Буклет для педагогов Мультфильмы: их влияние на психику ребенка


Дети смотрят то, что им предлагают, они еще не могут самостоятельно и осознанно выбирать телепередачи.
Ребенок учится по подражанию, перенимая демонстрируемые ему эталоны.
Что полезного может извлечь ребенок из просмотра мультфильма?
Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у ребенка представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения.
Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.
События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
Таким образом, мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка.
К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно. Просмотр таких мультфильмов может иметь опасные для ребёнка последствия.
Признаки «вредного мультика»:
главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей → последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии у ребёнка в реальной жизни;
персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не говорит, что так делать нельзя → у ребенка закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения;
демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно → это может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а, значит. потенциальными травмами;
распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям → у ребенка появляются циничные высказывания, неприличные жесты, непристойное поведение, грубость и безжалостность;
используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот → у ребёнка не формируются критерии оценки поступков мультипликационных героев. Когда ребенок вынужден подражать несимпатичным главным героям, неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша;
транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот → нарушается усвоение половой принадлежности ребенка (в мл. школьном возрасте).

Напутствия для воспитателей:
- просмотр телевизора не должен превышать 1 час в день (по 20 минут 3 раза в день);
- при выборе детской телепередачи или мультфильма воспитателям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее;
- с детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего;
- не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.
Если ребенка невозможно оторвать от телевизора, можно использовать отучающие игры:
 «Телевизор переезжает». По данным психологических исследований, дети больше тянутся к телевизору, если он занимает «почетное» место, например, в центре комнаты. Вместе с детьми организуйте «переезд» телевизора на новое место жительства, менее почетное. А вот книжки, наоборот, должны переехать из книжного шкафа на низкие открытые полочки.
«Сделай свой мультик». Купите раскраски со сценками из мультиков и склейте из них свое собственное «кино» с новым сюжетом. Сделайте из картона большой экран и используйте его как сцену для кукольных спектаклей. Предложите детям выступать в роли ТВ-ведущего. Уменьшение времени телепросмотра за счет других занятий должно происходить незаметно, иначе ждите обратной реакции.
«Детям сейчас всё интересно. Они каждый день открывают для себя что-то новое. Найдите им альтернативу телевизору. Подумайте, чем можно возбудить их любознательность. Различные книги и энциклопедии, конструкторы, настольные игры, наборы для поделок и рисования – все это легко может заменить ребенку мультики. Или, по крайней мере, резко сократит их количество – дети, увлеченные игрой, попросту забудут о том, что сейчас – время мультфильмов».
Подарите своим детям хорошее детство, чтобы из воспоминаний остались не только приключения феи Винкс или Губки Боба!

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Жетім балалар мен ата-анасының қамқорынсыз қалған балаларға арналған №2 Қостанай түзеу мектеп-интернаты» коммуналдық мемлекеттік мекемесі Коммунальное государственное учреждение
«Костанайская коррекционная школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управления образования акимата Костанайской области
Азбука для воспитателей

Мультфильмы:
их влияние на психику ребёнка
Разработала:
Педагог-психолог: Балабатырева О.С.

2015 – 2016 учебный год.