Астрономия — урок, астрономия — видео


Астрономия - 11класс.
8 урок. Тема урока «Время и календарь»
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цели и задачи урока: выяснить причину связи вращения Земли вокруг оси с единицами измерения времени, а вращение Земли вокруг Солнца с календарём, осуществлять переход к разным системам счёта времени, используя формулы.
Планируемые результаты: знать основы измерения времени, участвовать в коллективном обсуждении проблем, устанавливать причинно-следственные связи, использовать компьютерные технологии для презентаций,
Методы обучения: фронтальный опрос, беседа, рассказ, презентация.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук
Ход урока.
Организационный этап. (1мин)
Актуализация опорных знаний и умений учащихся. (фронтальный опрос - 8мин)
Вопросы: 1. Почему затмения Луны и Солнца не происходят каждый месяц?
2.Какое явление будет наблюдать космонавт, находящийся на Луне, когда с Земли видно лунное затмение? 3.Укажите три признака, по которым можно отличить фазу затмения Луны от её обычных фаз.
3. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности. (3мин) Стр 41 учебника.
4.Первичное изучение нового материала. (25 мин)
План
Связь времени с географической долготой.
- местное время Т1 отличается от другого местного времени Т2 на столько, на сколько отличается их географическая долгота: Т1 - Т2 = ƛ1 - ƛ2
- всемирное время UТ (Гринвичское), Т1 = UТ + ƛ1;
- поясное время Т (1884г, n = 24 пояса), Т = UТ + n, в России с 1919г, Москва, Крым во втором часовом поясе;
2. Понятие о летоисчислении.
- Солнце может находится в точке весеннего равноденствия через 365суток 5час 48мин 46с .
- Юлианский календарь - 46год до н.э. - старый стиль;
- Григорианский календарь - 1582г - новый стиль (не високосные - 1700г, 1800г, 1900г, 2100г ), Россия - с 01.02.1918г.
3. Презентация - видеоролик «Календари народов мира» подготовила ученица 11класса Жук Эльзара. Отмечаем важные моменты, готовим вопросы.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материла. (5мин)
- упражнение 8 на стр 47:
2. Определите по карте географическую долготу нашей школы. Вычислите местное время для этой долготы. На сколько оно отличается от времени, по которому мы сейчас живём?
6. Домашнее задание. (1мин)
Читать §9, рассказ по плану темы, устно отвечать на ? стр47.
7. Подведение итога урока. Оценки за урок.
8. Рефлексия. (1мин) Знаю, узнал, затруднился.
Литература
Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К.Страут «Астрономия», базовый уровень, 11кл;
Е.П.Левитан «Астрономия» учебник, 11класс;
Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителя. Б.А.Воронцов-Вельяминов, М.М.Дагаев, А.В.Засо и др.
Дидактический материал по астрономии. Пособие для учителей. Г.И.Малахова, Е.К.Страут