План-конспект урока обществознания 8 кл Боголюбов Как стать личностью


План-конспект урока
Ростовщикова Наталья Прокопьевна, МАОУ «СОШ №7», г. Назарово Красноярского края.
Тема: Как стать личностью
Цели:
Образовательная:
· Познакомить учащихся с научными представлениями об уникальности человеческой личности, доказать влияние природных и социальных условий на формирование личности.
Развивающая:
· Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.
· Развивать умение анализировать иллюстрации, решать проблемные задания.
· Развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.
· Развивать умение оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.
Воспитательная
· Способствовать воспитанию терпимого отношения к личности.
· Формировать познавательный интерес к предмету.
· Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность.
Задачи урока:
1. Знать, что понимается под личностью в социуме.
2. Различать понятия личность, индивид, индивидуальность.
3. Понимать, как природа и общество влияют на становление личности.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь.
ПК, проектор.
Основные понятия: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Формы учебной работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Предполагаемый результат:
1. Умение прослеживать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии.
2. Умение учащихся распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.3. Умение вырабатывать навыки исследовательской деятельности и работы в парах.
4. Умение работать с информационными текстами, решать проблемные задания.
5. Умение выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.
План урока:
1. Человек, индивид, личность.
2. Жизненные ценности и ориентиры.
3. Становление личности
4. Кто помогает стать личностью?
Ход урока.
1.Организационный момент
Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок. 1 мин
2. Формулирование темы урока
??? Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненных целей?
Начну урок с притчи: «Знаменитый древнегреческий мыслитель Диоген средь бела дня зажёг фонарь и стал ходить по самым людным улицам Афин. На вопрос "Что ты делаешь?" он отвечал "Ищу человека!". Хотя он встречал и торговцев, и богатых и бедных, и стариков и женщин и мужчин. Как вы думаете, кого он искал? В каком значении Диоген употреблял слово "человек"? Почему? В то время еще не было определения личностьи.
Как вы думаете, что такое личность? (в тетрадях напишите свое определение)
Личность - совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. (Словарь с 249)
= теперь вы сможете сформулировать и тему нашего урока? (отвечают)
Тема нашего урока: Как стать личностью.
Подумайте, какая цель нашего урока?
=Цель урока: показать сущность и значение личности, жизненных ценностей и ориентиров, также рассмотреть фазы становления личности в процессе социализации.
Проблемный вопрос:
??? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.
Человек – особое звено в развитии живых организмов на земле.
Как вы думаете, в вас преобладает природное или социальное начало?
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
Биологическое существо Социальное существо
Скажите, чем человек отличается от животных?
Внешний вид: животные покрыты шерстью, а люди покрыты кожей.
Строение органов: у человека самое большое соотношение веса мозга к весу тела в отличие от животных
Питание: человек готовит продукты (жарит, моет, чистит), а животное ест, не перерабатывая продукты
Общественный строй: люди живут с семьёй или по одиночки, в обществе, а животные могут жить стаей , а могут по отдельности
Творчество: люди занимаются творчеством (рисованием, музыкой, скульптурами...), а животные не занимаются искусством, если только человек не научит.
=Духовный мир человека: в повседневной жизни в окружающих нас людях мы видим внешнюю сторону, то есть красоту, одежду, улыбку, и т.д. У нас в обществе принято говорить: « Встречаем по одежке, а провожаем по уму». Но в человеке главное душа, ум доброта, которые должны направлять человека на хорошие дела и поступки. Такие как помощь близким, помочь бабушке перейти через дорогу, купить хлеба, покормить птиц, помочь родителям и т.д.
Перед каждым человеком встает философский вопрос, КТО Я?
Давайте подумаем, а кто вы?
Ответьте письменно на вопрос «Кто я?» (у доски ученик записывает ответ, а ученики характеризуют его).
Какие признаки вы выделяете?
Каким отдаете предпочтение, ставя их на первое место, какие менее важны для вас?
=все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда.
=признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей - индивид (от лат. individuum) - отдельный человек).Попробуйте дать определение понятию «индивид» (выслушиваются версии, подводится итог обсуждения, запись определения в рабочую карту, в таблицу)
Индивид - это представитель рода человеческого, его признаки определены генетически, наследственностью (отпечатки пальцев, тембр голоса и т.д.).
Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от другого, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нем говорят: «Это яркая индивидуальность» (писатели, поэты, художники, актеры, музыканты).
= Индивидуальность — характеристика человека в обществе.
Еще один признак, присущий человеку,— быть личностью. Личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми.
Индивид Индивидуальность Личность
- это представитель рода человеческого, его признаки определены генетически, наследственностью.
- отпечатки пальцев, поэт, художник, актер, музыкант.
- совокупность свойств, присущих определенному человеку. для того чтобы стать личностью — нужно обладать важными для общества качествами и проявлять эти качества в разнообразной деятельности (роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.).
Сейчас, мы посмотрим фрагмент фильма, ваша задача ответить на вопрос: Являлся ли Александр Македонский личностью, индивидом или имел только индивидуальность? Аргументируйте свой ответ.
Молодцы!
2036776306236Личность
00Личность
Попробуем создать графическую модель личности
322105111311326967352641881170084263691
2132192157894Биологический компонент
00Биологический компонент
64853157894Социальный компонент
00Социальный компонент
4302898157894Духовный компонент
00Духовный компонент

828178171505531271417059430147871712294382411314629Мировоззрение
Убеждение
Ценностные ориентации
Культура
00Мировоззрение
Убеждение
Ценностные ориентации
Культура

222758097155Потребности
Темперамент
Задатки
00Потребности
Темперамент
Задатки
6485397652Потребности
Способности
Характер
0Потребности
Способности
Характер

Давайте назовем качества, которыми должна обладать личность. Таким образом, личность должна обладать не только важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.
В вопросе «КТО Я?» также лежит внутреннее и внешнее открытие самого себя, через жизненные ценности и ориентиры.
Представьте, у вас в руках зеркало, вы смотрите в него и что вы видите?
Представьте , что вы уже взрослые, кто я? Зачем Я?
Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой. С одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой — нередко порождается неудовлетворенностью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества. Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной. Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору.
Перед вами профессии, выберите ту, которая вам интересна.
Почему вы выбрали именно ее?
Что вы ждете от будущей профессии.
Какой вывод можно сделать?
= перед вами уже сейчас стоит вопрос - кем быть?
Обратимся к параграфу учебника, п. 2, стр. 37, прочитайте 2 абзац сверху, и ответьте на вопрос, что нужно сделать, если вы не знаете, какую профессию выбрать?
Ответ: нужна осведомленность о профессии, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым, профессиональная консультация специалиста, семья.
= Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения.
Как вы думаете, что такое мировоззрение?
Обратимся к параграфу учебника, п. 3, стр. 38, прочитайте 2 абзац снизу. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — СИСТЕМА УСТОЙЧИВЫХ ВЗГЛЯДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ ВОКРУГ НЕГО.
Перед вами структура мировоззрения, попытайтесь проанализировать данную схему, к какому выводу вы пришли?
Структура мировоззрения.
идеи принципы Духовные ценности убеждения мировоззрение
В зависимости от того, какую область знаний оно представляет, мировоззрение может быть научным, житейским, религиозным. Этим словом принято определять систему взглядов ни мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. Это идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определенную картину мира и человека. Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе и дают возможность формированию личности, ее внутреннего мира.
Как же проходит становление личности?
Обратимся к параграфу учебника, п. 3, стр. 39-40, прочитайте 2 абзац снизу и выпишите фазы становления личности:
1) адаптация (от лат. adaptation - приспособление).
освоение норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладение приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы.
2) индивидуализация
человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности
3) интеграция (от лат. integratio – востановление)
человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.
=Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности — социализацией.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Первичная социализация
(ближайшее окружение) Вторичная социализация
(формальное окружение)
Семья, друзья, приятели школа, организации, больница, библиотеки
Задание: являются ли агентами социализации следующие лица (если да, то какой именно и какую функцию они выполняют):
1. Почтальон. 2. Надзиратель тюрьмы. 3. Продавец. 4. Диктор телевидения.
5. Домоуправ.
=социализация бывает первичной и вторичной, а в роли агентов социализации выступают люди и учреждения. Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.
Работа в группах (3) , у вас на столах лежат примеры конкретных людей. Ваша задача обсудить в группах и ответить на вопрос: Можно ли назвать этого человека личностью? Аргументируйте свой ответ.
Пока выступают ребята, для каждой группы свое задание:
1. Слушают выступления и кратко заполняют таблицу в рабочей карте.
2. Перед вами набор карточек с чертами характера, выберите для данной личности только положительные. Свой ответ аргументируйте.
3. Перед вами набор карточек с чертами характера, выберите для данной личности только отрицательные. Свой ответ аргументируйте.
Давайте озвучим ваши результаты работы (читают задания и отвечают)
Резюме учителя.
- Предлагаю вспомнить основные моменты урока, используя небольшой тест (в рамках подготовки к ОГЭ):
1. Человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам в фазе…….(интеграция).
2. Система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл жизни и деятельности называется …(мировоззрением).
3. Самой общей характеристикой человека является термин…… (индивид).
4. Человек от животного отличается:
1) Теплокровной системой кровообращения
2) Членораздельной речью
3) Памятью
4) Навыками ориентации в пространстве. (членораздельной речью)
5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».
Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология. (физиология)
6. Как называется процесс становления личности ….(социализацией).
7. К основным фазам становления личности не относится: адаптация, социализация, интеграция, индивидуализация. (социализация).
8. Какая из названных профессий не относится к сфере экономики? Бухгалтер, экономист, аналитик, инфекционист. (инфекционист)
Проверка теста.
Проблемный вопрос ? ?? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.
Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: чтобы стать личностью, нужно обладать не только важными качествами общества, но и реализовать свои многочисленные роли и функции, а также обладать определенными взглядами на мир, на свою жизнь в данном обществе.
Д/з : п 5, задания 2,5.