Материал для проведения родительского собрания на тему :Как воспитать у ребенка любовь к чтению

Как воспитать у ребенка любовь к чтению.

Для успешного обучения ребенка по всем предметам большое значение имеет его умение читать и интерес к книге. Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения.
Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребенок не любит книгу. «Что надо сделать, чтобы ребенок полюбил чтение? – часто спрашивают они. Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них».
Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребенку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.
Большинство младших школьников любят читать. Но сами выбрать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Некоторые родители ошибочно думают, что любое чтение полезно, а другие считают, что за чтением детей должны следить учитель и библиотекарь, и роль родителей в этом деле невелика. Действительно, и учитель и библиотекарь следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Только совместные действия библиотекарей, учителей и родителей могут повлиять на правильное развитие детского чтения.
Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям?» Они имеются в каждой библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно-популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.
Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Поэтому целесообразно в основном придерживаться тех рекомендаций, которые даны в списках для чтения. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным, потому что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, характеристику героев, рассуждения автора.
Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.
Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетам вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.
Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.
Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе. Учащиеся 2-3 классов должны читать доступные для них книги по географии, естествознанию, технике.
Нельзя сказать, чтобы Володя не любил книги. Он может подолгу держать книгу в руках, рассматривать картинки, переворачивать страницы. Но сам читать не любит. «Папа, у меня интересная книга. Прочитай, пожалуйста»,– часто обращается он к отцу. Папа берет книгу, читает. Прочитав главу, откладывает в сторону: «Читай дальше сам».
Володе интересно, что будет в следующей главе. Он берется за книгу, но самому читать трудно: слова не складываются в предложения так быстро, как у папы. Володя перескакивает через несколько строчек, поэтому не все понятно. Некоторые слова он читает неправильно, из-за этого искажается смысл написанного. Помучившись немного, Володя идет к бабушке, маме или старшей сестре: «Прочитай книжку».
Иногда кто-нибудь сжалится, почитает Володе. И так повторяется почти каждый день. Володя не любит читать самостоятельно потому, что сам процесс чтения для него труден. Книги серьезные и интересные для его возраста он читает с трудом, а книги более легкие для самостоятельного чтения уже не так интересны для него по содержанию.
Родители должны помочь ребенку развивать технику чтения. Для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения.
Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книжки были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребенка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательным к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объему, чтобы ребенок смог быстро прочитать их. Если родители затрудняются в выборе книги, не знают, какую книгу купить, надо посоветоваться с учителем или библиотекарем.
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает у детей интерес к книге.
Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать.
Следующую книгу можно начать читать также. Постепенно ребенок приобретает вкус к самостоятельному чтению. Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какой-либо книги. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что потом было?» В ответ надо дать книгу: «Вот прочти. Ты здесь узнаешь о многом очень интересном».
Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то конечно, приохотить ребят к чтению бывает труднее.
Как ребенок должен читать книгу? Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводятся фамилия автора, художника, сделавшего рисунки к книге, издательство и год издания. Дети, как правило, не обращают внимания и не стараются запоминать эти данные о книге. «Я забыл, кто написал книгу», «А зачем запоминать, кто написал книгу, ведь про что написано, я помню», «Я всех писателей путаю и никак не могу запомнить, кто написал какие книги», - нередко можно слышать от детей.
Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, чтобы они запоминали фамилии автора и художника и название книги. Полезно бывает перед началом чтения опросить у ребенка, какие книги этого автора он уже читал и что он знает о нем, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника – иллюстратора книги.
Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось?
Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети естественно, продолжают читать менее внимательно, пропускают целые куски или главы книги, а иногда просто оставляют ее. Родители внимательно должны следить за тем, чтобы у детей не появилась такая вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем они кончатся.
Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере, и в тропических странах, живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут люди в других странах.
Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Часто дети хотя и смотрят на картинки, но не всегда все видят в них. Поэтому большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребенок внимательно рассмотрел изображаемое. Что нарисовано на этой картине? Как зовут изображенных на ней действующих лиц? Что они делают? Хорошо ли поступают? Что выражают их лица?
Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребенок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделить главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям.
Если ребенок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?
Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребенка, всю ли книгу он прочитал? Все ли понял в ней? Правильно ли его мнение о поведении героев. Обычно в библиотеках задают такие вопросы. Это очень дисциплинирует детей, заставляет читать более внимательно. Ребенку 8 лет еще трудно написать отзыв о книге, поэтому надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному.
Детям 3 класса очень полезно посоветовать и помочь написать отзыв о прочитанной книге. Отзыв младшего школьника о книге не должен быть сложным по форме и содержанию. В большинстве случаев ребенок отвечает на вопросы: о ком или о чем написана книга? Что понравилось в книге и почему? Кто из героев особенно понравился? В отзыве обязательно указываются автор и название книги.
Очень хорошо, если в семье практикуются систематические совместные чтения книг вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.
Как вместе читать?
Прежде всего выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т.д. Чтение вслух – полезная тренировка для детей: Они привыкают читать выразительно, громко, четко.
Надо определить продолжительность чтения не больше 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.
Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильные мнения, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.
В семье воспитывается культура общения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из нее картинки и страницы. Особенно бережно надо относиться к библиотечной книге. Ее надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок.
Необходимо также приучить детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребенка, свет от нее не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении надо давать короткий отдых глазам через каждые 40-50 минут.

План беседы

Выбор книги для чтения.
Что делать, если ребенок не любит читать.
Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
Беседы с детьми о прочитанном.
Гигиена чтения.

Памятка
«Как вызвать у детей интерес к чтению»

Читайте не более 10-15 минут.
Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
Если ребенок устал, сделайте физкультурную паузу.
Не бойтесь хвалить ребенка.


«Как обсуждать с ребенком прочитанное?»

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное: Чем? Что нового узнал?
Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
Какие слова и выражения запомнились?
Чему научила книга?
Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.
15