Интегрированный урок (ОБЖ и математика) по теме: «Вычитать и прибавлять, ПДД отлично знать»


Интегрированный урок (ОБЖ и математика)
Учитель: Тарасова Вероника Ивановна, преподаватель-организатор ОБЖ, МБОУ «СОШ № 18»
Тема урока: «Вычитать и прибавлять, ПДД отлично знать»
Цели и задачи урока:
-Повторение правил поведения на улице и дороге, значений и назначений дорожных знаков.
-Развитие логического мышления, воображения, математической речи.
-Отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
-Воспитывать уважение к участникам дорожного движения (пешеходам, водителям).
-Развитие интереса к предмету через игровые формы работы, развитие умения работать в коллективе.

Форма проведения урока:
Игра – путешествие по городу «Десятичных дробей». Класс разбивается на три команды – экипажи, которые выбирают командиров.
Оборудование:
Таблицы «Запрещающие знаки», «Знаки сервиса», «Предупреждающие знаки», конверты с заданиями, секундомер.
Ход урока
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы сегодня с вами проведем совместный урок ОБЖ и математики. Но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо узнать тему урока. Для этого расшифруйте, пожалуйста, фразу.
Из каждого слова возьмите только тот слог, который указан в коде, а затем, все полученные слоги сложите, и у вас получатся слова, из которых и состоит тема нашего урока.
1-1-2+ть
Выйти, читать, утаить
(и)
1-2-3
Приехать, прибавка, закреплять
(ПДД)
1-1-4
Отметка, личность, запрещено
1+Ь
Знатный
И так, тема нашего урока: «Вычитать и прибавлять, ПДД отлично знать».
Сегодня мы совершим автомобильное путешествие по городу «Десятичных дробей». А чтобы наше путешествие было увлекательным и безопасным, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила, по которым живут жители этого города. Предлагаю сдать теоретический экзамен на знание правил города «Десятичных дробей». (Командиры экипажей вытягивают билеты. Экипажи готовятся 1 минуту. Представители экипажей отвечают на вопросы, а остальные дополняют ответ товарища.)Примерные экзаменационные билеты.
Билет №1
1.Какая дробь называется десятичной?
2.Что обозначают запрещающие знаки, и для чего они необходимы?
3.Как складываются десятичные дроби?
Билет №2
1.Как сравнивают десятичные дроби?
2.Что обозначают предупреждающие знаки и для чего они необходимы?
3.Как вычитают десятичные дроби?
Билет №3.
1.Как десятичную дробь записать в виде обыкновенной?
2.Что обозначают информационно-указательные знаки и для чего они необходимы?
3.К десятичной дроби приписали справа несколько нулей. Равна ли эта дробь первоначальной?

Молодцы! Экзамены сданы. Давайте проверим исправность нашего автомобиля и отправимся в путь. В течение 2 минут вам необходимо выписать все неисправности автомобиля и починить его.
На доске – автомобиль с верно и неверно выполненными заданиями. Ребята выписывают неверно выполненные задания, исправляют ошибки. Учитель совместно с классом исправляет ошибки на доске.
Примерные задания:
25,63=2,563
0,0714+0,052=0,1234
32+18=5
0,8=0,805
0,0302>0,0032
0,24=24/1000.
Задания, содержащие ошибку, выделены курсивом.
Мы подъезжаем к городу «Десятичных дробей». Ребята, давайте посмотрим, какие дорожные знаки встречались нам в пути. Предлагаю решить уравнения, написанные на карточках, и, выбрав правильный ответ – знак, прикрыть им уравнение.
Ребята собирают из дорожных знаков математическое лото. Каждый экипаж получает конверт, в котором лежит большая карточка с заданием (на каждой карточке по шесть различных уравнений) и несколько маленьких карточек с различными дорожными знаками. Каждому знаку соответствует определенный ответ. Экипаж решает задание, по ответам собирает карточку, после этого сдают работу учителю. Если задания выполнены верно, то у первой команды верные ответы-предупреждающие знаки, у второй - запрещающие, у третьей-знаки сервиса. В конверте должны быть лишние знаки с правдоподобными ответами, чтобы ребята не начали работу с подбора знака по названию.)Примерные задания для игры в лото.
Х-29,5=42,1
-------------------------------
Светофорное регулирование Х+7,564=8,24
-------------------------------
Дорожные работы Х-0,57=6
-------------------------------
Неровная дорога
6,83+Х=33,004
------------------------------
Дети
20+Х=24,3
-------------------------------Опасный поворот направо Х+37,8=91,4
-------------------------------Пешеходный переход
Х-27,5=38,1
Въезд запрещен
137 – Х=42,56
______________________
Ограничение максимальной скорости 4,41 + а =9,77
_________________
Движение пешеходов запрещено
Х – 11,3=1,56
__________________
Поворот направо запрещен
5,29 + Y=18,3
___________________
Движение на велосипедах запрещено 3.579 – Х=0,888
Движение на мотоциклах запрещено
Х + 4,5=10
_____________________
Пункт первой медицинской помощи
1 –Х=0,89
_________________
Автозаправочная станция Х + 15,35=19,4
_________________
Пост дорожно-патрульной службы
Х – 0,007=7,493
___________________
Место остановки автобуса и (или) троллейбуса
9 – Y=2,44
____________________
Место стоянки 8,6 – 7,093=Х
___________________
Пункт питания
Мы въехали в город «Десятичных дробей». Какие интересные дома в этом городе. У них дробные номера. Ребята, посчитайте номера домов.
(Ребятам предлагается устно подсчитать номер предлагаемого им дома)
2,5-1,6 1,8+2,5 1-0,45
+3,2 -2,6 +1,6
-2,5 +1,5 -1,05
+0,4 -0,2 +4,9
-0,8 -1,8 -4,8
У всех экипажей получился №1,2. Оказывается, все дома имеют одинаковый номер, но стоят на разных улицах. А что означают их названия? Примерные названия улиц: числитель, знаменатель, запятая. (Экипажи объясняют математические понятия).
Отправляемся дальше!
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны,
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу-
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор
И на всех глядит в упор.
Что же это? (Светофор)
Самый строгий - красный свет.
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет.
Путь для всех закрыт!
Остановимся и ответим на вопрос: сумма каких двух десятичных дробей равна 10? В течение минуты вам необходимо записать как можно больше таких сумм.
А какой сигнал светофора загорается после красного? (желтый). Что означает желтый сигнал светофора?
Чтоб спокойно ехать дальше, слушай наш совет:
-Жди! Увидишь скоро желтыйВ середине свет.
Расположите дроби в порядке возрастания:
0,009 0,012 0,47 0,5 1,008
ЗЕ Б РА
(Каждый экипаж получает конверт с заданием, в котором находятся пять карточек с десятичными дробями-буквами. В ходе правильного выполнения задания у ребят собирается слово ЗЕБРА).Что означает слово ЗЕБРА?

Пешеход, пешеход, помни ты про переход!
Подземный, наземный, похожий на зебру.
Вслед за желтым вспыхнет…(зеленый свет)
Скажет он: препятствий нет, отправляйтесь смело в путь…
Какой автомобиль мы с вами сейчас обгоняем, вы узнаете, если отметите на координатном луче точки (единичный отрезок – четыре клетки)
(Каждый экипаж получает конверт с заданием, в котором находятся семь карточек-точек с координатами, выраженными десятичными дробями).
А(0,05); В(0,22);.Т(0,4); О(0,81); Б(0,99); У(1,04); С(1,16).
При правильном выполнении задания на луче выстраивается слово АВТОБУС.
Но, ребята, мы вынуждены опять остановиться. На дороге возникла опасная ситуация. Какая, вы узнаете, выполнив действия и собрав картинку. Объясните, как нужно вести себя в этих случаях, чтобы не попасть в беду.
(Каждый экипаж получает конверт с заданием, в котором находится разрезанная на несколько частей карточка-ситуация. Ребята выполняют действия. Собирают лото, объясняют ситуацию.)
Оборотная сторона карточки-ситуации.
24-(3,12+16)= 4,88
(22,5-5)-0,2= 17,3
(14,2 – 13,9)+0,07= 0,37
(48,03-33)+0,5=15,53
(6,7+2,8)-8,03=1,47
15,2-(0,15+4,7)=10,35
3,8-(0,12+1,6)=2,08
25-(19,9-11,8)=16,9
(0,17+1,5)-1,3=0,37
48,3-(26,6+4,4)=17,3
(0,15+3,7)-2,44=1,41
15,3+20,2-10,1=25,4
(1,87-0,03)-0,37=1,47
15,8-(1,256+9,07)=5,474
3,31+(12,6-7,84)=8,07
48,01+(32-3,1)=76,91
26-14,686-5,84=5,474
12,3+(68-3,9)=76,4
Если действия выполнены верно, то с обратной стороны разрезной карточки складывается ситуация, возникшая на дороге.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание: составить самостоятельно карточку – ситуацию с заданием.