Урок ИЗО во 2 классе «Застывшая музыка скульптуры»


Тема: Знакомство с рельефом и круглой скульптурой (мелкой пластикой), пластилин.
«Застывшая музыка скульптуры»
Цитата урока: «Искусство требует знаний» Бертольд Брехт
Цели:
Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;
Учить создавать объёмные изображения животных, используя пластилин;
Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.
Оборудование:
Презентационное сопровождение урока
Презентация «Материал для создания скульптуры» (4 презентации)
Видеофильм «Застывшая музыка скульптуры», мультипликационный видеоролик «Разминка», мультипликационный видеосюжет «Пластилин и его свойства», электронная музыкальная физминутка «Звериная зарядка»
Изображения скульптурных форм.
Пластилин, влажные салфетки, ножи для пластилина, стеки, раздаточный материал, технологические карты лепки животных
Словарь: скульптура, лепка, рельеф, барельеф, горельеф.
Ход урока
Психологический настрой
Я рада видеть каждого из вас.
И пусть зима сегодня в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Сегодня мы работаем в группах. Повторим правила работы, составленные вами накануне.
Правила работы в группах из пластилина:
П – помощь
Р – равноправие
А – активность
В – взаимоуважение
И – интерес
Л – лад
А – аккуратность
- Начнем наш урок с разговора о прекрасном, т.е. о красоте.
- Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом КРАСОТА?
- Возьмите ассоциативную таблицу и выполните работу сообща.
Ассоциативный ряд:
Музыка, картина, памятник, спорт, ИЗО, театр, опера
- Озвучиваем результат работы и сравниваем с моими ассоциациями:
1-ая ассоциация…, …, …, …, …, …, 7-ая?

«Веселый теннис»
Берутся теннисные шарики, заранее им придается форма лица: волосы, глаза, нос, уши, брови… всё, кроме рта.
- Спорт – это красота! Обычные теннисные шарики, превратились у нас в красивых человечков. Какое у вас сейчас настроение? Покажите.
Демонстрация «улыбок»
- Возьмите кусочек пластилина и изобразите ваше настроение сейчас:
уголки губ приподняты вверх – «отличное настроение»
уголки губ плотно сжаты горизонтально – «хорошее настроение»
уголки губ опущены вниз – «плохое настроение»
- Девизом урока я предлагаю взять слова великого немецкого драматурга, поэта, театрального деятеля Бертольта Брехта: «Искусство требует знаний».
- Как вы понимаете эти слова?
Чтобы создать что-то прекрасное, нужны знания.
- Докажем достоверность этих слов своими знаниями.
Разминка
Видеосюжет из мультфильма «Пластилиновая ворона»:
пейзаж, натюрморт, портрет.
Вызов
- А чтобы определить тему нашего урока, предлагаю вам поиграть. Игра называется «Морская фигура»
«Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура, замри!»
Ехала белка не тележке,Продавала всем орешки.Кому два, кому три,Выходи из круга ты!
- Какова же тема урока? (Скульптура)
- Верно! Мы познакомимся со скульптурой и ее видами, будем учиться создавать скульптуру своими руками. Но для этого нам необходимы знания!
- Внимание на экран!
Осмысление содержания
Видеосюжет «Скульптор за работой»
Сопроводительный текст читают Анжелика и Наргиз Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? 
В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имеет настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Это называется фактура.
Итак, Скульпту́ра - это ваяние, пластика, относится к виду
изобразительного искусства, произведения которого
имеют объёмную форму.
В переводе с латинского означает: вырезаю, высекаю.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры,
называется скульптором, или ваятелем.
- Прочтем определение, что же такое скульптура?
От других видов искусства её отличает:
Язык скульптуры – трёхмерность: объём, пропорции, фактура.
Способы выполнения скульптуры – высекание, лепка, вырезание, отливка.
Материалы: …
- Из каких материалов скульптор создает свои произведения? Об этом вы узнаете, работая в группе.
- На рабочем столе ноутбука вы найдете презентацию «Материал для создания скульптуры». В ходе просмотра составляем кластер по теме.
- Приступаем к работе.
Афиширование
Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.
Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов.
Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.
Нетрадиционные материалы – бумага, овощи и фрукты, бутылки из пластика, конструктор-лего, пластинки, диски, упаковки, велосипедные цепи, жевательная резинка, комнатные растения, стекло, зеркала, проволока, карандаши и т.д..- Скульптура бывает двух видов. Посмотрите внимательно!
Демонстрация скульптурных форм с комментированием
Виды скульптуры:
Круглая скульптура – осматривается с разных сторон.
Рельеф – изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона, основные виды - барельеф и горельеф (если фигуры выступают меньше чем на половину своей толщины - то это барельеф; если они выступают на половину своей толщины или больше, то это -горельеф).
- В скульптуре можно изобразить все предметы окружающего мира.
- А что мы изобразим в скульптуре? (Животных)
Вступительное слово о животных
- Мир животных богат и удивителен.
Зоолог знакомит нас с миром животных, населяющих всю нашу планету.
Палеонтолог знакомит с животными, которые вымерли.
Поэты, писатели, сказочники и мультипликаторы представляют в своих произведениях не только реальных животных, но и вымышленных.
- Для изображения животных мы будем использовать пластилин.
- Вспомним о секретах пластилина. Какой он?
Мультфильм «Пластилин»
Секреты пластилина: пластичность, вязкость («прилипчивость»), цветность, термомобильность (легко размягчается от тепла рук)
Физминутка «Весёлая зарядка»
- А теперь, используя полученные знания, настало время проявить свои способности, в создании скульптуры. Работаем в группах по изображению животных в следующих категориях:
1 - группа: «Удивительный мир»
2 – группа: «Сказка за сказкой»
3 – группа: «Невыдуманные истории»
4 – группа: «Затерянный мир»
- Сначала вы читаете текст, выполняя пометы: ЗНАЮ, УЗНАЛ, ХОЧУ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ.
- Затем находите технологическую карту по своей теме изображения, изучаете её и приступаете к работе.
- Выполняйте.
Практическая работа учащихся
Пальчиковая игра
Возле речки гуляют овечки (крутят сжатыми в кулак руками).
А у овечки вся шерстка в колечках.
Раз колечко (соединяют в колечко большой и указательный пальцы левой руки).
Два колечко! Три колечко!  Четыре колечко!
Повторяем то же правой рукой!
5. Рефлексия
- С каким видом изобразительного искусства мы познакомились?
- Какая бывает скульптура? (Круглая и рельеф)
- Назовите виды рельефа. (Барельеф и горельеф)
Написание синквейна- Напишите синквейн на тему «Скульптура»
Афиширование
- Оцените свою работу, используя карту оценивания.
Выставка детских работ
Трек «В мире животных»
Круг радости (Благодарность: «Три хлопка»)Оценивание урока «Разноцветные шарики»