Открытый урок по русскому языку на тему СПП с придаточными изъяснительными (9класс)







ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложноподчинённые предложения с
придаточными изъяснительными






Ф.И.О.
Сбродова Наталья Александровна

Место работы
МКОУ «Петуховская СОШ №1»»

Должность
учитель русского языка и литературы

Предмет
русский язык

Класс
9

Тема и номер урока в теме
Сложноподчинённые предложения. 4- ый урок

Базовый учебник
Русский язык. 9 класс. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская,А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.
Москва «Просвещение» 2011г.














Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными.

Задачи:
обучающие формирование умений:
находить придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
расставлять знаки препинания;
составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными
развивающие развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;
воспитательные воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.


Ход урока

Орг. момент. Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». На предыдущих уроках вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них. Мы узнали, на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению. А сегодня мы подробно остановимся на придаточных изъяснительных.
(Далее учитель знакомит учащихся с целями и задачами данного урока.)

Повторение изученного на прошлом уроке.
Задание 1: Запись предложений под диктовку и их анализ (определение главного и придаточного предложений, постановка вопроса (устно), выделение средств связи, определение синтаксической роли союзных слов), составление схем предложения.

Лес невысокой чертой виднелся на той стороне, откуда мы пришли вчера. (М. Пришвин)
От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. (К. Паустовский)
Место, куда вышли ребята под вечер, пользовалось в округе дурной славой.

Задание 2: Перестроить предложение с придаточным определительным в предложение с причастным оборотом и наоборот.
В воздухе чувствовался травяной запах, который плыл с полей. (В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей).
Горький запах полыни, смешанный с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе. (Горький запах полыни, который смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.)

Тест на повторение:
СПП состоит из главного и придаточного предложения. (ДА)
Придаточное предложение всегда стоит после главного. (НЕТ)
Части СПП соединяются между собой подчинительными
союзами или союзными словами. (ДА)
Части СПП равноправны. (НЕТ)
Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части
СПП, находятся в придаточной части предложения. (ДА, ВСЕГДА)
Придаточное предложение отделяется запятой от главного или выделяется запятыми. (ДА)
Придаточное предложение отвечает на вопрос: какой? (ДА)

Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель:
Вспомните второстепенные члены предложения?
На какой вопрос отвечает каждый из них?
Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.
Чтение параграфа 23.
Работа с таблицей
Отвечают на вопросы
Поясняют
Прикрепляются
Указательное слово в главном предложении

Падежные
Речь,
мысли,
чувства
При помощи союзов
ЧТО, КАК, БУДТО, ЧТОБЫ
При помощи союзных слов
При помощи частицы ЛИ употребленной в значении союза
ТО ТЕМ
ТОТ



Закрепление.
Запись предложений. Задание: Выделите грамматические основы. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.

Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.

( - = тем (, ( что)
Творчество предназначается для того, чтобы широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой.

( - = для того(, ( чтобы – и - =)

Физкультминутка.

Начинаем бег на месте.
Финиш метров через двести.
Хватит, хватит – прибежали
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели –
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Вдох, выдох.
Вдох, выдох.

Выполнение упражнений.

Упр. 117 (1,3,4 предл-е)

Я узнал, что до отъезда за границу Ася долго жила в деревне.

( - = (, ( что – =).

Посмотрите же, что вы наделали.

( = (, ( что – =).

Я понял, почему эта странная девочка меня привлекает.

( - = (, ( что – =).

3. Проверка изученного материала. (раздаточный материал)
- Знания о CПП с придаточными изъяснительными сейчас очень пригодятся при выполнении небольшой самостоятельной работы.
Задание: Выделите грамматические основы. В главном предложении отметьте поясняемое слово. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.
1)    Не откладывай назавтра то, что можешь сделать сегодня.

( = то (, ( что =). 
2) Художник видит то, чего не видят остальные.
[то], (чего).
3) За всё, что человек берёт, он платит собой.
[, (что),].
Итоги урока.
- Чему вы сегодня научились на уроке?
Комментированное выставление оценок.
Домашнее задание: стр. 74-77, упр. 122