План-конспект урока по информатике Создание и редактирование табличного документа (с казачьей компонентой)


Урок информатики по теме:
"Создание и редактирование табличного документа".
9-й класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий.
Форма урока: комбинированный урок.
Разделы программы: применение современных информационных технологий, региональный компонент.
Цель урока: развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями и данными посредством ИКТ.
Задачи урока:
расширить представления учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц;
уметь анализировать, обрабатывать и делать правильные выводы из найденной информации по данным предметам;
развивать познавательный интерес к предметам истории и информатики;
развивать логическое мышление, внимание;
умение работать в группе;
воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, карточки с заданиями для групп (Приложение 1), мультимедийная презентация.
Программное обеспечение: программа Microsoft Office Excel.
В начале урока класс делится на две группы. В каждой группе выбирается атаман (помощник), который будет заполнять лист оценок группы.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний и постановка целей урока.
Практическая работа.
Итог урока.
Рефлексия
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем необычный урок, который свяжет два предмета – историю и информатику. Вы разбиты на группы и в каждой группе есть атаман, который будет отмечать в листе оценок количество правильных ответов (знаком +), когда вы будете работать в группах и отвечать на заданные вопросы. Мы тоже Вам поставим оценку за выполненную практическую работу и сделанные Вами выводы. Все эти оценки повлияют на итоговую оценку за урок.
2. Актуализация знаний и постановка целей урока.
Учитель:
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова академика В. М. Глушкова:
«Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать»
- Давайте вспомним основные средства обработки информации с древнейших времен до настоящего времени. (Ответы детей)
- А сейчас мы представим себя на месте людей, которые жили в то или иное время существования некоторых инструментов, перед вами - счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер, логарифмическая линейка, планшетный компьютер. Приглашаются 2 учащихся (1 казачка и 1 казак, в костюмах).
Казачка: Казачка – хранительница домашнего очага, хозяйка. (Если необходимо подсчитать бюджет семьи за год, то в те далекие времена я бы выбрала – счеты).
Казак: Казаки – защитники. (Если атаман собирает войско в поход, то он должен точно знать его численный состав. Для обработки информации в настоящий момент времени я бы воспользовался – планшетным компьютером).Какую бы вы выбрали программу для обработки числовых данных?
Из чего состоит электронная таблица?
Для чего предназначены электронные таблицы?
Что является минимальным элементом таблицы?
Какие типы данных можно вносить в ячейки таблицы?
Перечислите правила набора формул в ячейки таблицы?
Каким способом можно занести формулу в несколько ячеек?
Как построить диаграмму (график)?
Учитель:
 Человека всегда интересовало его прошлое, прошлое всего человечества. Не требует особых доказательств необходимость и полезность изучения истории родного края. Знание прошлого малой родины дает человеку твердую почву под ногами сегодня, возможность предвидеть будущее развитие и свое место в этом мире.
Кого раньше называли казаками? (Кто такие казаки?)
Главное занятие казаков?
Кто стоял во главе казачьего войска?
Как его выбирали?
Сколько лет служил казак, если три года он был в подготовительном разряде, 4 – на действительной службе, 8лет на льготе и 5 лет в запасе?
Какие награды за службу мог иметь простой казак и атаман?
Как распределяли землю у казаков?
Какова роль казачки?
В чём казак мог зависеть от жены?
Какие хутора в начале XX века относились к станице Березовской?
Какие хутора относятся к станице сейчас?
В XIX и XX веках в нашей станице проходили ежегодные ярмарки. Когда они проходили и чем на них торговали?
Сформулируйте цели урока. (Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока).
3. Практическая работа
На столах у каждой группы лежат задания к практической работе.
1 группа выполняют практическую работу «Положение об общественном управлении в казачьих войсках в 13/25 день мая 1980 года». (Приложение 3).
2 группа выполняют практическую работу «Стоимость обмундирования и снаряжения казака при выходе на службу в начале XX в.» (Приложение 4).
4. Итог урока:
Вопросы для 1 группы:
Назовите по каждой станице:
общее число дворов;
количество мужчин;
количество женщин;
число жителей с правом голоса на сходах
Назовите среднее количество человек на один двор в станицах Березовской и Малодельской.
Сколько процентов с правом голоса от общего количества жителей приходилось на станицу Березовскую и Малодельскую?
Сделайте сравнительный анализ по станицам.
Вопросы для 2 группы:
Назовите общую стоимость обмундирования и снаряжения казака при выходе на службу?
Назовите самые дорогие покупки, необходимые казаку для службы?
Во сколько раз конь дороже обмундирования?
Какие предметы обмундирования изготавливались в семье руками казачки?
Сколько коров по цене 60 рублей за голову надо было продать из домашнего хозяйства, чтобы купить обмундирование и строевого коня, учитывая, что 100 рублей государство выделяло для сбора казака на военную службу?
Из отчета по Усть – Медведицкому округу от 24 июня 1924 года: «Нонешний год складывается очень неурожайный, так что рожь покосили на корма, а пшеница совсем пропала. Травы совсем нет. Хорошую корову, которая на Пасху стоила 150 руб., теперь можно купить за 25 руб., овцы - 5 руб. пара». В такое неурожайное время сколько нужно было продать коров и овец, чтобы собрать казака на службу?
5. Рефлексия
- Ребята, если вам было интересно на уроке, и вы узнали много нового, то изобразите казачий флаг в ячейках таблицы своей практической работы, воспользовавшись заливкой ячеек.
6. Домашнее задание:
§ 3.4 в.2,3 стр.103.
Литература:
Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» учебник 9 класса М:2010г
Владимир Шалыгин «Мой край родной, казачий», Волгоград, 2007г., с.34,37.
В.П. Попов «История Российского казачества», Волгоград, 2009г.
Интернет - ресурсы.