Статья на тему Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка


Самарский институт повышения квалификации работников образования
КОНФЕРЕНЦИЯ
«Введение федерального государственного образовательного стандарта
общего образования в Самарской области»
«Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка»Автор: Горбачёва Марина Алексеевна, учитель
начальных классов ГБОУ СОШ пос. Комсомольский м. р. Кинельский
г.Самара.
сентябрь 2013
«Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения»
А. Сент-Экзюпери
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности.
Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих: коммуникативная способность коммуникативное знание, коммуникативные умения.
Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника, одна из ключевых компетенций, необходимых человеку для достижения успеха в его дальнейшей жизни. Умению согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, одноклассниками дети учатся в семье, в школе, в общении со взрослыми – педагогами и родителями. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не обладает коммуникативной компетентностью, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников наиважнейшая и актуальнейшая проблема нашего времени, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
Коммуникабельный ученик успешен в учении. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Процесс адаптации ребёнка в классном коллективе, в частности его эмоциональное благополучие, во многом зависит от коммуникативной компетенции. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
Принципиальный подход к решению проблемы, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей.
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение.
В повседневной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школе, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения - это то, чему нужно учить младших школьников, формируя коммуникативную компетентность.
На уроках русского языка формируются следующие коммуникативные компетентности как метапредметные результаты обучения требуемые ФГОС:
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Достижение этих результатов я вижу в использовании инновационных образовательных технологий: личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, ИКТ, игровых, технологий, развития критического мышления учащихся. Перечисленные технологии реализуются через системно-деятельностный подход в проведении уроков. Сотрудничество с педагогами и детьми, нестандартные методы и формы уроков, организация учебного диалога, проблемных ситуаций, использование творческих заданий - это усиливает практическую направленность обучения русскому языку, активизирует и формирует коммуникативные универсальные учебные действия, помогает реализовать творческий потенциал школьников.
Собственный опыт работы подтверждает, что сформированность коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников можно достичь, если
• объём орфографического материала адекватен содержанию образования и ориентирован на мотивационную сферу учащихся;
• строить обучение с учётом индивидуальных способностей учащихся;
• создать условия для конкретного воплощения творческих идей;
• обеспечить благоприятные креативные условия, окружающие ребёнка в школе: сотворчество учащихся и педагога, демократичный стиль взаимоотношений, атмосферу увлечённости и удовлетворённости.
В методике начальной школы существует множество приёмов и методов, формирующих умение слушать собеседника, вести диалог, последовательно излагать собственное мнение:
различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, если высказывания учащихся (устные или письменные) в основном отвечают указанным выше требованиям;
устный пересказ прочитанного;
рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, их письмо по памяти;
письменные изложения текстов;
перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и пр.) как устно, так и письменно;
различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, иллюстрирование прочитанных произведений;
письменные сочинения разнообразных типов;
отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, письма;
развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы), самостоятельное определение темы урока и постановка цели и задач, формулирование заданий к упражнениям.
В качестве примера рассмотрим методику мобилизующего этапа в 1 классе. Тема урока: «Буквы Й, й, обозначающие согласный звук [й]»
II. Мобилизующий этап.
Послушайте стихотворение.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед.
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке,
Волки на кобыле, Львы – в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике, жаба на метле.
Едут и смеются, пряники жуют.
- Из какого стихотворения этот отрывок? (Ответ ученика: «Этот отрывок из сказки «Тараканище»)- Кто его автор?
- Какие виды транспорта в нём упоминаются?
- Какой вид транспорта «лишний»? Почему?
- Какой вид транспорта не наносит вреда окружающей среде? Почему?
- А какой вид транспорта вредит окружающей среде? Почему?
- В путешествие мы с вами отправимся на транспорте, которого нет в нашем посёлке, но в его названии есть новый звук, с которым мы сегодня познакомимся. Что же это за транспорт?
- Какой новый звук услышали в этом слове?
III. Мотивация
- Сформулируйте тему урока.
- Поставьте перед собой цель. Чему вы хотите научиться?
- Для чего вам это нужно?
При изучении темы «Большая буква в кличках животных» во 2 классе учащимся предлагается выполнить логическое упражнение, которое записано на доске в следующем виде:
Домашних животных: кошку, собаку и козу зовут (З,з)аноза, (К,к)нопка, и (М,м)алышка. У козы кличка (З,з)аноза. (К,к)нопкой зовут не собаку. Какие клички у кошки и собаки?
Текст прочитывается один раз и закрывается. Учащиеся повторяют условие упражнения и выполняют его, составляя при этом рассказ-рассуждение. Первоначально эта творческая работа может проходить в коллективной форме, затем в групповой с обязательным переходом на индивидуальную.
После составления рассказа-рассуждения учащимся предлагается следующее задание:
- Назовите по памяти изученные орфограммы, встретившиеся в логическом упражнении.
- Правописание каких слов из логического упражнения вам неизвестно?
- В связи с эти сформулируйте тему урока.
- Какие цели вы поставили бы перед собой?
импровизация и сочинение сказок, стихов, небольших рассказов;
Когда польский педагог Януш Корчак учил грамматике детей варшавской бедноты, он рассказывал им сказки. В одной сказке, например, рассказывалось о том, что когда-то давным-давно все слова были свалены в кучу, где ничего нельзя было разобрать. Но пришла грамматика и разложила все слова по ящикам: в один — все существительные, в другой — все прилагательные, а в третий — все глаголы. В другой сказке, посвященной местоимениям, рассказывалось о малышке кто — слове, помогающем спросить о любом человеке в мире.
Множество грамматических сказок создал писатель Феликс Кривин. Хорошо известны сказки-приключения о частях речи Татьяны Рик.
Этими сказками охотно пользуются многие учителя для оживления уроков русского языка. Опыт показывает, что дети гораздо лучше усваивают грамматический материал, воплощенный в сказке, песенке или стихотворении, чем те же правила в их обычной форме. Это формы работы, помогающие вызвать интерес к русскому языку у учащихся. Дети сами с удовольствием начинают фантазировать – придумывать собственные сказки о частях речи. Наделяя своих героев характерами (морфологическими признаками), отправляя их в приключения, – становятся внимательнее к родному языку, становятся грамотнее.
устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану или сюжету и т.д.;
Фрагмент урока во 2 классе. Тема: «Разделительный мягкий знак в словах»
VIII. Работа над темой урока
Упражнение 3
- Прочитайте слова, записанные на плакате «Цепочка слов».
- Найдите их общие признаки, по которым можно продолжить цепочку.
Заячья, сорочье…
- Продолжайте цепочку, ориентируясь на все признаки слов, названные вами.
(Дети продолжают цепочку. Каждый из них начинает со слов, записанных на плакате, повторяя то, что сказали ранее отвечающие ребята, и добавляя свое слово).Упражнение 4
Творческая работа
- Укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе. Представьте себе, что в один из выходных дней вы пошли в лес на прогулку. Что вы там могли увидеть и услышать?
- При составлении предложений пользуйтесь словами из цепочки, которую мы составили.
- Запишите несколько предложений в тетрадь. (Дифференцированное задание).
В зимнем лесу мы можем увидеть заячьи и лисьи следы.
На высокой сосне воронье гнездо.
Под раскидистой елью медвежья берлога.
Зимой в лесу слышно сорочье стрекотание.
Представленные фрагменты уроков русского языка имеют ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует всестороннему развитию личности, обеспечивают вхождение детей в общечеловеческую культуру через общение на родном для них языке.