Урок «БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«основная общеобразовательная школа с. Арсеньево»
Нанайского муниципального района Хабаровского края
РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ
на тему:
«БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ»
РАЗРАБОТАЛА:
Круть Марина Владимировна,
учитель биологии, географии
Апрель, 2016 г
Методические рекомендации по использованию урока
Данную разработку урока по теме: «Биология – наука о живых организмах» можно использовать на вводном уроке биологии в 5 классе к УМК
«Биология. Живой организм» 5-6 классы. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. и др.
СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО БИОЛОГИИ (5 КЛАСС)
ТЕМА «БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ»
Цель урока:формирование у учеников знаний о биологии как целостнойнауке о живой природе.
Задачи урока:
- Развить формирование умений сравнивать и выделять разные подсистемы в системе наук;
- Усвоить понятия «биология» и пр.
- Воспитать способность к саморегуляции, вниманию и пр.
Функции: воспитательная, развивающая, образовательная.
Форма урока: проблемный урок с элементами технологий смыслового чтения и технологии критического мышления с использованием ИКТ.
Средства обучения:
- Биология. Живой организм. 5-6 классы. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. и др.3-е изд. - М.: 2014. - 144 с.
- рабочая тетрадь, Живой организм. 5-6 классы. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.
- презентация к уроку.
Метод обучения: проблемный метод.
Результаты:
- понимать значение биологии, как системы наук о живой природе;
- называть и описывать границы биосферы;
- приводить доказательства, по которым мы определяем живой организм.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (3 мин.)
2. Чтение рассказа (3 мин.):
Зачем нужна биология как наука? Какую роль она играет в нашей жизни? Почему ее обязательно учат в школе?
Биология – эта наука об устройстве всей живой природы. Знать биологию – это значит знать законы, по которым живут все организмы. Человек – это часть природы, хотя и создал цивилизацию. Все мы вышли из природы и вернемся туда.
Полезно знать раздел биологии – ботанику, которая изучает растения. Ознакомившись с ботаникой, можно различать растения. Можно узнать, какие из них ядовиты, какие полезны, какие и для чего можно использовать. Еще ботанику важно знать, чтобы уметь выращивать растения, заниматься сельским хозяйством, если такое нужно будет делать. Да даже комнатные растения не вырастишь без элементарных знаний ботаники.
Точно так же важно знать зоологию – науку о животных, которые обитают бок о бок с нами, людьми. Важно понимать и ценность диких животных, которые вроде бы никакой пользы человеку не приносят. Но каждое существо в природе поддерживает в ней баланс, при котором могут жить все остальные.
А знать анатомию так вообще обязательно каждому человеку, который уважает себя и свое тело. Анатомия – это наука об устройстве человеческого тела. Знания из этой сферы нужно помнить каждый день, заботясь о своем здоровье и здоровье членов своей семьи.
Получается, что биология – это наука о самой жизни, не больше, ни меньше. Не зря ее название происходит от слова «биос», что означает – «жизнь».
2. Беседа и вызов– мозговой штурм (около 5-7 минут) – СЛАЙД 2
Вопросы:
- Дайте определение биологии?
- Важна ли биология?
История науки – СЛАЙД 3. (2 мин.)
Вывод: Биология – наука о живых организмах(определяют тему урока и обозначаем её в тетради) – СЛАЙД 4 (2 мин.)
3. Осмысление и индивидуальное задание (приложение 1)
СЛАЙД 5 – РАСПРЕДЕЛИТЬ ЗАДАНИЕ (15 мин. – корректировка, записи и пр.)
КАРТОЧКА – СЛАЙД 9
Проверка заданий.
Структура биосферы - СЛАЙД 7 (5 мин)
ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
Домашняя работа: (СЛАЙД 8)
-Нарисуйте представителя живого мира (подписать на рисунке название и к какому типу принадлежит).
- записать схему структуру биосферы в тетради самостоятельно.
- сделать презентация на тему «Биосфера».
Приложение №1 ИНФОРМАЦИОНННАЯ КАРТА
Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Конечно же, прежде всего это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам. Но всех их объединяет главное – это живые организмы. Организм – это живое существо, способное к самостоятельному существованию. Оказывается, несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Так, и слон, надоедливая муха состоят из клеток. Клетка – это мельчайшая частичка живого вещества, обладающая всеми признаками живого. Между организмом и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии. Одни вещества организм поглощает и использует, другие, наоборот, выводят во внешнюю среду. Все живые существа питаются. Питание – это процесс получения питательных веществ из окружающей среды. Пища нужна всем живым организмам, так как она служит источником энергии и веществ, необходимых для восстановления клеток организма, их роста и многих других процессов. Для поддержания своей жизнедеятельности живые организмы нуждаются в энергии. Они высвобождаются из питательных веществ в процессе дыхания. В результате обмена веществ в организмах накапливаются ненужные, а часто и просто ядовитые для них вещества. Процесс их удаления из организма называется выделением. Живые организмы растут и развиваются. Чтобы выжить, живые организмы должны чутко реагировать на все изменения внешней среды, а также на изменения, происходящие в них самих. Живые организмы обладают раздражимостью, т.е. способностью реагировать на изменения в окружающей среде. Часто мы слышим выражение: «Жизнь – это движение», и это действительно верно для всех живых организмов, и прежде всего для животных. Животные должны быть активны, чтобы добывать себе пищу, спасаться от врагов. Растения также обладают подвижностью, ведь их листья должны «поймать» лучи солнца. Важная особенность живых организмов – способность к размножению, т. е. воспроизведение себе подобных. Это один из главных признаков живого, благодаря которому на Земле продолжается жизнь.