Урок по биологии Приматы (8 класс)

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VIII вида г.Саратова»
410012, г. Саратов, ул. Гоголя, 42, тел: 73-40-34










Конспект
урока по биологии в 8 классе
«Приматы».

Учитель: Я. В. Неврюева.











2014г.
Тема урока: «Приматы».

Цели: Познакомить учащихся с общими признаками приматов, их отличием от других млекопитающих, их классификацией.

Задачи:
Обобщить знания учащихся о признаках парнокопытных и непарнокопытных животных.
Познакомить учащихся с общими признаками приматов, их классификацией, выделением среди приматов человекообразных обезьян: гориллы, шимпанзе и орангутанга; приспособленностью приматов к условиям обитания.
Корректировать мыслительную деятельность: внимание, произвольную память, мышление. Развивать связную речь учащихся.
Воспитывать интерес к живой природе, в том числе к миру приматов, любознательность.

Оборудование: моноблок, презентация «Приматы», карточки со словарными словами: парнокопытные, непарнокопытные, приматы, полуобезьяны, обезьяны, широконосые, узконосые, мартышкообразные, человекообразные, горилла, орангутанг, шимпанзе; фотографии гориллы, орангутанга, шимпанзе.

Ход урока.

Орг. момент.

Обобщение.
На доске написаны два теста:
А) Найдите общие признаки парнокопытных и непарнокопытных животных и подчеркните их:

Травоядные животные
Хищные животные
Крупные животные
Мелкие животные
На пальцах ног мягкие подушечки
Пальцы покрыты копытами
Детёныши рождаются развитыми
Детёныши рождаются голыми и слепыми

Б) Соедините стрелками животных и их признаки:

Жители открытых просторов
Жители лесов
Парнокопытные Копыта могут раздвигаться Непарнокопытные
Один мощный палец покрыт копытом
Только травоядные
Бывают травоядными и всеядными
Изучение нового материала.
-Итак, ребята, вы ещё раз убедились, что каждый отряд животных имеет свои особенности, помогающие ему приспособиться к условиям обитания.
(Слайд № 1).
Сегодня мы познакомимся с ещё одним интересным отрядом – отрядом приматов.
*Запись темы урока в тетрадях, учебник – стр.190*
Название приматы произошло от латинского слова «прима». Что в переводе означает это слово, найдите в учебнике на стр.190, 1 абзац. * Чтение учеником*.
(Слайд № 2).
- А знаете ли вы, что мир приматов невероятно разнообразен! В мире насчитывается 200 видов приматов. Они могут и маленькими и огромными. (Слайд № 3). Самый маленький примат – карликовая игрунка (рост 11см, вес 100г). (Слайд № 4). Самая большая среди приматов – горилла (рост 2м, вес 200 – 300 кг).

- Всё это многообразие учёные-зоологи разделили на отдельные группы. Вначале всех приматов разделили на 2 большие группы: полуобезьяны и обезьяны.
*Запись на доске и в тетради*
(Слайд № 5).
Полуобезьяны или низшие приматы - не похожие на обезьян зверьки. Их тело полностью покрыто шерстью, длинный хвост, мозг примитивен. К приматам их относят из-за расположенных на одной плоскости глаз; из-за того, что у большинства из них один палец противопоставлен четырём другим; поведение относительно сложное. Где же обитают полуобезьяны?
(Слайд № 6).
Они обитают на Мадагаскаре, в тропических лесах Африки и в лесах юго-восточной Азии.
(Слайд № 7).
Обезьяны или высшие приматы уже имеют привычный нам внешний вид. Прочитайте в учебнике описание внешнего вида обезьян – стр.190, 2 абзац.
В свою очередь, обезьяны делятся на широконосых и узконосых.
*Запись на доске и в тетради*
Они отличаются не только носами, но и местами обитания:
(Слайд № 8). Широконосых обезьян вы можете встретить в лесах Южной Америки, а узконосых – в тропических лесах Африки и в лесах юго-восточной Азии.
(Слайд № 9).
Более близкие к человеку узконосые обезьяны делятся на мартышкообразных и человекообразных.
*Запись на доске и в тетради*
Прочитайте в учебнике о мартышках - стр.190, 3 абзац.
Самые интересные- это человекообразные обезьяны.
(Слайд № 10). К ним относят гориллу, орангутанга и шимпанзе.
*Запись на доске и в тетради* фото животных на доске.
Прочитайте в учебнике об этих обезьянах - стр.191, 2 абзац, об их образе жизни - стр.192, 1 абзац.
Это интересно: рука шимпанзе. (Слайд № 11).
Мозг приматов. (Слайд № 12). Эмоции. Семья. (Слайд № 13).
4. Закрепление полученных знаний.
- От какого латинского слова произошло название приматов? Что оно означает?
- Сколько видов обезьян существует?
- С опорой на запись, расскажите о классификации приматов.
- Почему полуобезьян так назвали?
- Где обитают полуобезьяны?
- Где обитают широконосые и узконосые обезьяны?
- Что интересного вы запомнили про мартышку?
- Назовите человекообразных обезьян.
- Почему они так названы?

5. Домашнее задание.
1 группа – читать стр. 190 – 192, отвечать на вопросы.
2 группа – читать стр. 190 – 192.

6. Итог урока.
Итак, сегодня на уроке мы закрепили знания об общих признаках парно и непарнокопытных животных. Познакомились с общими признаками приматов и их классификацией. Узнали, почему гориллу, орангутанга и шимпанзе называют человекообразными обезьянами и обратили внимание, что в семьях этих животных существуют трепетные, «человеческие» отношения.



























Используемая литература.


Никишов А. И., Теремов
«Биология - животные», учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида
изд. «Просвещение», 2005.




Интернет ресурсы: http://www.wikipedia.org/. Приматы - Википедия
В презентации использованы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]