Рекомендации по подготовке учеников к сдаче ЕГЭ по математике


«Подготовка учащихся к ЕГЭ»
учитель математики
МБОУ «СОШ №3 с УИОП г.Строитель»
Кыналы Светлана Анатольевна
Ничто так не развивает способность человека к аналитическому мышлению, как математика. Прочные знания в области этой учебной дисциплины в дальнейшем помогут ученику не только успешно освоить ту или иную техническую специальность, но и найдут применение во многих жизненно важных ситуациях. В своей практике я довольно часто создаю ситуации, в которых ученикам необходимо применить знания математики. Запоминанию логически связанных значений способствует развитию мышления детей. При подготовке к экзаменам они должны иметь и уметь применять довольно большой объем знаний. Специфика экзаменов в форме теста ставит ребят в сложное положение, т.к. они должны оперировать своими знаниями и уметь применять их чаще всего в нестандартной для них ситуации. Вот здесь и встает вопрос – «Как учить результативно, чтобы школьный экзамен по математике стал проверкой знаний учеников, а не наказанием за бесцельно проведенные дни в школе?» При этом многие действия учащихся при решении задач должны быть доведены до автоматизма.
Для подготовке к сдаче государственных экзаменов необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал математического анализа, но и некоторые из тем и разделов курса математики основной школы, т.е. «объять необъятное».
Подготовку учащихся к ЕГЭ я осуществляю по следующим направлениям:
информационная работа;
содержательная подготовка.
В течение учебного года с учащимися одиннадцатых классов и их родителями провожу изучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации.
В кабинетах математики, где я работаю, имеются информационные стенды, отражающие общую информацию, связанную с ЕГЭ по математике, а так же демонстрационные варианты КИМов , инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков ЕГЭ, спецификация экзаменационной работы по математике.
Подготовка к единому государственному экзамену требует индивидуального, личностно - ориентированного подхода. Для реализации такого подхода мною проводятся дополнительные занятия в соответствии с графиком, утвержденным директором школы на 01.09.2011
В течение года проводятся тренировочные работы в классе, ученики самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения. Работы беру с официального сайта СТАТГРАД, где работы максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные условия проведения ЕГЭ, этому способствуют пробные школьные тестирования. После предэкзаменационной работы учащиеся начинают более серьёзно относиться к своей самоподготовке. Разбираем демонстрационный вариант и задачи из открытого банка, а также тестовые задания. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над тестом. В своей работе активно использую ИКТ- технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам.
Учеников учу приёмам самоконтроля, самопроверки, прикидки границ результата, разумного выбора ответа, сравнения, различным «хитростям» быстрых вычислений. У учащихся должно быть выработано умение работать с тестами. В 11 классе подготовка к ЕГЭ по математике строится по тематическому принципу.
У каждого ученика имеется учебно-методическое пособие «Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания» под редакцией Ф.Ф. Лысенко, а также тесты по подготовке к ЕГЭ по математике И.В.Ященко и др.
Одним из принципов построения методической подготовки к ЕГЭ считается принцип жесткого ограничения времени при выполнении тестов. Считаю, что здесь тоже нужен индивидуальный подход в зависимости от того, какой «актуальный потолок» выбрал для себя каждый ученик, с учётом опережающей цели. Ограничив для себя объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, работать в скоростном режиме,а лучше спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку. Отведённого времени также вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому самоконтролю времени следует приучать только тех учащихся, которые подготовлены к выполнению заданий уровня С.
Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при их заполнении во время предэкзаменационных работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с отдельными учащимися на консультациях.
На школьном методическом объединении обсуждаем вопросы подготовки к ГИА и ЕГЭ, анализируем проблемы, ищем пути их решения.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы о том, что положительная динамика при изучении математики и подготовке к сдаче ЕГЭ возможна при наличии высокого профессионализма педагога, хорошо организованной работы учащихся, активного внедрения новейших технологий, информационно-коммуникативных технологий, а также некоторых приемов из коллективно-учебных занятий и индивидуально-ориентированного обучения. Хорошие результаты ЕГЭ по математике позволят выпускникам школы успешно реализовать свои жизненные планы.