Разработка открытого классного часа Как не любить нам эту землю…


МКОУ КГО «СОШ № 1 г. Теберды им. И. П. Крымшамхалова»





Открытый классный час
«Как не любить нам эту землю»


Ефименко Е. В.,
учителя русского языка и литературы,
классного руководителя 8 класса





2015 год
Ефименко Е. В.,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 8 класса
МКОУ КГО «СОШ № 1 г. Теберды
им. И. П. Крымшамхалова»
1 слайд

Открытый классный час «Как не любить нам эту землю»


2 слайд
Цель:
- развитие национального самопознания и гражданственности;
- формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;
- воспитание в себе высоких нравственных начал на примере
И. П. Крымшамхалова.

Ход классного часа

3 слайд
Учитель:
Во все времена и у всех народов под Родиной подразумевали не только территорию, но и людей, соотечественников. И Россия – это, прежде всего, ее народ.
Можно сказать и так: Родиной для российского гражданина является то, что связывает его со всем российским народом. Это территория, языки, общая история, народные традиции, законы, долг, семья, веротерпимость, здравомыслие, нравственность, достоинство, справедливость

4 слайд
Отечество - единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родился, где прошло детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества. У А. С. Пушкина есть такие слова: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Если все это присутствует в сознании человека, то у него возникает чувство Родины. Это чувство позволяет ему оставаться патриотом России не только во времена ее подъема, но и в трудные для его Родины годы.

5 слайд
Задание для учеников: Попытайтесь самостоятельно охарактеризовать человека, который обладает чувством Родины и является патриотом России. (Ответы детей)

Выразительное чтение стихотворения М. Пляцковского «Родина».

6 слайд
Ученик 1: Родина - мы произносим,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверно.
Чистая, прозрачная до дна.
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.

7 слайд
Родина - мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Это все, что мы зовем судьбой.

Ученик 2: Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое.
Голубые от луны стога.

8 слайд
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До Земли чуть-чуть не долетев.

Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.

9 слайд
Ученик 3: Это позабудется едва ли –
И навек останется святым
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим.
Учитель: Чье имя носит наша школа? (И. П. Крымшамхалова.)
Сегодня мы узнаем, как относился к Родине и что для нее сделал этот человек.

Демонстрируется I-й фрагмент фильма о И. П. Крымшамхалове.

10 слайд
Учитель: У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, - к отчему краю. Человеческие качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей, половина - от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.
Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство.
И как можно не любить родные края, если они просто родные, если всё вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: мамы, папы, дедушек, бабушек, братьев и сестер

Учитель: Назовите свою малую родину. (Теберда.)

Демонстрируется II-й фрагмент фильма о И. П. Крымшамхалове.

11 слайд
Задание для учеников: Как вы думаете, почему везде люди любят свою родину и гордятся ею, хотя приезжим она может казаться не очень привлекательной? (Ответы детей.)

12 слайд
Учитель: Можно ли не гордиться такой страной, как наша Россия?
Кто-то скажет, что можно: ведь бывшие россияне добровольно переселяются в Иорданию или даже Африку.
Да, сейчас у людей появился выбор: теперь можно жить там, где захочешь, - границы открыты. И кто-то выбирает для себя судьбу эмигранта. В толковом словаре вам нужно было посмотреть значение слова эмигрант.

13 слайд
Сообщение ученика: ЭМИГРА
·НТ, -а, м. Человек, переселившийся из своего отечества в другую страну, находящийся в эмиграции (в 1 знач.). Политический эмигрант. Итак, я тоже эмигрант, как Герцен, как Бакунин, как Огарев, как Лавров! Я тоже изгнанник из своей родины за гражданскую свободу, за республику. Морозов «Повести моей жизни». (Словарь русского языка в 4-х томах)

14 слайд
Задание для учеников: Эмигрантов иногда спрашивают: «Почему вы покинули Россию?» Некоторые отвечают пословицей: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». В чем, на ваш взгляд, смысл другой пословицы: «Где родился – там и пригодился»? (Ответы детей.)

15 слайд
Конкурс: Вспомните пословицы и поговорки о Родине, родном крае. (Ответы учеников.)
Возможные варианты:
- Всякая птица свое гнездо любит.
- Всякому мила своя сторона.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- Дома и стены помогают.
- Каждому свой край сладок.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Своя земля и в горести мила.

Учитель: Итак, вернемся к эмигрантам. Каждый из них обязательно сталкивается с одной проблемой. Это – ностальгия. В толковом словаре вам нужно было посмотреть значение слова «ностальгия».

16 слайд
Сообщение ученика: НОСТАЛЬГИ
·Я, -и, ж. Книжн. Тоска по родине, по родному дому. Под влиянием этих болезней и ностальгии, в то же время сильно заговорившей в нем, Глинка поспешил воротиться в Россию. Стасов «М. И. Глинка». В нашем Владивостоке среди чиновников и моряков нередко наблюдается ностальгия. Чехов «Остров Сахалин». (Словарь русского языка в 4-х томах).

Учитель: Ностальгия Так называют не утихающую ни на минуту тоску по Родине, по милой России.

17 слайд
Задание для учеников: За что люди любят свою Родину - Россию? (Ответы детей.)

Учитель: Просмотрев фрагмент фильма, мы узнаем, какой вклад внес И. П. Крымшамхалов в развитие своей Родины.

Демонстрируется III-й фрагмент фильма о И. П. Крымшамхалове.

18 слайд
Учитель: Разве можно выразить точными фразами то, что человек чувствует душой? Да, можно, особенно в стихах, – так легче. К ним потом часто подбирают музыку. И льются песни о России, в которых заключена душа ее народа.

Демонстрируется IV-й фрагмент фильма о И. П. Крымшамхалове.

19 слайд
Выразительное чтение стихотворения М. Ждангазиева «Я землю родную хочу обнять».
Ученик: Я землю родную хочу обнять,
Прижаться к ней горячей щекой,
Удары гулкого сердца унять
И погладить ее травинки рукой.
Я землю хочу целовать –
Священную землю моей страны,
Как сына целует седая мать,
Когда возвращается он с войны.
Я землю родную хочу целовать,
Как солнце целует ее поутру,
Как знамя целует солдат на ветру,
Давая клятву не отступать.

20 слайд
Задания для учеников:
- Почему любое место в России, где человек родился, навсегда привязывает его к себе?
- Почему вся огромная Россия является общей Родиной всех россиян?
- Кто такие эмигранты и почему они покидают Россию?
- Почему многих эмигрантов из России долго мучает ностальгия?
(Ответы детей.)

Демонстрируется V-й фрагмент фильма о И. П. Крымшамхалове.

21 слайд
Попытайтесь поспорить:
1. Говорят, что никакой любви к Родине не существует: человек просто привыкает к тому месту, где родился и вырос.
2. Всем ученикам, которые меньше трех раз в день кричат на каждом углу о том, что они любят Родину, нужно ставить двойки по литературе, истории и математике.

Учитель: Хотелось бы закончить наш классный час на поэтической ноте.

Выразительное чтение стихотворения А. Прокофьева.

22 слайд
Ученик: Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;

23 слайд
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!  
Итог:

24 слайд
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.

25 слайд
Всюду все в ее раздольях - наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,  
Чтобы вечно Родина цвела!


Picture 1115