Семейство бобовых и китообразные. Дельфин


УРОК ПО БИОЛОГИИ УЧАЩИХСЯ 7,8 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) VIII ВИДА ПО ТЕМЕ
7 класс – « Семейство Бобовых. Горох, фасоль – бобовые растения»
8 класс – « Морские млекопитающие. Дельфин».
Цели: 7 класс – Познакомить учащихся с семейством бобовых, особенностями его строения и развития. Закрепить полученные знания об особенностях строения картофеля и его значении. Познакомить с типичными представителями семейства бобовых, выяснить в чем особенности строения бобовых. Развивать систематические понятия, прививать практические навыки и умения по распознаванию и определению растений семейства бобовых. Учит заполнять таблицы. Формировать умение работать в коллективе.
8 класс – Раскрыть понятия «китообразные животные»;
Учить различать китообразных и ластоногих животных;
Расширить знания учащихся о морских млекопитающих;
Развивать устную речь, мышление, память;
Воспитывать самостоятельность, познавательный интерес к предмету.
ХОД УРОКА:
I. Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного.
- На предыдущем уроке в 7 классе мы изучали «Семейство пасленовых», в 8 классе – «Китообразные. Киты». Проверим, что вы запомнили.
а)7 класс – Карточка «Картофель» (все учащиеся работают)
8 класс – Карточка «Китообразные» (одна колонка – группы китов)
(другая – дельфины)
б) 7 класс – Работа по таблице «Общие признаки семейства пасленовых». Вставлять в прорези на таблице. Индивидуальный опрос.
………………………….
………………………….
…………………………..
8 класс – Карточка «Сходство и различие китообразных». Самостоятельно выполняют.
Проверка.
7 класс - Игра «Цветик – семицветик».
В этой игре 8 лепестков, на которых написаны вопросы по пройденному материалу. Учащиеся отрывают лепесток – отвечают на вопросы.
Лепесток 1. Назовите родину картофеля.
Лепесток 2. Как называется плод картофеля ?
Лепесток 3. Сколько лепестков образует венчик цветка картофеля?
Лепесток 4. Кто первый завез картофель в нашу страну?
Лепесток 5. Как называются видоизмененные побеги картофеля?
Лепесток 6. Как использовали цветы картофеля?
Лепесток 7. Как размножается картофель?
Лепесток 8. Где и как используют картофель?
После фронтального опроса проверяется индивидуальная работа у доски.
III. Целевая установка.
7 класс – Мы изучили семейство пасленовых, но это не единственное семейство, представители которого обладают ценными пищевыми качества. Отгадав загадки, которые я Вам загадаю, вы узнаете какие растения мы будем изучать на уроке.
1. Голова на ножке, в голове горошки… (горох)
2. Что же это за подвох?
Вдруг на дереве горох? (акация)
Тема нашего урока «Семейство бобовых».
Записали число, тему урока.
8 класс – Отгадайте загадки и вы узнаете тему урока.
С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт? (дельфин)
Через океан плывет великан
И выпускает воды фонтан. (кит)
Верно отгадали загадки о морских млекопитающих. Тема нашего урока «Морские животные. Дельфин».
Записали число, тему урока.
IV – На все загадки дали правильные ответы. Сегодня на уроке в 7 классе познакомимся с новым семейством бобовых и представителями: горохом и фасолью. Ваша задача внимательно слушать новый материал. Тогда вы сможете выполнить задания без ошибок. В 8 классе продолжим знакомиться с представителями морских млекопитающих – дельфином.
А сейчас Динамическая пауза.
Релаксация
Упражнение «Водопад»
V. Новые знания.
7 класс – У каждого учащегося на парте блюдце с семенами фасоли, гороха (проросшие, набухшие), живой объект фасоли.
- Рассмотрите эти семена и ответьте на вопросы:
1. К какому классу однодольных или двудольных относятся фасоль и горох по строению семени?
2. Какими должны быть корни и листья гороха, если это двудольное растение? (корень стержневой, жилкование листьев – сетчатое)
3. По гербарию и живому растению необходимо рассмотреть стебель, корень, лист фасоли.
4. Рассмотреть строение цветка семейства бобовых. Особое внимание обращаю на неправильный цветок, у которого лепестки венчика разной величины и формы.
5. Плод боб рассматриваем по гербарию и раздаточному материалу (карточка)
Таблица «Характерные признаки семейства бобовых»
Учитель заполняет у доски, дети-на партах.
Признаки Характеристика признаков
Название растений Горох, фасоль
1. Тип корневой системы
2. Лист
3. Стебель
4. Строение цветка
5. Плод
(продолжают заполнять самостоятельно)
Для чего выращивают горох, фасоль?
8 класс – (на доске) картинки морских млекопитающих: киты, дельфины.
Дети находят дельфинов, группируют их в группу.
Рассказ учителя о горохе и фасоли
Чтение детьми выборочно (ответы на вопросы)
Доклад учащихся «Разновидности дельфинов» (2 человека)
Чтение дополнительного материала (самостоятельно).
Проверка заполнения таблицы 7 класса.
Работа с учебником уч-ся 7 класса.
Три группы семейства Бобовых.
Представители семейства БобовыхКормовые Употребляемые в пищу Декоративные
Клевер соя душистый табак
Вика арахис акация желтая
Чечевица фасоль акация душистая
Кормовые бобы горох
VI. Закрепление.
7 класс – Задание.
Рассмотреть рисунки на карточке и выбрать растение, которое относится к семейству бобовых.
(На карточке: перец, баклажан, помидор, фасоль, пшеница).
8 класс – Учитель раздает карточки с изображением ластоногого и китообразного животных. Учащиеся определяют и подписывают их. Вклеивают карточки в тетради.
VII. Домашнее задание.
7 класс –
1. Прочитать текст «Семейство Бобовых»
2.Проросшие семена фасоли посадить в цветочные горшки и проследить за ростом и развитием растений.
8 класс –
1. Чтение текста «Морские млекопитающие китообразные: дельфины»
2. Подготовить доклады по теме «Дельфины»
VIII. Итог урока.
Выставление оценок.