Организационный момент начала урока

Назарова Т.С.

Содержание и методика проведения организационного момента

Урок это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов).
Количество, содержание и последовательность структурных элементов урока преподаватель определяет в зависимости от его цели, исходного уровня знаний и умений учащихся, конкретных условий проведения.
Организационная часть.  Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока. 
Основная ее задача - приведение группы в "рабочее состояние": проверка наличия учащихся на уроке, их внешнего вида, готовности рабочих мест учащихся, создание в группе деловой обстановки. Основной недостаток этого этапа - непроизводительные затраты времени. Для успешного проведения организационной части урока целесообразно сделать процедуру начала урока традиционной: приход учащихся в кабинет за 2-3
·мин до звонка, четкий доклад старосты группы о наличии учащихся, заблаговременное размещение на столах учащихся необходимой учебной документации, подготовка классной доски, проекционной аппаратуры. Такая организация первого этапа урока помогает рациональному использованию учебного времени, создает хороший настрой в группе.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ВКЛЮЧАЕТ:
предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);
готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, состояние классной доски, мел, освещение;
мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);
актуализацию знаний учащихся.
Цели данного этапа:
психологический настрой учащихся;
обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Психологический настрой - эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.
15