Методическая разработка урока п/о по теме Автоматизированное управление трех электродвигателей с заданной последовательностью

ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»






Методическая разработка урока


Автоматизированное управление трех электродвигателей с заданной последовательностью.
Специальность «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».





Щепачев В.И.,
мастер производственного обучения ЧПТ

















Чебаркуль

Тема программы: Проверка работы электрооборудования цеха.

Тема урока: Автоматизированное управление трех электродвигателей с заданной последовательностью.

Цели урока:
Образовательные:
актуализировать знания и умения в рамках межпредметных связей;
систематизировать приемы и операции в соответствии с алгоритмом выполнения технологического процесса;
закрепить технические знания для чтения электрических схем;
систематизировать производственные понятия об автоматизированных технологических линиях и роли профессии электромонтер в обслуживании и ремонте электрооборудования.
2. Развивающие:
развивать координацию движения рук, концентрацию внимания, наглядно-пространственное воображение.
развивать логическое мышление;
формировать у будущих производственников умение ставить задачи, принимать самостоятельные решения и применять имеющиеся знания на практике;
развивать навыки самостоятельного изготовления нестандартных электротехнических изделий.
3. Воспитывающие:
формировать коммуникативные компетентности личности при выполнении учебно-производственного задания в малых группах (бригадах);
воспитывать точность, внимательность, аккуратность и ответственность;
прививать желание к усовершенствованию и рационализации технологических процессов;
воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
прививать чувство ответственности и понимания значимости профессии “электромонтер” в современных условиях.

Тип урока:
Выполнение комплексных работ (самостоятельное выполнение учащимися операций, приемов, комплекса трудовых действий).

Технологии и методы обучения:
использование активных методов обучения:
привлечение учащихся к демонстрации приемов и операций,
привлечение учащихся к составлению алгоритма технологического процесса;
моделирование условий работы обучающихся, аналогичных реальному электротехническому цеху (участку);
использование информационных технологий:
актуализация знаний учащихся с помощью ПК и проектора;
использование элементов технологии самообучения и взаимообучения
самостоятельная работа в бригадах с электрической схемой на основе разработанной инструктивно-технологической карты
самостоятельная оценка результатов работы методом заполнения оценочных листов в соответствии с ранее определенными критериями.
выполнение работ, имеющих реальное практическое значение и однозначно оцениваемый конечный результат.
сборка действующего обучающего стенда.

Форма организации обучения: бригадная (в малых группах по четыре ученика).

Вид урока : урок-практикум (самостоятельная работа учащихся).

Межпредметные связи:
ОП.01 Техническое черчение
Тема:
Чтение электрических принципиальных схем;
ОП.02 Электротехника:
Темы:
Электрические машины;
Основы электропривода;
МДК.01.01 Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ:
Темы:
Паяние;
Электромонтажные работы;
Монтаж и ремонт пускорегулирующей аппаратуры;
Сборка, монтаж и регулировка электрооборудования промышленных предприятий.
МДК.02.01 Организация и технология проверки электрооборудования:
Тема:
Проверка электрооборудования цеха (участка).
МДК.02.02 Контрольно-измерительные приборы
Тема:
Электроизмерительные приборы.

Материально-техническое обеспечение:
Оборудование и инструменты:-
1
набор инструмента электромонтёра
3 к-та

2
асинхронный электродвигатель 1,1 кВт
3 шт

3
мультиметр
3 шт

4
магнитный пускатель ПМУ «Телемеханик»
9 шт

5
электродрель
1 шт

6
распределительная монтажная коробка
3 шт

7
линейки, рулетка, карандаши


8
воздушные автоматы
3 шт

9
DIN-рейка
6 шт

10
слесарная ножовка
1 шт

11
паяльник 220 В
3 шт

12
саморезы, сверла, клеммы, кабельные наконечники .пластиковые хомуты, припой ,флюс


13
кабель КНР 2,5 *4
4 пм

14
одножильные провода различного цвета
20 пм

15
универсальные кнопки «Пуск», «Стоп»
12 шт

16
указатель напряжения.



Техническая документация:
инструктивно-технологическая карта;
блок-схема технологического процесса ;
электрическая схема стенда.
Компьютерное обеспечение:
Цифровая видеокамера;
Мультимедийный проектор.
DVD диск М.Ванюхина « В мир электричества - как в первый раз».
Дидактическое обеспечение:
оценочный лист;
критерии оценок;
Ход урока

Учащиеся занимают места в секторе учебной мастерской, предназначенной для теоретической подготовки.
Организационный момент (5 мин.)
Проверка присутствующих учащихся, их внешнего вида, соответствия одежды требованиям охраны труда .
Организация внимания и готовности учащихся к уроку, устранение отвлекающих факторов.
Вводный инструктаж. (45 мин)
Сообщение мастером производственного обучения темы урока.
Создание у учащихся мотивации к выполнению учебно-производственной работы, как внутреннего побудителя, придающего деятельности личностный смысл и соответствующего требованиям процесса обучения и профессиональным требованиям.
Ознакомление с целями урока.
Сообщение мастером целей урока в привязке к квалификационной характеристике электромонтёра
Постановка задачи учащимся:
Собрать стенд “Автоматизированное управление трех электродвигателей с заданной последовательностью.”
Краткий опрос по пройденной теме:
1. Объясните устройство магнитного пускателя.
2. Объясните, какие функции защиты выполняет тепловое реле.
3. В чем отличие воздушного автомата от магнитного пускателя?
4. Какие переключения необходимо произвести, что бы изменить направление вращения ротора асинхронного электродвигателя?
Мастер напоминает учащимся о необходимости бережного отношения к оборудованию учебно-производственной мастерской.
Демонстрация презентации в виде слайд-фильма “Автоматизированное управление трех электродвигателей с заданной последовательностью”.
В ходе демонстрации презентации, мастер проводит инструктаж по Охране труда.
Составление алгоритма технологического процесса.
На основе актуализированных знаний, учащимся предлагается составить алгоритм технологического процесса сборки стенда “Автоматизированное управление трех электродвигателей с заданной последовательностью”.
Выдача колюще-режущих инструментов ученикам под роспись в журнал.
Переход учащихся в производственную зону мастерской.
Распределение мастером учащихся по бригадам.
Напоминание мастером, учащимся о соблюдении правил охраны труда во время выполнения учебно-производственных работ.
Демонстрация учащимся приемов и операций, входящих в комплексную работу мастером производственного обучения.
Распределение бригадирами обязанностей по изготовлению стенда между учениками.
С этой целью предлагается самостоятельно продемонстрировать группе приемы и операции, входящие в учебно-производственное задание. Особое внимание обращается на:
соблюдения правил охраны труда;
постоянного самоконтроля за ходом выполнения работы и соблюдением операций и приёмов согласно инструктивно-технологической карты.
Ознакомление с критериями оценки выполнения работы и оценочными листами. Критерии оценки и оценочные листы раздаются учащимся в печатном виде.
Подведение итогов вводного инструктажа.
3. Текущий инструктаж. (190 мин.)
Учащиеся расходятся по закрепленным за ними рабочим местам.
Самостоятельная работа учащихся в соответствии с полученным заданием. Нормативы выполнения задания представлены в инструктивно –технологической карте по изготовлению стенда.
Целевые обходы мастера:
а) Проверка правильности наладки оборудования и приспособлений; корректировка действий учащихся.
Особое внимание обращается на соблюдение правил охраны труда.
б) Проверка соблюдения технических и технологических условий выполнения приемов и операций.
в) Проверка правильности выполнения трудовых приемов и операций, соблюдения требований охраны труда. Контроль качества выполняемых работ.
В случае возникновения подобного рода(?) ошибки у нескольких учащихся, которая может привести к браку, мастер останавливает работу бригад и лично демонстрирует выполнение соответствующих приемов и операций.
г) Заключительный обход. Оценка состояния выполняемого задания.
д) Проверка стендов без подключения электродвигателей;
е) Проверка стендов с подключением к силовой сети 380 В.
После выполнения задания учащиеся самостоятельно оценивают свою работу в соответствии с ранее определенными критериями.
4. Заключительный инструктаж. (30 мин.)
Прием мастером выполненных работ от бригадиров.
Сообщения бригадиров мастеру и бригадам о качестве выполненных работ в соответствии с инструктивно-технологической картой по сборке стенда.
Анализ и оценка мастером работы бригад на основании ранее определенных критериев, обсуждение причин возникновения и способов устранения типичных ошибок. Индивидуальная оценка мастером работы учащихся с выставлением отметок в журнал производственного обучения, оценка мастером личностного и профессионального роста каждого учащегося.
Самостоятельный анализ выполнения целей урока учащимися: анализ проводится бригадиром лучшей бригады.
Заключительное слово мастера производственного обучения.
Уборка учащимися рабочих мест.

Литература:
Ю. Д. Сибикин, «Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования», издательство «Академия», 2009 год.
Л. Е. Трунковский, «Электромонтер по эксплуатации промышленных электроустановок», иэдательство «Высшая школа», 1975 год.
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, издательство Спб:ЦОТПБСПП, 2011 год.
Правила устройства электроустановок, 2009 год.









13PAGE 15


13PAGE 14915


13PAGE 15






Заголовок 115