Внеклассное мероприятие на первое сентября на тему Моя малая Родина. (5 класс).


(Материалы: воздушные шары, надпись на доске : «1 сентября – День знаний. Тема урока – «Моя малая Родина». Листочки для желаний, цветик-семицветик с 11 лепестками, кнопки-иголки. На доске – эпиграф, задания пункта III. Окна оформлены кленовыми листами из бумаги).I. Вступительное слово
Классный руководитель. Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня вы перешагнули порог старшей школы и стали учениками 5 класса
Я надеюсь, что этот 5 класс будет здоровым, дружным и сплоченным. Нас ждет много интересных дел. Но главное наше дело - это сберечь наш коллектив, чтобы каждый чувствовал себя в нем уверенно, надежно и удобно.
В 5 классе вас ждут новые предметы, новые учителя. Не всегда будет легко, не все будет получаться. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не один, что рядом друзья, что всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учителя.
Тема нашего первого урока – «Моя малая Родина».

Ход занятия
Эпиграф: (на доске)
“Для России село – частица,А для нас он – родительский дом.И мы рады, что можем гордитьсяМалой Родиной, где мы живем”.
I. Вступление
Учитель:Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордится нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.
II. Звучит песня «С чего начинается Родина?»- Как вы поняли, о чём эта песня? (о Родине)
- Какой вы вопрос услышали в песне? (С чего начинается Родина?)
Эта песня так и называется. Она прозвучала в исполнении Марка Бернеса, слова Баснера, музыку написал композитор Матусовский.
- Так с чего же начинается Родина? (Ответы детей)
- Уже на нескольких уроках мы начали изучать очень важную тему для каждого из нас. Какая это тема? (Родина)
- Правильно. В первую очередь, Родина – это место, где ты родился.
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- А всё ли мы знаем о своей Родине?
- Я предлагаю ещё раз проверить ваши знания.
III. На доске столбики слов, соедините слова парами:
Россия – страна, Республика – Башкортостан, район - Иглинский- Чем являются для нас Россия – Родина, Республика Башкортостан - Родина, Иглинский район – Родина.
Село – Пушкинское, село – Фрунзе, село – Калтыманово, село – Бибахтино, село – Березовка (Учащиеся называют).- А эти места чем являются для вас? (Малой Родиной)
Учитель читает стихотворение А. Прокофьева “ Родина?”
Нет на свете родины милее,Где других лазурней берега,Солнце ярче, звёзды всех милее,Где отрадны рощи и леса;Где в лесах стремительные водыГолубеют, словно бирюза,Где, когда настанет непогода,Весь народ, выходит, как гроза!Нет на свете Родины дорожеНадо всё нам делать для неё,Чтобы день, который нами прожит,Каждым часом радовал её.Всюду всё в её раздольях - наши,Отдадим её думы и делаИ кругом садами опояшем,Чтобы вечно Родина цвела!
IV. Учитель:Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисад у дома.
Словом, малая Родина у каждого своя!
- Ребята а кто знает как называлось раньше село Калтыманово? (Село Ахмаметово).
- В каком году образовалось наше село? ( при возникновении в 1895 г. имело 8 домов, где проживало 104 человека. 55 дворов с 429 жителями было в 1920 г.
- А кто были первыми поселенцами? (К одним из старейших русских поселений можно отнести поместья дворян Ивана Ахмаметова и Карпа Курчеева, которые в 1673 году царскими жалованными грамотами были наделены пустующими землями на территории нынешнего Калтымановского сельсовета. )-Каких известных уроженцев Калтыманова вы знаете?
Известные уроженцы
Вакульский, Александр Васильевич — Герой Советского Союза.
Силантьев, Иван Матвеевич (28 января 1918 года — 7 июля 1958 года) — механик-водитель танка 9-й гвардейской танковой бригады 1-го гвардейского механизированного корпуса Юго-Западного фронта гвардии старший сержант, Герой Советского Союза.
Тихомиров, Анатолий Георгиевич (1899—1980) — советский хоровой дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Организатор и руководитель первых музыкальных коллективов БАССР. Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР (1954).
Географическое положение
Расстояние до:[2]районного центра ( HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1503591" Иглино): 18 км
ближайшей ж/д станции (Иглино): 18 км
Уфы : 26 км
Инфраструктура
В селе имеются многоквартирные дома, общеобразовательная школа, детский сад, медпункт, сельский домкультуры, отделение почты России, отделение Сбербанка. В селе есть основные коммуникации: телефонныелинии , высокоскоростной доступ в интернет, газопровод.
V. -А теперь я хочу послушать ваши небольшие выступления о своей малой родине. (Обучающиеся отвечают).
-Я наводила порядок в шкафах и нашла старенький доклад о малой родине, подготовленный ученицей 4 класса, Черепановой Вероникой. Лера, прочитай нам, пожалуйста, доклад своей сестры!
(Лера читает).
-А теперь я хочу послушать остальных, ведь у нас, кроме Кировского, есть и Пушкинское (Слобода Вероника), и Бибахтино (Теплов Рома), и Березовка (Скобелкин Никита).
(Обучающиеся выступают. Если они затрудняются, то учитель задает наводящие вопросы).-Где ты живешь?
-Где родились твои мама, папа, бабушки, дедушки?
-Ты любишь свое село?
-Что тебе там особенно нравится?
-Какие есть там достопримечательности? (Медпункт, д.сад, магазины и т.д.)
-Сколько км от Калтыманово?
-Ты будешь там жить, когда вырастешь?
-Что в тебе там особенно дорого?
-В какое время года твоя малая родина особенно красива?
- Что бы ты хотел там изменить, может быть, что-то построить и т.д.?
VI. - Итак, ребята, мы сейчас с вами вспомнили нашу малую родину, какие достопримечательности в ней есть, что интересного, дорогого нашей душе. Но мы с вами забыли еще об одной малой родине. Кто подскажет, какой? (Обучающиеся отвечают).
Ребята, давайте послушаем небольшой доклад об истории возникновения нашей Калтымановской школы. Ведь согласитесь, школа для нас – это тоже наша малая родина, где мы проводим с вами большую часть жизни.
История школы

Калтымановская школа была построена в 1911 году.
Школа была двухклассной, церковно-приходской. Кирпич для строительства брали с Алаторского кирпичного завода, которым владел Тужилов Елистрат, местный богатей. Школу строили купцы во главе с известным в Иглино, купцом Мининым. В школе, кроме двух классов, были служебные и жилые помещения. Шахтарин И.К. 1906 г. Вспоминал что его, поступившего в школу с 8 лет, учили сестры Мария Михайловна и Анна Михайловна, а также Любовь Федоровна с Верой Николаевной – фамилии не помнит. Два раза в неделю приходил поп Куклин, суровый и строгий. Обучавшиеся грамоте ребята, писали письма солдатам, которые воевали на фронтах империалистической войны.
В 1940 г. учить в Калтыманово приехала молоденькая 17-летняя учительница Анна Яковлевна Головина.
В то время школа представляла всего три классных комнаты, в одном кабинете жил директор школы Сергеев Ф. А., другой кабинет принадлежал учителям. В школе работало всего 3 учителя, одна из которых сама только, что закончила 7 классов. Кроме ребят из Калтыманово здесь учились и дети из Ясной Поляны, из Ивано-Казанки, д. Новой Березовки, д. Тауш.
Головина А. Я. проработала один год и ушла в отпуск, но здесь началась Великая Отечественная война. В 1943 г. директора школы Сергеева Ф.А. призвали на войну и назначили директором Земму Ивановну Папан, учительницу русского языка и литературы.
1943-1944 г.г. были очень трудными, не хватало книг, бумаги. В школе работали также несколько эвакуированных учителей из г.Москвы. В 1946 г. вокруг школы прорыли канал, чтобы вода не подмывала школу. Канал назвали Шиловским, в честь директора школы Шилова. В 1948г. начальная школа стала восьмилетней.
С 1954 г. в школу возглавил Сергей Изосимович Жученя и работал до 1990 г. В1974г. восьмилетнюю школу реорганизовали в среднюю. Первый выпуск был в 1975г. В 1985г. из старого здания школа перешла в новое, которое было построено на средства колхоза им. Свердлова, председателем которого был В.Г.Горский. За это он был удостоен звание «Заслуженного работника народного образования».
 С 1991 года по 2005 год директором школы была Подцепня Любовь Михайловна.
С 2005 год по настоящее время директор школы Сливинский Евгений Брониславович. 
Наша новая школа.
VII. Заключение.
Спасибо всем ребятам, участвовавшим на нашем уроке по теме «Моя малая родина.
О родине – негромко говорю:Ведь о большой любви кричать не надо.Она – моя отрада и награда,Скажу о ней – молитву сотворю:“Будь вечно в благоденствии и славе,Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,Дай сил нам жить, не мудрствуя лукавоИ пред тобой себя не уронить!”.
 
VIII. - А теперь давайте немного поиграем.
Игра «Характеристика класса»
Нужно дать характеристику нашему классу, но с одним условием. Характеристика должна состоять из прилагательных, которые начинаются на все буквы алфавита. (Кто помнит, что такое имя прилагательное? Это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?) Отвечать могут все, кто поднял руку. Итак, какой он, наш 5 класс?
Учитель называет букву алфавита, дети поднимают руки, называют прилагательные.
Примерные ответы детей:
А - аккуратный, активный.
Б - бережливый, бодрый.
В - внимательный, верный, веселый, волевой.
Г - гостеприимный.
Д - добрый, дружный, деловой.
Е - единственный, естественный.
Ж - жизнерадостный.
3 - задорный, здоровый, замечательный.
И - интересный, искренний.
К - культурный, красивый.
Л - любознательный, ловкий.
М - мирный, музыкальный, модный, мужественный.
Н - нормальный, нежный.
О - обязательный, отважный, отличный, ответственный.
П - положительный, приветливый, послушный, прекрасный, прилежный, принципиальный, прогрессивный, передовой, пытливый.
Р - радостный, решительный.
С - самостоятельный, свободный, сердечный, серьезный, современный, спокойный, сильный, скромный, смешной, строгий.Т - трудолюбивый, талантливый, творческий, толковый, толерантный.
У - умный, успешный, удивительный, уважительный, уверенный, увлеченный, упорный, уравновешенный.
Ф - фантастический, филологический, футбольный.
X - храбрый, хороший, хозяйственный.
Ц - целеустремленный, цивилизованный.
4 - честный, чуткий, человечный, чистоплотный.
Ш-широкий.
Щ - щедрый.
Э - энергичный, эрудированный, элегантный, эмоциональный.
Ю-юный.
Я - ясный, яркий.
Игра «Загадай желание»
Ребята, в этот торжественный день я хочу подарить вам цветик-семицветик. Если на его лепестки прикрепить свои пожелания, то все задуманное обязательно сбудется. У вас на партах лежат листочки бумаги. Вам дается 3 минуты, чтобы придумать и записать свое пожелание. Только оно должно начинаться словами: «В 5 классе я хочу...»
И еще один секрет. Цветик-семицветик исполняет не все желания, а только те, которые ты сам стараешься исполнить. Внимание, задумайте желание и запишите его на листочке бумаги!
Включается музыка. Дети записывают желания на листках бумаги. Учитель тоже записывает свое желание на листочке бумаги. («Я хочу, чтобы мой 5 класс стал самым дружным классом в школе», «Я хочу, чтобы мои пятиклассники стали умными, добрыми, дружными и красивыми» и т. п.)
Ребята, кто хочет прочитать свое желание перед тем, как прикрепить его к цветку?
Дети читают свои записи.
А теперь остается только прикрепить наши желания к лепесткам волшебного цветка и ждать. В конце учебного года мы проверим, чьи мечты цветик-семицветик исполнил, а чьи остались только на бумаге. Но вы не забыли, какие желания исполняет наш волшебный цветок? Только те, которые ты сам всеми силами стараешься осуществить.
Приглашаю вас к доске.
Включается музыка. Дети по рядам выходят к доске, прикрепляют записки к лепесткам. Классный руководитель тоже прикрепляет свою записку.
Ну вот и подошел к концу наш первый урок. Я еще раз поздравляю вас с началом нового учебного года и хочу пожелать успехов в нашем совместном труде.
Разберите ваши тетради, а с родителями я бы хотела обсудить несколько вопросов по поводу бумаги и т.д.