в синем домике). Игры с палочками. В этих играх нужно составлять фигуры, преобразовывать одни фигуры в другие или находить в одной фигуре несколько. Дети учатся анализировать, обследовать фигуры зрительно – осязательным способом. В процессе игр с палочками при преобразовании фигур у детей формируется умение обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме Задания для работы с палочками Сложите 3 квадрата из 10 палочек Сложите три треугольника из семи палочек В фигуре, состоящей из 6 квадратов,убрать 2 палочки, чтобы получилось 4 равных квадрата. Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка? В фигуре, изображающей стрелу, переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника. Игры на классификацию, обобщение .В этих играх дети группируют предметы. ищут лишнее, обобщают, называя предметы, фигуры одним словом. « Раздели на группы», «Чем отличаются картинки», «Найди два одинаковых предмета», « Какая фигура лишняя и почему?», « Продолжи ряд изображений. Решение задач на поиск признака отличия одной группы фигур от другой Эти игры развивают у детей зрительный и мыслительный анализ. У детей формируется умение осуществлять последовательные мыслительные операции. Они заключаются в анализе и сравнении 2 групп фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе, их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу. Выявление закономерности. Развитию логического мышления способствуют занимательные задачи по математике. Сколько времени ?Два друга играли в шахматы 3 часа. Сколько времени играл каждый из них ?  Игры с иллюстрированным материалом. Задачи для таких игр: найти отличия, чем похожи. В эти играх развивается зрительная память, умение сравнивать, анализировать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют игры на поиск недостающих фигур в ряду При решении таких задач у детей развивается *умение обобщать ряд фигур по выделенным признакам;*сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого; *сравнивая, выявить закономерность в расположении фигур; *вместо знака вопроса поместить нужную фигуру. Какую фигуру надо вставить Что должно быть в пустой клетке?Как расставить по порядку? Какую фигуру надо вставить? На какие группы можно разделить фигуры? Для решения поставленных задач в своей работе использовала следующую последовательность выполнения упражнений: На основе зрительного сопоставления найти несколько отличий.Нахождение двух одинаковых предметов.Нахождение лишней фигуры. Уловить закономерность в следовании предметов и продолжить ряд.На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру. Поиск недостающих в ряду фигур. В своей работе использую следующие формы организации детей: - Занятия по формированию элементарных математических представлений.- Работа с родителями. - Игры с подгруппами.- Индивидуальные занятия. -Викторины. - Самостоятельная деятельность детей.-Разминки на любом занятии.- Проведение диагностики. Диагностика была проведена по методике Р.С. Немова.«Раздели на группы». Этот вариант методики предназначен для диагностики логического мышления детей 4- 6-летего возраста. Ребенку показывают картинку. Предлагается следующее задание: « Посмотри на картинку и раздели представленные фигуры на как можно более число групп. «Найди отличия». По Э. Ф. ЗамбицявиченойЭта методика позволяет определить уровень сформированности умения сравнивать предметы. Задание ребенку: необходимо внимательно посмотреть на две картинки и отметить, чем они отличаются. «Что лишнее»Методика позволяет выявить умения находить существенные признаки предметов, умения сравнивать и обобщать. Ребенку предлагается найти в каждом ряду один лишний предмет и объяснить, почему он является лишним. На выполнение этого задания отводится 3 минуты. В результате проделанной работы были получены следующие показатели:Старшая группаНачало годаНизкий уровень: 10 детей – 42%Средний уровень: 14 детей – 58 %Высокий уровень- 0 %Конец годаНизкий уровень: 5 детей - 21% Средний уровень: 19 детей – 79 %Высокий уровень- 4% В подготовительной группе на конец года по результатам диагностики следующие показатели:Низкий уровень - 3 ребенка- 12, 5 %Средний уровень – 75 %Высокий уровень – 3 ребенка – 12, 5 % Старшая группа Подготовительная группа (начало и конец учебного года) (конец учебного года) Литература 1. З. А Михайлова. « Игровые занимательные задачи для дошкольников».2. А. В. Белошистая « Обучение математике в ДОУ».Раздел « Формирование логической сферы дошкольников».3.Л. Ф. Тихомирова « Логика, Дети 5- 7 лет»4. Л. Л. Тимофеева « Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками».5.Л. Я. Береславский «Азбука логики». 6. Б. Н. Никитин Ступеньки творчества или развивающие игры. 7.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.,2003. 8.Тихомирова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СП., 2004. Дидактический материал: