Урок-проект по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам (1 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО учителя: Маслова Анастасия Александровна
Предметная область: Окружающий мир (автор: А.А.Плешаков)
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок-проект
Тема: Как зимой помочь птицам
Цель: раскрыть необходимость оказания помощи птицам зимой.
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- формирование чувства любви к родной природе, родному краю;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
- формирование эстетических потребностей;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью, т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации (познавательные УУД);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации: в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др. (познавательные УУД);
- формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера (познавательные УУД);
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД)
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности (регулятивные УУД);
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность (регулятивные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах (познавательные УУД);
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее (коммуникативные УУД);
- формирование умения работать в группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности (коммуникативные УУД);
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек, видов и типов проектов, форм презентации и др.) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие навыков предметной деятельности;
- освоение знаний по теме «Как зимой помочь птицам»;
- формирование умения обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе.
Оборудование урока: ПК учителя, презентация, мультимедийный проектор, интерактивная приставка, различные виды кормушек, корм для птиц, карточки с заданиями, клей, ножницы, разные виды корма для птиц, карточки для самооценки.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, мотивирует на успешную работу, приглашает учащихся к сотрудничеству.
Какое нам с вами нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
Я желаю вам сохранить хорошее настроение на протяжении всего урока. Пожелаем друг другу удачи.
Посмотрите за окно, какой чудесный день! Полюбуйтесь красотой природы.
Снег летает и сверкает
В золотом сияньи дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
Так же как тихо падает снег, сядем и мы. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Спокойное, хорошее, приподнятое.
Желают удачи одноклассникам и учителю. Личностные (самоопределение, смыслообразование); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества); регулятивные (целеполагание).
2. Подготовительный этап. Выбор проблемы. Вхождение в проектную деятельность. Самоопределение к деятельности. Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите на доске?
Взгляните на экран. Рассмотрите изображенный там рисунок и прочитайте заголовок слайда.
Как вы думаете, о чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока-проекта.
Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.
На доске плакаты и рисунки, посвященные защите птиц.
На экране изображен рисунок, призывающий помочь птицам.
Речь пойдет о зимующих птицах нашего города. Тема проекта: «Птицы зимой». Познавательные (постановка и решение проблемы, сравнение, классификация); регулятивные (умение ставить цели, планировать свою работу, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно); личностные (развитие учебно-познавательной мотивации); коммуникативные (формулирование вопросов и ответов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
3. Повторение и систематизация знаний. Организует практическую работу, проговаривание нового знания и способа действия.
Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группах. Побуждает к анализу собственных действий.
Прежде чем приступить к работе, я хочу проверить, что вы уже сделали для защиты зимующих птиц нашего города. Мы работали по группам. Каждая группа выполняла свое задание. Сейчас я хочу, чтобы представители от каждой группы продемонстрировали нам результаты своей работы.
Представляют классу результаты своей работы по защите птиц, презентуют созданные в группах мини-проекты. Анализируют проведенную работу.
1 группа. Исследовательская лаборатория №1. Рассказывают о зимующих птицах Владимирской области.
2 группа. Исследовательская лаборатория №2. Рассказывают о том, какие должны быть кормушки и где следует их размещать.
3 группа. Экспериментальная лаборатория. Показывают примеры изготовленных кормушек и расскажут, как сделать кормушку своими руками.
4 группа. Статистическая лаборатория. Рассказывают о том, когда мы начали работу по защите птиц, сколько изготовили кормушек, сколько собрали птичьего корма и т.д.
5 группа. Творческая лаборатория. Показывают созданные своими руками плакаты на тему защиты птиц и листовки-памятки. Рассказывают о том, как раздавали листовки ученикам других классов.
Познавательные (формирование навыков поисковой деятельности, способности анализировать и действовать с позиции содержания предмета); регулятивные (определение темы, формулирование цели и учебных задач урока); коммуникативные (формулирование грамотных, четких речевых высказываний), личностные (умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать больше).
4. Физкультминутка.
5. Работа в группах. Создание продуктов проектной деятельности. Теперь приступаем к выполнению еще одного творческого проекта.
Задание 1. Представьте, что мы с вами открываем птичье кафе или ресторан для птиц, куда будут слетаться гости со всей округи. Домики для птичьего кафе у нас уже есть, а теперь нам нужно продумать меню. Кто знает, что такое меню. Давайте проверим по толковому словарю (толкование слова «меню» появляется на экране). Наше меню будет состоять из нескольких страниц. Каждая из групп подготовит одну страницу. Возьмите, пожалуйста, конверт с заданиями. В конверте заготовка меню, а также карточки с названиями блюд и продуктов. Выберите только те блюда, которые подойдут в пищу для той птицы, которая указана на вашей страничке меню. Приклейте выбранные карточки.
Задание 2. У вас на столе в коробке представлены разные виды корма для птиц. Каждая команда получает карточку с изображением птицы. Ваша задача – определить, что за птица изображена на карточке и подобрать подходящий для нее вид корма. Я надеюсь, что вы были внимательны в первой половине нашего урока и теперь сможете легко справиться с этим заданием.
Задание 3. Задание на интерактивной доске. Посмотрите на картинки, определите, какие виды корма там изображены, и распределите их по группам (в зависимости от того, какая птица какой корм любит).
Задание 4. В самые сильные морозы птицы как никогда нуждаются в усиленной подкормке. Особенно это важно во второй половине зимы, когда много ягод и плодов уже съедено. В суровые зимы птицам требуется особенно жирный и высококалорийный корм. Поэтому можно не просто подсыпать корм в кормушки, но и готовить для птиц различные лакомства. Например, можно легко в домашних условиях приготовить пирог для птиц. Сделать его несложно. Я предлагаю вам примерный рецепт такого пирога.
Можно создавать для птиц венки с различными лакомствами. Свежие и засушенные яблоки дадут птицам жизненно важные витамины, а зерна и орехи подарят им сытость и придадут силы. Сегодня мы с вами изготовим такие же венки и порадуем птиц, которые обитают недалеко от нашей школы.
На столе у каждой из групп заготовки для венков. Привяжите, пожалуйста, к ним угощение для птиц. После занятий мы выйдем на улицу и повесим наши венки на дерево.
Изучают предложенные карточки с названиями блюд, обсуждают в группе, какие из продуктов подойдут в пищу для той или иной птицы. Выбирают нужные карточки и приклеивают их на страницу меню.
Рассматривают изображение птицы, в ходе совместного обсуждения определяют, что это за птица. Рассматривают представленные виды корма, выбирают те продукты, которые подойдут для подкормки птиц данного вида.
Распределяют виды корма по группам.
Работая в группах, создают венок с лакомствами для птиц. Познавательные (умение работать с инструкцией, отбирать необходимую информацию), личностные (делегирование полномочий, бесконфликтное взаимодействие в команде, взаимопомощь); регулятивные (умение работать по алгоритму, планирование деятельности).
6. Защита проекта. Расскажите, пожалуйста, ребятам из других групп о результатах своей работы. Представители от каждой из групп по очереди презентуют результаты своей проектной деятельности (страницы меню, выбранный для каждой птицы вид корма, приготовленное для зимующих птиц угощение). Коммуникативные (умение вести диалог и монолог); регулятивные (умение самостоятельно адекватно оценивать продукт проектной деятельности); личностные (умение уважительно относиться к труду одноклассников); познавательные (осознанное построение речевого высказывания в устной форме).
8. Итог урока. Рефлексия. Организует рефлексивный этап урока, побуждает детей к самостоятельной оценке собственной работы на уроке.
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. У каждого из вас на столе три карточки. Если вы недовольны своей работой, поднимите вверх карточку с тучкой. Если у вас что-то не получилось, но в чем-то вы были успешны, покажите солнце, которое выглядывает из-за облачка. И если вы полностью довольны своей работой, поднимите вверх солнышко. Подводят итоги проведенной работы, самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке.
Оценивают свою работу на уроке, демонстрируя одну из предложенных карточек. Регулятивные (внутренняя рефлексивная самооценка деятельности, умение адекватно оценивать свою и чужую работу на уроке); коммуникативные (умение отвечать на вопросы, строить понятные высказывания).
Прогнозируемый результат: учащиеся научатся различать птиц и их классифицировать, отбирать необходимую информацию по теме, использовать полученную информацию в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности, работать с текстами, взаимодействовать в интерактивном режиме на основе сочетательного диалога, получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам, создадут собственный творческий продукт – разработают меню для птичьего кафе, приготовят угощение для птиц.