Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в начальной школе

Аннотация
Данные методические рекомендации могут оказать помощь учителям начальных классов как в урочной , так и во внеурочной деятельности. В работе раскрывается один из способов формирования познавательной активности у младших школьников посредством грамотной организации исследовательской деятельности, проведен анализ методов, форм и приёмов организации исследовательской деятельности с точки зрения их целесообразности в урочной и внеурочной деятельности. Методические рекомендации составлены на базе 5 – летнего опыта, проведённого в МБОУ СШ №12 г. Волжского Волгоградской области, учителем начальных классов Лазаревой Ольгой Вячеславовной. Сведения об авторе:
Лазарева Ольга Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ СШ№12 г. Волжского Волгоградской области, высшая категория; тел. 89272544142

















Пояснительная записка
Можно ли научить быть исследователем?
Исследование создает новое знание ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное, непознанное. Каждый ребёнок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответы на свои вопросы - важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - нормальное состояние ребёнка. Малыш настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Идеи такого обучения зародились в среде ярких представителей просветителей педагогики России XVIII (В.Н.Татищев). Начало XX века ознаменовано обращение ряда отечественных учёных (А.В.Леонтович, А.С.Обухов, А.И.Савенков) к исследовательским методам в современном образовании. Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна из основных практических задач современного образования. Овладение этими умениями и навыками – залог успешного формирования познавательной активности младших школьников.
Часто педагоги смешивают понятия «исследование» и «проект», полагая, что это одно и то же. В отличии от проектирования исследовательская деятельность более свободна, гибка, не регламентирована внешними установками. Следует понимать, что проектирование-это творчество по плану, в определенных рамках. Исследование - творчество в чистом виде, а значит - путь воспитание истинных творцов. [3] Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. [1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
98ff24f27a3e563.pdf]
Считаю, что использование исследовательской деятельности способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению знаний, а соответственно и познавательную активность.
Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умение обобщать и систематизировать информацию, формирование наблюдательности и внимания, умение работать с источниками.
Педагог должен обучить детей общим исследовательским умениям и навыкам: умению видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, умение классифицировать, вести наблюдения, знать методику проведения эксперимент, самостоятельно делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи.












Содержание
Каждый педагог, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т.к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Главную роль в этом должна играть активизация познавательной деятельности ребенка. Поэтому, одним из ведущих направлений работы с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, является – исследовательская деятельность, основным методом которой является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны.
Среди воспитательных средств, обеспечивающих отношения сотрудничества взрослых и детей, особое место занимает совместная исследовательская деятельность, которая относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит – личностно - ориентирована на каждого ребёнка.
Исследовательская деятельность способствует развитию таких качеств личности:
- самостоятельность;
- целеустремлённость;
- ответственность;
- инициативность;
- настойчивость;
- толерантность.
Участие в исследовательской деятельности – сложный труд не только для ученика и учителя, но и для родителя. Исследование подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой исследовательской деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратиться к родителям за помощью. Родители должны всегда помнить, что они играют роль источника наравне с другими. Право свободного выбора источника предоставляется ребёнку. Учитель должен познакомить родителей, чьи дети занимаются исследовательской деятельностью, основными этапами работы, методами и способами организации исследования. Эту работу следует проводить индивидуально. Но особая роль в организации исследовательской деятельности возложена на учителя – научного руководителя. Учитель контролирует работу на определенном этапе и направляет мысли детей. Педагог обучает детей исследовательской деятельности, помогает формулировать определения, осуществляет контроль над этапами работы. Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели.

При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием следующих умений у обучающихся:

1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы).
3. Умение работать с источниками информации (интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы и др.)
4. Умение представить результаты своей творческой работы: выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах.
Исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки. Желательно включать процесс исследования во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. На этом этапе осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм исследовательской деятельности; составление заданий исследовательского характера для проведения практических работ, наблюдений, домашних исследований. Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат. При этом не все дети осознают, что в школу идут для того, чтобы получать знания собственной лени. Не все дети любят дополнительные задания, которые выходят за пределы учебника (например: подбери загадки, приметы о зиме, подбери и выучи на заданную букву скороговорку и т. п.), потому что не могут самостоятельно находить нужную информацию.
На этом этапе осуществляется внедрение технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, на протяжении двух выпусков на 1 ступени обучения.[2. http://pedlib.ru/Books/7/0094/7_0094-1.shtml]


1 КЛАСС
В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как многие дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии провожу подготовительный этап, в который включаю творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Моя любимая игрушка». В своей работе я использую игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей. Объясняю, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т. д. Начиная с первого класса, стараюсь проводить уроки так, чтобы дети чувствовали себя маленькими исследователями. Такой подход к обучению позволяет активизировать мыслительные процессы детей, материал вызывает у них интерес и легко запоминается.
Так, на уроке обучения грамоте (тема: «Однозначные и многозначные слова») можно провести коллективное исследование. Дети разбиваются на группы, каждой группе дается задание: разбить слова на два столбика. Сначала даже не говорю, по какому признаку. Прочитав слова, дети понимают, что одни из них обозначают один предмет, у других слов несколько значений. Во время выполнения этой работы читающие дети могут найти эти слова в толковом словаре. Так происходит обучение исследованию. Обязательным моментом является представление своей работы – дети доказывают свое мнение перед классом. В результате работы можно сделать вывод:
- дети спокойно отвечают у доски, не боятся сделать ошибку при ответе, - стали активнее и самостоятельнее (обладают коммуникативной компетентностью)
- умеют четко и ясно излагать свои мысли (общекультурная, учебно-познавательная компетенции)

- лучше обосновывают свои ответы, не боятся высказать свою точку зрения (регулятивная компетенция личностного самосовершенствования)
- спокойнее и легче ориентируются в необычных ситуациях (в шко­ле, дома) (коммуникативная, личностного самосовершенствования)
В 1 классе отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не проводится. На уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение умениями анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Давно известно, что поиск проблем – дело сложное и непростое. Самое трудное, – найти проблему и решить её. Даже взрослый, начиная поиск, не всегда осознает, зачем он это делает, и не знает, что в итоге найдет.
Умение видеть проблему – свойство, которое характеризует мышление человека. Развивается оно в самых разных видах деятельности, и все же подбираю такие упражнения и методики, которые помогут в решении этой задачи. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии, музыки и т. д. (приложение Упражнения 1.0, 1.1, 2.2)

2 КЛАСС

Во 2 классе на уроках использую поисковые и проблемные методы, предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты. Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса. Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок. (приложение Упражнение 3.4, 3.5, 4.2)
Во 2 классе на уроках по развитию речи знакомлю учащихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др. термины. Дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой. И (приложение Упражнения 2.2, 2.4 )
3,4 КЛАССЫ
В третьем и четвёртом классах исследовательская работа более расширена. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией и методами исследования. Задание исследовательского характера обычно выполняет группа ребят, в отдельных случаях - индивидуально, с помощью родителей. Большое внимание уделяется развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовим индивидуальные работы. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем, затем оценивать их вероятность. (приложение Упражнения 2.1, 2.5, 3.1, 3.2). Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации. В 3-4 классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Учитель только должен направить их к правильному выбору, сделав примерный опрос:
- Что тебе интересно больше всего?
– Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
– Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
– По каким предметам у тебя хорошие оценки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
– Чем и кем ты мог бы гордиться?

Чтобы провести исследование применяю следующую последовательность:


9. Подготовка отчёта. Таблица 1
Вид деятельности
Формы работы
Пояснение.

1.Актуализация проблемы.
Найти проблему и определить направление будущего исследования


2.Определение сферы исследования
Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти.


3. Выбор темы исследования
Анализ собственных интересов. «Мозговой штурм»
Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определиться с темой, то ему можно предложить наводящие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику, обратиться к взрослым или одноклассникам.

4. Выработка гипотезы.
Разработка гипотезы, в том числе могут быть высказаны и
нереальные – провокационные идеи.
Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо
пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.
Выбрать методы исследования
Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить алгоритм действия.

6. Определить последовательность проведения исследования
Разработка плана действий
Подумать самостоятельно;
Посмотреть книги о том, что исследуешь;
Спросить у других людей;
Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;
Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
Понаблюдать;
Провести эксперимент.
Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы

7. Сбор
и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Фиксация полученных знания
Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

8. Анализ и обобщение полученных материалов.
Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

9. Подготовка отчёта.
Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования
Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
Сделать выводы и умозаключения.
Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Подготовить текст сообщения.
Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
Приготовиться к ответам на вопросы.
Возможные результаты исследовательской деятельности - представление газеты, альбома, гербария, журнала, книжки-раскладушки, коллаж, костюма, макета, модели наглядного пособия, плаката, плана, реферата, серия иллюстраций, справочника.

10. Защита.
Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.“От чего зависит успех”
Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток.


[4. http://pedlib.ru/Books/7/0094/7_0094-1.shtml]

Исследовательские умения каждого ребёнка можно развить, используя специальные упражнения. Это упражнения, направленные на развитие умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям, развитие внимания и наблюдательности, развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Эту работу начинаем в первом классе. Работа требует системности, хорошей подготовленности, постоянного поиска и творчества. Работа проводится на уроках чтения, русского языка, во время экскурсий, просмотров видеофильмов, т.е. используются разнообразные приёмы и методы.
Использование данных упражнений, способствует развитию не только исследовательских умений и навыков, но и развивает речь учащихся, позволяет делать её содержательной, логичной, последовательной.












Приложение
Упражнения и задания, способствующие формированию исследовательских умений младших школьников
Задания, способствующие развитию умения видеть проблемы:
Умение видеть проблему – свойство, которое характеризует мышление человека. Развивается оно в самых разных видах деятельности, и все же подбираю такие упражнения и методики, которые помогут в решении этой задачи.
Упражнение1.0.
Из предложенных вариантов выбрать те, которые являются задачами:
- На ладонь  снеговика упали снежинки. Потом ещё несколько снежинок. Сколько дней продолжался снегопад?
- На ладонь снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Была зима.
- На ладонь  снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь?
- Докажите своё предположение.
Упражнение1.1.
Продолжи предложения:
Барбос растянулся на солнце, а...
Барбос растянулся на солнце, чтобы...
Барбос растянулся на солнце, когда...
Барбос растянулся на солнце, где...
Дети встретили в лесу старушку, которая...
Дети встретили в лесу старушку, у которой...
Дети встретили в лесу старушку, которой...
Дети встретили в лесу старушку, о которой...
Упражнение 1.2.
Придумай рассказ, используя данную концовку:
1)Мальчик покраснел от стыда.
2)Теплоход пристал к пристани.
3)Канарейка вылетела в окно.
4)Хорошо жить на свете, когда есть друзья.
5)Зайчика ребята решили выпустить на волю.
6)Радостные ребята вернулись домой.
Упражнение 1.3.
Посмотри на мир чужими глазами.
Детям учитель читает небольшой рассказ:
Ночью был сильный мороз. В лужах - лёд. Земля стала твёрдой, как камень. Днём посыпал колючий снег.
Предложим детям продолжить его, но сделать это необходимо несколькими способами. Например, представив, что эту картину увидели жители Африки, которые, никогда не видели зимы. Затем представь, что ты птичка, которая не успела улететь в теплые края. Затем представь себя дворником, котенком, почтальоном и т д.
Подобных рассказов можно придумать множество. Такое задание не только развивает речь и творческое воображение, но и способствует развитию умения видеть проблему.
Упражнение1. 4.
Сократи предложение
Учитель произносит предложение, дети осмысливают его. Затем учитель просит ребят сократить предложение последовательно, но сохраняя основное содержание, например:
Оля читает бабушке интересную книгу о животных.
(Оля читает бабушке книгу. Оля читает бабушке. Оля читает.)
Попробуйте сократить эти предложения:
Летом часто идут проливные дожди.
Утром Вова ел рисовую кашу.
Мимо дома ехала грузовая машина.
Вышитое полотенце Лена подарила своей сестре.
Зимой деревья часто покрыты серебристым инеем.
Упражнение1. 5.
«Новое назначение предмета»
Учитель показывает детям какой-либо предмет и просит детей придумать как можно больше нетрадиционных способов применения и использования этого предмета. Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы, чем их больше, тем лучше .Это могут быть такие предметы как: карандаш, коробка из-под конфет, трубочка для коктейля и т.д. Это задание позволяет ребёнку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете, помещая его в разные ситуации.
Упражнение 1. 6.
«Назови как можно больше признаков предмета».
Учитель называет какой-либо предмет. Дети должны назвать как можно больше признаков предмета.
Упражнение 1.7
В городе Званске в школе № 23 в третьем классе учится Вася. В каждом классе есть особый ученик, а то и несколько. Так вот наш Вася отличался отменным аппетитом. Голодный Вася съедает за 9 минут 3 булочки! Сытый Вася тратит на такое же количество булочек 15 минут. На сколько минут быстрее управляется с одной булочкой голодный Вася?
Развитие умений выдвигать гипотезы
Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем, затем оценивать их вероятность. Предлагаю насколько заданий, которые способствуют выработке умений выдвигать и строить гипотезы:
Упражнение 2.1.
«Давай подумаем вместе»
Почему осенью листья опадают с деревьев?
Почему кошка видит в темноте?
Почему идет дождь?
Почему облака плывут по небу?
Отчего на небе радуга?
Почему человек не умеет летать, как птицы?
Для того чтобы научится вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы.
Предлагаю несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Делая предположения, мы используем слова:
- Что если. - Допустим. - Предположим. - Возможно
Упражнение 2.2.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

Можно предложить следующие предметы:
Шариковая ручка, зеркало чайник, яблоко,
Упражнение 2. 4.
Вспомни сказку Н.Толстого «Три поросёнка», как ещё могли бы развиваться события?
Придумайте несколько провокационных идей.
Упражнение 2.5.
Задание «Найди причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы
Падают листья с деревьев;
По улице идет курица с цыплятами;
Друзья поссорились и т.д.
Проехала старинная карета;
Мужчина идет по улице с игрушечным ведром;
Упражнения, способствующие развитию умения задавать вопросы
Для развития умения задавать вопросы, можно использовать самые разные упражнения.
Учитель внимательно следит за постановкой вопросов, корректирует их, учит правильно построить вопрос, так, чтобы вопрос не предполагал односложный ответ. (Можно и наоборот).
Упражнение 3. 1.
Учитель кладет на стол какой либо предмет. Предлагает ребятам задать вопросы, которые помогут узнать о данном предмете что-то новое. Предметы могут быть самые разные.
Упражнение 3. 2.
К доске выходит ученик. Учитель даёт ему карточку, на которой написан вопрос. Ученик должен так на вопрос ответить, чтобы остальные дети должны догадаться, какой был вопрос. Вопросы могут быть самые разные:
Сегодня идёт на улице дождь?
Ты читал сказки К. Чуковского?
Что такое цунами?
Почему у нас не живут обезьяны?
Упражнение 3.3.
Найди причину события с помощью вопросов:
Предлагаю детям ситуацию, и просит детей объяснить, почему так случилось. Ситуации могут быть самые разные, например:
Курица ведёт своих цыплят на другой конец деревни;
На дереве остался всего один листок;
Саша утром положил свою тетрадь в портфель, но в школе тетради у него не оказалось.
Упражнение3. 4.
Подумай, что общего у : (кошка и груша, машина и часы)

Упражнение 3. 5.
Загадайте предмет по его признакам (форме, размеру, цвету, месту пребывания)
Красный круглыйсладкий.
Живёт в воде. Имеет хвост и лапки. Вырос из икринки
Упражнения на развитие умений давать определения понятиям
Учителю всегда надо помнить, что есть несколько правил определения. К ним относятся:
1. Определение должно быть соразмерным.
2.Определение не должно содержать «порочного» круга, т.е.недопустимо определять понятие через само себя или определять его через такое другое понятие, которое само в свою очередь определяется через него.
3.Оределение должно быть четким и ясным.
4.Недопустима подмена определений метафорами и сравнениями.
Упражнение4. 1.
Предлагаю детям следующее задание:
Представьте себе, что на нашу планету прилетели инопланетяне, которые многие предметы увидели здесь впервые. Попробуй рассказать им, как можно короче что это такое:
Груша, стул, машина, шариковая ручка, газета, мальчик, добрый, спокойный.
Самолет, мяч, одеяло, снег, друг, листок, стекло, бежать.
Лимон, чемодан, ключ, шкаф, компьютер,
(Например: шкаф - это предмет мебели, в котором хранят вещи, например, книги, одежду)
Упражнение 4.2.
Важным средством развития умения давать определение понятиям у младших школьников являются обычные загадки. Такими они становятся тогда. Когда учитель смотрит на них не просто как на забаву, а как на серьезное задание. Отгадка загадки - это её определяемая часть, а формулировка-это вторая половина определения, её определяющая часть.

Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)

Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (ландыш)

Очень много силы в нём,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (слон)

Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
Музыканта звать?... (сверчок)

Упражнение4. 3.
Игра «Трудные слова»
Учитель предлагает разделиться детям на несколько групп. Каждой подгруппе дается задание придумать несколько «трудных слов». Слова должны быть необычными, незнакомыми. Затем дети предлагают друг - другу объяснить значение этих слов. На обдумывание дается несколько секунд. За каждый правильный ответ дается один балл.

Упражнение 4.4.
Игра «Причины и следствия»
Учитель предлагает детям столбик слов, предлагая разбить их на два столбика:
Причина: Следствие:
Небо темное, скоро пойдет дождь.
Мороз, снег, зима.
Хорошее настроение, пятерка.
Дождь, холод, плащ.
Опадают листья, осень.
Кто много читает - тот много знает.
Катя много читает.
Значит, она много знает.

Упражнения на развитие внимания наблюдательности

Упражнение5. 1.
Ддетям рассмотреть какой-либо предмет, например, игрушку.
Затем этот предмет убирается. Ребёнку надо вспомнить и назвать все детали предмета. Затем предмет рассматривается вновь, и отмечается, что назвали, а что нет.
Следующий этап – нарисуем изученную вещь по памяти. Это упражнение надо повторять периодически, меняя предмет для наблюдения.

Упражнение5. 2.
Задание «Парные картинки, содержащие различия» способствует развитию внимания и наблюдательности. Учитель предлагает детям найти два одинаковых изображения. Вариантов может быть множество.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Упражнение 5. 3.

Задание « Найди отличия» требует аналитического мышления. Надо найти различия на иллюстрациях. Можно усложнить это задание, дав время на изучение иллюстраций, а потом учитель закрывает изображение, дети должны самостоятельно назвать различия:



Упражнение5. 4.
Задание «Найди ошибки художника» дают хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы с намеренно сделанными ошибками.




Упражнение 5.5.
Задание по формированию умения находить в сложных предметах простые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, конус и т.д.)





Упражнение5. 6.
Задание «Заполни таблицу»
Учитель предлагает детям заполнить таблицу, представив, как будут выглядеть предметы сверху, слева, справа.











Сверху







Слева







Справа






Упражнение 5. 7.

Задание «Опиши предмет»
Учитель предлагает детям во время прогулки или экскурсии найти интересные на их взгляд предметы (листья, ракушки, камешки, перья, раковины и т.д.). дети должны подумать, на что похож каждый предмет, и описать его как можно подробнее.
Упражнение 5. 8.
Учитель предлагает детям найти несколько осенних листьев и разбить их на группы по схожести формы: треугольные, овальные, квадратные
Упражнение5. 9.
Задание «Нарисуй портрет»
Учитель предлагает детям пронаблюдать за поведением людей и дорисовать на схемах лица разных людей.




Добрый Глупый Весёлый Серьезный


Упражнение 5.10.
Задание «Самый внимательный»
Учитель предлагает детям посмотреть на картинку, затем картинка убирается, и дети должны ответить на вопросы:
- Какая ягода нарисована на картинке? - Какого цвета шорты у зайца?
- Кто держит в руках медведь? - Что в лапах у лисицы?
- Сколько грибов ты заметил? Какое время года на картинке?


.
Упражнения, направленные на развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Упражнение 6.1.
«Проверь правильность суждения»
Суждения могут быть разные:
1)Саша в желтой майке.
Вот мальчик в желтой майке.
Следовательно, он – Саша.
2)Все русские люди говорят по-русски.
Майкл говорит по-русски.
Значит, Майкл-русский.
3)Пингвины живут на Южном полюсе.
Наташа увидела пингвина.
Следовательно, Наташа – на Южном полюсе.
4)Все, кто летает - птица.
Самолёт летает.
Значит, самолёт-птица.
Упражнение 6. 2.
Задание «Найди ошибки», способствует развитию исследовательских умений учащихся.
Учитель читает отрывок из стихотворения, в которых допущены авторские ошибки (а может, быть – и нет). Учащиеся должны найти и исправить ошибку. Данное задание можно предложить учащимся 4 класса.
А.Н.Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой.(Ошибка: ласточка- насекомоядная птица, зерна не ест, в природе сначала блестит солнышко, а потом зреет травка.)
В.А.Жуковский
Где же ты, птаха!
Где ты, певичка!
В дальнем краю
Гнёздышко вьёшь ты.
Там и поёшь ты песню свою. (Ошибка: перелётные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на родине, в теплых странах они спасаются от холодной зимы)
С.Я.Маршак
А эта веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, который построил Джек.(Ошибка: синица питается насекомыми, но даже в стужу, при отсутствии насекомых клюет семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы)

И.А.Крылов
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза. (Ошибка: стрекоза не поёт, а ее полёт можно сравнить с пляской)
М.Ю.Лермонтов
«Терек прыгает, как львица с косматой гривой на хребте» ( Ошибка: грива бывает только у самцов львов)

Развитие умений и навыков экспериментирования
Эксперимент – важнейший из методов исследования, используемый практически во всех науках. Эксперимент предполагает воздействие человека на предмет исследования. Эксперимент проводят как в лабораторных условиях, так и в естественных. Любой эксперимент проводят с целью проверки и сравнения. Надо отметить, что эксперимент можно провести и мысленно, в уме.
Упражнение 7. 1.
Учитель предлагает детям провести мысленный эксперимент. Данные эксперименты предложил английский психолог, специалист в области обучения одаренных детей Джоан Фримен:
- Что можно сделать из куска бумаги?
- Что будет, если все станут выше ростом?
- Что нужно сделать для того, чтобы накормить все человечество?
Предлагаю ёще несколько задач подобного рода:
- Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?
- Что надо сделать, что бы было меньше мусора?
- Что будет, если люди научатся читать мысли других людей?
Предложите детям провести мысленный эксперимент с подброшенными вверх листом бумаги и камешком. Что быстрее упадет на землю?
Упражнение7. 2.
Можно предложить детям более сложный эксперимент. Читаю детям неоконченный рассказ.
Ребята купили учительнице в подарок красивую вазу. Все дети с восхищением смотрели на вазу. Саша взял её в руки. Вдруг ваза упала на пол и разбилась.
Представьте, что вы стояли рядом. Что бы вы сказали?
Представьте, что вы учительница, которой вы должны были подарить вазу. Что бы она сказала?
Представьте, что бы сказали родители, которые давали деньги на вазу.
Что сказал бы Саша?
Самые интересные эксперименты - это, конечно, реальные опыты с реальными предметами. Это могут быть разнообразные опыты, которые мы проводим на уроках, во время внеклассных занятий по предмету. Дети сами в состоянии провести небольшие опыты, сделать вывод.





Литература

Аркадьева А. В. Исследовательская деятельность младших школьников Начальная школа плюс До и После – 2005 г. - №2
http://www.school2100.ru/upload/iblock/f59/f5990ece3b5d0bead98ff24f27a3e563.pdf

2. Каравей Т. Н. и др. Младшие школьники проводят исследования.
http://pedlib.ru/Books/7/0094/7_0094-1.shtml

3. Леонтович А. В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Начальная школа плюс До и После – 2005 г - № 1

4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
http://pedlib.ru/Books/7/0094/7_0094-1.shtml