Презентация по теме СПП с придаточными изъяснительными


Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным Лингвистическая разминка В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.2
СтенатьНамерениеДочистаСногсшибательныйплакатьПлан, желаниеполностьюпоразительный



Среди предложений 1-5 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений. (1) Кажется, шепчут колосья друг другу . (2) Правда, и этим летом люди ощущали не такое уж далекое дыхание той памятной осени и зимы. (3) Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (4) Ему почему-то пришло в голову, что в течение лета он может привязаться к этому слабому, многоречивому существу, увлечься и влюбиться. (5) «Вы, может, подумали, что уж я у вас денег прошу!» – сказал таинственный господин. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (1) Но, умирая каждую секунду, мы были бессмертны, как боги.(2) И снова взревел мощный поток человеческих тел всей своей силой ударил о стену. (3) И снова отхлынул, и так много, много раз, пока не наступила усталость, и мёртвый сон, и тишина. (4) А я, прокажённый, был у самой стены и видел, что начинает шататься она, гордая царица, и ужас падения судорогой пробегает по её камням. (5) – Она падает! - закричал я. Страшно было думать о том, что этим людям сегодня предстоит участвовать в сражении, в котором многие найдут себе смерть. Он (сорочинский заседатель) знал наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке. И с первых же шагов всем стало ясно, что бежать взводами в таком непрореженном дубняке, среди которого часты были невыкорчеванные пни, было невозможно. Андрей знал, что жить ему осталось мало и что настал последний час его испытаний. Ежели бы Элен не выбежала из комнаты, бог знает, что сделал бы Пьер. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчинённого предложения. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал — о чём?, жду — чего?Например: Ты говоришь (что?), что опять тёплой дождёмся весны. (А. Фет) Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов. Составим опорную схему СПП с придаточным изъяснительным[ ] , ( ).15 СЛ.+(УК.СЛ.)С.СЛОВА: ЧТО, КАК, КАК БУДТО …СОЮЗЫ: ЧТО, КАК, КУДА …ЧАСТИЦА ЛИх? КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ Присоединяются:1 союзами: что, чтобы, как, как будто, словно2.союзными словами(что, кто, какой, где, куда, как)3.частицей ЛИ16 Я считаю, что доброта, приветливость, милосердие делают человека красивым. Переделайте предложения в СППДревние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».Чайковский отмечал: «Вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых» Определите вид придаточных предложений по значениюОни ушли в комнату, откуда под аккомпанемент гитары звучала весёлая музыка. Моя подруга считает, что мне должен аккомпанировать Иван ПетровичВ конкурсе победила наша школа, потому что у нас был чудесный аккомпаниатор.

Тест Определите предложение с придаточным изъяснительным. А) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть. В) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры. С) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва. D) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым… Е) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок. Придаточные изъяснительные отвечают… А) на вопросы: где? куда? В) на вопросы: какой? какая? С) на падежные вопросы D) на вопросы: с какой целью? Е) на вопросы: почему? Определите предложение с придаточным изъяснительным. А) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат. В) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей. С) Я начал различать предметы, когда привык к полутьме. D) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости. Е) Настало время, когда я решил отправиться в путь Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова. А) Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом. В) Я видел, как она бежала. С) Говорили, будто его видели в городе. D) И послышалось мне, будто снег скрипит. Е) Непонятно, откуда берётся эта пыль. Определите предложение с придаточным изъяснительным: A) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого. B) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели. C) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли. D) А когда мы добрались до озера, совсем стемнело. E) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой. Определите предложение с придаточным изъяснительным. A) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым… В) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры. C) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть. D) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва. Е) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна «Корректор»Задание: найдите ошибки в построении текста и назовите исправленный вариант. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила. 2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно. 3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка.