Применение современных информационно-образовательных технологий для развития познавательного интереса и дальнейшей социализации младших школьников


Применение современных информационно-образовательных технологий для развития познавательного интереса и дальнейшей социализации младших школьников
Познавательный интерес – основа развития личности ребенка.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Сегодня, в условиях введения новых ФГОС, основная задача школы – «не заставить выучить, а помочь ученику развиться», и готовность обучающегося к самостоятельному познанию является ключом к успешному развитию личности. Поэтому новая школа обозначает необходимость внедрения в образовательный процесс новых форм работы, где для учителя и ученика предусмотрены новые роли: учителя как организатора учебной деятельности, а ученика как исследователя с активной познавательной позицией.
Начальная школа закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Познавательная активность является одним из самых важных мотивов в образовательном процессе. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является  присущим человеку от рождения.
Направления педагогической деятельности по формированию познавательного интереса обучающихся:
Формирование учебно-познавательного мотива для активизации образовательного процесса.
Внедрение в образовательный процесс современных подходов и технологий.
Совершенствование педагогического мастерства на основе изучения литературы, посвященной важности познавательного интереса в образовательном процессе и современным педагогическим технологиям как средства формирования основных компетенций обучающихся.
Мотивация как фактор активизации познавательных интересов школьника
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Учение с увлечением раскрывает, мобилизует творческие способности ученика, активизирует позицию в обучении и одновременно существенным образом перестраивает его внутренний мир. Это позволяет рассматривать познавательный интерес в сопряженности с воспитанием мировоззрения, нравственности личности средствами учебной деятельности.
Задачи по формированию учебной мотивации:
1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.
2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время.
3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации, стараться повысить внутренние мотивы.
Условия, способствующие формированию учебной мотивации (приемы, формы и методы работы):
- создание проблемных ситуаций на этапе целеполагания;
- опора на жизненный опыт ребенка;
- выбор частично-поисковых, эвристических и исследовательских приемов;
- использование ИКТ;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- подача учебного материала в игровой форме;
- создание ситуации успеха;
- разнообразие самих форм обучения и воспитания (урок-путешествие, интегрированные уроки, выставки, детские научно-практические конференции и др.).
- дифференцированный подход;
- личностно-ориентированный подход;
- системно-деятельностный подход.
Современные педагогические технологии в развитии познавательного интереса
Игровые технологии
Игровые технологии являются одной из форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и обеспечить личностно-деятельный характер усвоения учебного материала. Занимательность игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность. Самостоятельная познавательная деятельность, направлена на поиск, обработку, усвоение учебной информации. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.
В своей педагогической деятельности использую дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры. На уроках изучения нового материала – путешествия со сказочными героями (Буратино, Незнайка и др.) На этапах закрепления знаний и рефлексии игры: «Я начну, а ты продолжи», «Кто быстрее?», «Слово – магнит», «Найди слово в слове» и другие.
Детям нравятся нетрадиционные формы уроков: урок-игра («Пятнашки», «Умники и умницы»), урок-соревнование («Лучший счетчик», «Самый грамотный»), уроки-путешествия («Путешествие в город Букваринск», «На лесной полянке», «К звездам»), уроки-инсценировки (стихотворений, сказок, рассказов), уроки-викторины, уроки-КВН.Применение игровых технологий на уроках дают возможность обучающимся работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка учебную мотивацию, повышают познавательный интерес.
Информационно-коммуникационные технологии
Одним из результатов образования уровня начального общего образования должна стать готовность обучающихся к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. ИКТ технологии позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Деятельностный подход в обучении тесно связан с применением в образовательном процессе возможностей компьютера, интерактивной доски, документ-камеры, системы голосования Proclas, что значительно расширяет возможности представления информации, повышает учебную мотивацию, познавательную активность обучающихся на уроке, увеличивает эффективность выполнения заданий, помогает осуществлять контроль знаний и обратную связь «учитель – ученик». При проверке знаний обучающихся использование тестов помогает не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания и возможности.
Использование ИКТ позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход: тесты, рисунки или «подсказки» к заданиям можно скрыть, а затем показывать в ключевые моменты урока.
Таким образом, современные информационно-коммуникационных технологий помогают снижать дидактические затруднения у обучающихся, повышать активность и инициативность младших школьников на уроке, формировать информационно - коммуникационную компетенцию.
Проектные технологии
Перевести систему преподавания от «знаниевого» к системно-деятельностному подходу помогает метод проектов. Проектные технологии – средство решения проблем обучающихся уровня начального общего образования:
- незрелость логического и творческого мышления, необходимого для решения исследовательских задач;
- низкий уровень развития способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
- в традиционном подходе к обучению у ребенка мало возможности для удовлетворения познавательной потребности;
- у обучающихся нет свободного владения приемами поэтапного выполнения учебных исследований.
Метод учебных проектов формирует у обучающихся ключевые компетенции: личностные, коммуникативные, интеллектуальные, социальные, общекультурные, что и является задачей современной школы. Проект как метод обучения ценен тем, что ориентирован на достижения целей обучающимися и получение конечного результата деятельности.
В процессе работы над проектом выделяю следующие этапы:
Выбор темы проекта.
Обдумывание замысла, консультации с учителем, родителями.
Планирование деятельности.
Исследование проблемы проекта на информационном уровне.
Технологический этап: создание продукта проекта.
Составление текста устной презентации.
Представление результатов деятельности, презентация проекта.
Анализ проделанной работы, выводы.
Работа над проектами используется как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Начиная с первого класса, веду подготовку к самостоятельному проектированию, даю детям проектные задачи, такие как «Изготовление книжки-малышки с загадками», «Зоопарк из пластилина» и другие. В ходе решения проектных задач, обучающиеся осваивают способы проектирования как основы будущей проектной деятельности на уровне основного и среднего общего образования. В 1-ом и 2-ом классах к работе над проектами обязательно привлекаю родителей, которые, после консультации с учителем, помогают ученикам правильно подобрать нужный материал и направить его в определённое русло. Обучающиеся 3-го и 4-го классов с проектами справляются самостоятельно и с помощью консультации. Представление результатов происходит в различных формах: презентации, выступления, инсценировки, письменные работы, буклеты, рисунки. Оценка результатов работы над проектом – оценочные листы или анкетирование.
Виды учебных проектов:
- индивидуальные («Рост и сон», «Животные леса», «Трудный путь картошки», «Иллюстрируем словарь В. Даля», «Геометрический конструктор»);
- групповые («Птицы нашего края», «Здорово здоровым быть», «У Победы наши лица»).
Направленность проектов разнообразна:
- творческие проекты, где результатом является театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, издание творческих сборников, праздники;
- исследовательские проекты связаны с методами исследования: эксперимент, моделирование, социологический опрос, наблюдение, интервью и другие («Сколько весит здоровье», «Моя родословная»);
- практико-ориентированные проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта («Заповедные места России»);
- информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления общественности («Римские числа», «Планеты Солнечной системы»).
Работая над проектом, дети учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей, получают достаточный навык ориентирования в информационном поле. Каждый ученик имеет возможность показать свои знания, полученные из дополнительных источников и повысить свою самооценку и авторитет среди обучающихся класса. Предъявление результатов проектной деятельности на научно-практических конференциях повышают значимость результатов, как собственной деятельности, так и классного коллектива. Таким образом, проектная технология способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей и помогает обучающимся в успешной социализации на новом уровне образования.
Вывод:
1. Учебная деятельность, как и любая другая, определяется целями, которые во внутреннем плане выражаются через познавательный интерес, определяемый как особая избирательная направленность личности на процесс познания.
2. В основе системно-деятельностного подхода лежит самостоятельная работа обучающихся, их способность к саморазвитию и самосовершенствованию: обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности; сознательного отношения к их усвоению; эмоциональный подъем; формирование познавательных интересов.
3. Современные педагогические технологии: информационно-коммуникативные, проектные, игровые повышают познавательную активность обучающихся.
4. Формирование познавательного интереса оказывает положительное влияние на развитие интеллектуальные и творческие способности обучающихся, повышает качество образования.
5. Важное средство в формировании познавательной активности обучающихся – это личность учителя, его методическое мастерство, творческий потенциал, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов своих учеников.
В условиях модернизации современного образования проблема активизации познавательной деятельности обучающихся актуальна. Развитие познавательного интереса у обучающихся уровня начального общего образования создает условия для формирования универсальных учебных действий, которые необходимы для дальнейшей социализации на новом уровне образования в условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта.