Урок литературного чтения Лев и собачка ( технология взаимообучения)

Тема: « Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
(урок с использованием ИКТ и технологии взаимообучения).

Цель: - анализ художественного произведения.
Задачи:
Образовательные:
- повторить знание произведений Л. Н. Толстого, его биографии, познакомиться с произведением «Лев и собачка»;
- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: темп, правильность, осознанность.
2. Развивающие:
- развивать устную речь в ходе пересказа текста, умение анализировать, обобщать содержание произведения.
3. Воспитательные:
- воспитание нравственности через анализ содержания произведения, воспитание качества ответственности человека за жизнь животных.
Оборудование:
- выставка книг Л.Н. Толстого: «Акула», «Прыжок», «Отец и сыновья», «Косточка», «Филиппок», «Котёнок», «Какая бывает роса на траве»;

- презентация к уроку «Л. Н. Толстой и Ясная Поляна»;

- толковый словарь С.И.Ожегова.


ХОД УРОКА:
Орг. момент: настрой на урок. Создание благоприятной психологической обстановки (2 минуты).
-Здравствуйте. Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца добрыми чувствами.
II. «Жужжащее чтение» – пары сменного состава (учащиеся читают 3 минуты вслух)
(в парах ученики с различным темпом чтения «сильный – слабый»).
Проверка домашнего задания и актуализация знаний учащихся (10 минут).
Повторение изученного в сопровождении презентации.
Где на слайде портрет Л.Н. Толстого?
(слайд)
Где родился Л.Н. Толстой?
(слайды в деревне Ясная Поляна: дом, березовая аллея, скамейка, могила Л.Н. Толстого)








СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА
Лев Николаевич Толстой родился в 1838 году – почти 200 лет тому назад. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на различные языки мира. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич отрыл в Ясной поляне школу, написал азбуку для детей. Все книги, представленные на выставке, есть в нашей библиотеке. Вы можете их взять и прочитать (обращение внимания учащихся на выставку книг).

Сколько было в семье детей?
(Пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Машенька и я)
О каком муравьином братстве вспоминал Л. Толстой?
(игра в муравьиные братья переросла в муравьиное братство, главная тайна которого, как сделать, чтобы все люди не знали несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы)

Литературная викторина.
- Узнай название рассказа.
«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море».
«Акула»
«Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех».
«Прыжок»
«Мальчик осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть, какой ловкий! Учитель остановил его и сказал: Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор он стал ходить с ребятами в школу».
«Филиппок»
«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел». «Косточка»
3) Пересказ текста «Прыжок».
- Назови основную мысль рассказа.
- Почему этот рассказ написал автор?
Физминутка.
Упражнение, корректирующее осанку:
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
2) Упражнение на расширение зрительно – пространственной активности
(на плакате - офтальмотренажёре: взгляд движется по стрелкам – траекториям, каждая траектория отличается цветом, упражнение выполняется стоя).

Сообщение темы и цели урока (25 минут).
-Сегодня мы познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
Быль – рассказывание события, которое действительно было в жизни.

Цель: - познакомиться с новым произведением Л. Толстого;
- определить главную мысль рассказа «Лев и собачка»;
- подготовиться к пересказу.
Девиз: «Учить других всему тому, что знаешь сам».
1. Словарная работа:
а) Артикуляционное упражнение - чтение трудных слов по слогам, а затем целым словом:
(слайд)

б) Толкование слова «БАРИН» и «ОЩЕТИНИЛСЯ».
Барин-
1. В дореволюционной России из привилегированных классов (помещик, дворянин).
2. Человек, который не любит трудиться сам и перекладывает работу на других.
(С.И. Ожегов. Словарь русского языка)
Ощетинился – поднял шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

2. Чтение текста вслух и проверка первичного восприятия.
а) Чтение текста вслух (читают вслух учащиеся из сильной группы)
б) Проверка первичного восприятия текста.
- Понравился рассказ?
- Какой он по характеру?
- Какие чувства он у вас вызвал?
- Кого вам было жалко?

3. Вторичное чтение текста (читают вслух учащиеся средней группы)

4. Работа по анализу содержания.
- Как собачка оказалась в клетке у льва?
- Как лев относился к собачке?
- Как жилось ей со львом?
- Что случилось с собачкой?
- Как повёл себя лев?
- Почему лев разодрал другую собачку?
- Как вы думаете, почему лев умер?

Применение технологии взаимообучения (по Ривину А.Г.).
1). Самостоятельная работа учащихся по готовому плану.
(слайд)

Порядок работы (слайд)


(во время работы контроль за работой учащихся со стороны учителя)
Примечание:
Нацеливаю учащихся на работу «Учить других всему тому, что знаешь сам». Работа в группах (по 2 – 3 человека) идёт по следующему варианту. В работе используется методика поабзацной проработки по правилам ролевой игры «ученик – учитель». В группе ученик получил тему созвучную с пунктом плана. Ученик находит себе напарника в группе. Сначала он читает текст себе про себя. Потом вполголоса своему напарнику, с которым читает и выясняет содержание, отвечает на поставленные вопросы. Затем роли меняются. Таким образом, идёт проработка части текста по плану. Потом он ищет партнёра из другой группы. Там он рассказывает свою часть, а партнёр свою. Можно еще найти себе партнёра из другой группы. На уроках нет шума, беготни. Учащиеся знают ход работы и спокойно всё принимают. В результате при обсуждении одной информации с несколькими сменными партнёрами обеспечивает более прочное усвоение знаний.

2). Систематизация и контроль полученных знаний.
- Давайте попробуем пересказать текст по плану.
В ходе работы в парах сменного состава происходит взаимообучение групп – учащиеся в группах подготовили свои ответы на вопросы и подготовились к пересказу. Пересказ текста идёт по плану. Выступающие в группах по их желанию.

3). Творческое задание по итогам работы.
Завершение отчётов групп: - словесное рисование обложки книги.

Подведение итогов работы (5 минут):
- С каким произведением мы познакомились на уроке?
- Что узнали нового на уроке? Интересного?
- Назови главную мысль произведения «Лев и собачка».
(Люди иногда бывают безжалостны – уничтожают животных и смотрят на расправу. Чтобы такого никогда не было, автор хочет научить нас любить животных)

- С кем вам понравилось работать в парах?
- Чему вы сегодня научили других? (обращаемся к девизу изучения темы урока)

ВЫВОД: Я хочу, чтобы через всю свою жизнь пронесли чувство сострадания к животным, людям, научились быть добрыми между собой.

VI. Домашнее задание: пересказ были близко к тексту, придумать радостную концовку к рассказу.


15