Презентация и доклад на тему: Педагогическое взаимодействие в коллективе лицея


Педагогическое взаимодействие в коллективе лицея Педагогическая аксиома гласит: можно отлично знать свой предмет, но если нет педагогического взаимодействия между учителем и учениками, результатов обучения и воспитания не будет.Взаимоотношения так же важны, как и правила организации урока, занятия. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо почаще анализировать наши поступки, проводить самоанализ педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что в педагогике называют сотрудничеством, активным типом взаимодействия, психологи называют его еще «СОЮЗ». Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие - одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое взаимодействие - сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности. Общение в педагогическом процессе выступает:– во-первых, как средство решения учебных задач,– во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса,– в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития. Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог:1. УЧИТЕЛЬ – «Я».2. УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ.3. УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК.4. УЧИТЕЛЬ – ГРУППА УЧАЩИХСЯ.5. УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.6. УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ.Имеется и другая  типология педагогического взаимодействия, учитывающая степень развития таких его характеристик, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние.Типы взаимодействия при этом следующие:сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация. Рекомендации по педагогическому взаимодействию1. Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска.2. Развивать совместную (педагога и учащегося) внеурочную деятельность (клубы по интересам, экскурсии и т.п.).3. Наладить психологические контакты между педагогами и детьми. С этой целью проводить совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания).4. Формировать межличностные отношения в ученическом коллективе. С этой целью создавать и развивать традиции.5. Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности. «Вместе весело шагать»Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам! И, конечно, припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором!.. Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьниковВ. А. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы имеет свои особенностиЭффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические коллективы учебных заведений дают учащимся первоначальное представление о коллективе взрослых, о системе взаимоотношений в нем, о совместной деятельности. Воспитательный коллектив учебного заведения представляет собой тесное единство педагогического и ученического коллективов; их существование друг без друга, в отрыве друг от друга невозможно. Следовательно, их взаимодействие, взаимовлияние несет объективный характер. Однако это взаимодействие особого рода, так как партнеры находятся не в равном положении. Педагогический коллектив играет особую роль по отношению к ученическому: он формулирует задачи по созданию и совершенствованию ученического коллектива, подбирает методы и формы их реализации, включает учащихся в коллективную деятельность, стимулирующую развитие личностных качеств испособностей школьников. Для учащихся педагогический коллектив – первый трудовой коллектив, под влиянием которого они находятся в течении ряда лет. Сам факт существования рядом работающего коллектива взрослых оказывает на ученический коллектив постоянное формирующее воздействие. Вместе с тем и ученический коллектив оказывает заметное влияние на коллектив педагогов – на характер отношений между учителем и, конечно, педагогов с учащимися. Важным средством, корректирующим деятельность педагогического коллектива является оценка учениками своих учителей, которая идет постоянно – скрыто или явно. О каждом учителе и педагогическом коллективе в целом у учащихся складывается общественное мнение, которое передается от одного поколения учеников к другому. Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Индивидуальные усилия отдельных учителей не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства действий, требований в организации режима дня школы, в оценке качества знаний учащихся. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает,однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научитьего, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают тубазу, на которой основывается единство действий учителей. В психологии выделяются основные показатели положительного социально-психологического климата. К ним относятся:• удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;• признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров;• мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;• высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом;• сплоченность и организованность членов коллектива;• сознательная дисциплина;• продуктивность работы;• отсутствие текучести кадров. Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учитель испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении. Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня коммуникативной культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания