Доклад «Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как средство развития познавательного интереса обучающихся».

«Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как средство развития познавательного интереса обучающихся».
Отрочество-прекрасный период жизни,
когда сознание ещё не загромождено догмами,
стереотипами и открыто всему новому.
Б.Неменский
Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.  
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», открыв рот и впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. То есть современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер
Перед учителем периодически возникает проблема:
-Как сделать уроки ИЗО более эмоциональными, интересными?
-Как раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию?
Всегда существовала проблема иллюстративной наглядности на уроках и естественно назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные технологии именно то, что призвано помочь учителю ИЗО в его деятельности.
С помощью компьютерных технологий повышается интерес, развиваются творческие способности обучающихся, формируется духовно-нравственная, культурно-образованная личность современного школьника. Дети учатся самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.
Каждый урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского, по которой я работаю, построен на обширном зрительном ряде, поэтому использование возможностей ИКТ позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир медиа-искусства в мир наиболее полного познания картины мира.
В 5 – 7 классах использование ИКТ направленно на:
-развитие критичности и самостоятельности мышления,
-развитие логического мышления,
-тренировка памяти,
-развитие ассоциативного, образного мышления,
-обучение приемам и методам фантазирования.
В результате я  определила  для себя формы применения ИКТ
на уроках ИЗО :
 1)    использование медиа-ресурсов как источника информации;
 2)    компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока и при подготовке к уроку;
 3)    использование медиа-ресурсов как союзника воспитательной работы;
 4)    организация проектной и творческо-поисковой деятельности учащихся;
 5)    организация личностно-ориентированного обучения средствами ИКТ.
  Я использую на уроках ИЗО
-Интерактивную доску;
-Программу Power Point,
-Кинофрагменты учебных фильмов,
-Мультимедийные учебные пособия.
Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю - предметнику. Презентация - особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д. Небольшой перечень уроков, на которых я использую презентации, при изучении нового материала:
-Декор русской избы(5 класс),
-О чем рассказывают гербы и эмблемы(5 кл.),
-Изображение предметного мира-натюрморт (6 кл.),
-Великие портретисты (6 кл.),
-Тематическая картина в русском искусстве XIX века (7 кл.),
-Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (7 кл.).
Кроме этого дети сами стали делать презентации.
. Но необходимо помнить, что живую речь учителя сложно заменить напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют обучающимся   осуществлять запоминание более точно. Демонстрация презентации подразумевает сопровождение комментариями учителя или диалогом с учениками. Мы получаем возможность активного общение, мы можем позволить себе возможность отвечать на  вопросы, задавать их и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства, постройки или иного творческого объекта.
Некоторые дети не любят рисовать ни карандашом, ни красками, но они с большим удовольствием работают в программе «Paint». Выполняя задания в данной программе, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, а так же получают дополнительные навыки работы на компьютере.
Работая с учащимися по формированию и развитию их творческих способностей и художественной культуры, привлекаю их для подготовки к урокам сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству.
Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации,  развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. А для того, чтобы работа учащихся была продуктивной и планомерной  я даю рекомендации по поиску и обработке информации по таким темам, как:
-Народные праздничные обряды(5 класс),
-Декор и положение человека в обществе(5 класс),
-Великие портретисты(6 кл.),
-Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (7 кл.),
-Крупнейшие музеи мира(7 класс),

Хочется отметить, что учащиеся уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. А мне легко увидеть «звездочек» - творчески-одаренных, неординарных детей. Ведь я вижу, каждая работа неповторима, уникальна и ребенок, выполняя ее, вкладывал свою душу, свое видение мира, свою фантазию. А открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.  
Использование информационно-коммуникативных технологий необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.
Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.















15