Урок лимтературного чтения по теме В.Драгунский. Сверху вниз наискосок.

Урок литературного чтения.
Тема: В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок».
Цели урока: 1. Создание условий для восприятия и первичного осознания учащимися рассказа; осмысления связей и отношений между героями через выразительное чтение, инсценировку и работу над текстом.
2. Развитие навыка чтения через выборочное чтение, чтение по ролям; комуникативных способностей через работу в парах.
3. Воспитание личностных качеств учащихся через разгадывание «секрета» произведения.
Ход урока:
I Организационный момент.
Ребята, мы с вами продолжаем путешествовать по книге «Литературное чтение» и вновь распутываем тайны сюжета нового произведения. Но сначала повторим домашнее задание.
II Проверка выполнения домашнего задания.
Подготовка к основному этапу занятия.
Что готовили дома? (Э. Успенский «Разгром»)
Проверяю выразительное чтение, постарайтесь, чтобы герои у вас получились непохожие друг на друга. ( 3-4 ученика).
Что помогает маме «выстоять» при виде разгрома? (чувство юмора)
Сегодня мы познакомимся с новым произведением. С каким?
Можно ли, не читая произведения, предположить, что у него есть что-то общее со стихотворением Э. Успенского? (это юмористический рассказ)
Как вы догадались? (нам знаком автор, у него веселые рассказы)
Предположите по заголовку, о чем идет речь? Что можно делать сверху вниз, наискосок? (писать, рисовать, раскрашивать)
Прежде чем познакомиться с рассказом, давайте прочитаем пословицу.
Не место красит человека, а человек место.
Как понимаете смысл этой пословицы?
После чтения рассказа мы вернемся к пословице и подумаем, может ли она являться эпиграфом к рассказу?
Вспоминаем, что такое эпиграф?
Эпиграф – изречение перед началом произведения, настраивающее на него или выражающее его главную идею. («Литературное чтение» I часть)
III Усвоение навыков знаний и способов действий.
Чтение произведения учителем и хорошо читаемым учеником
Итак, исследователи, в путь! Чтобы разгадать «секрет» этого произведения нужно быть очень и очень внимательными.
IV Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и навыков действий.
Правы ли мы были, предположив, что Драгунский написал юмористический рассказ? Докажите!
Драгунский написал этот рассказ, чтобы нас с вами развеселить. Вот как мы дружно смеялись. (Нет, это произведение написано не просто для веселья, здесь есть «секрет»)
Этот «секрет» мы и попытаемся сегодня раскрыть.
Вернемся к пословице, является ли она ЭПИГРАФОМ к рассказу?
Автор размышляет о том, что есть такие профессии, они очень интересны и привлекательны для ребят, они доставляют одно удовольствие. Выполнять такую работу легко и приятно.
Какая профессия была интересна ребятам из рассказа Драгунского? (Маляр)
Докажите отрывком из текста, что профессия нравилась ребятам.
Выборочное чтение
*красиво одеты
*работали складно и аккуратно
Какое чувство испытывали ребята, когда однажды тетя Саня, тетя Раечка и тетя Нелли ушли обедать? (Любопытство) Почему?
Чтение отрывка по ролям
Показать голосом, что ребятам любопытно (стр. 72 – 73)
Ребятам хочется попробовать себя во взрослом деле и им это удалось.
Почему рассказ называется «Сверху вниз, наискосок»? (Название отражает направление движений в работе малярной кистью)

Физкультминутка:
Дети выполняют движения маляров: сверху вниз, наискосок.
Что покрасили юные маляры?
стену
Аленку
белье
дверь
управдома

·Ребята были очень довольны своей работой. Докажите это отрывком из текста.
* исчезли синяки
* «обновили» белье
* Аленка превратилась в настоящую «индейку»
Таким образом мы доказали, что работали маляры очень легко и всем было весело. (Нет, не всем, управдому было невесело.)
Докажите, что управдому было невесело. (стр. 75)
Почему остолбенел управдом Алексей Акимыч? (Он остолбенел от неожиданности)
Почему не отвел шланг с краской Денис? (Сначала он был в азарте, потом испугался и красил управдома по инерции)
Как вели себя Аленка и Мишка?
Почему?
Инсценировка:
Выбираем Аленку, Мишку, Дениску, управдома и изображаем их действия в то время, когда появился управдом.

Работа в парах:
Сейчас мы рассмотрим, как менялось состояние души героев в течение всего рассказа?
На доске и перед детьми карточки со словами:
ТРУДНО, ИНТЕРЕСНО, ПЛОХО, ХОРОШО, ГРУСТНО, СКУЧНО, ЛЮБОПЫТНО, ВЕСЕЛО, ОБИДНО, БЕЗРАЗЛИЧНО
Расставьте цифры 1, 2, 3 на карточках и покажите, как в течение рассказа менялось душевное состояние героев? (Самостоятельная работа в парах)
Проверяем. Приготовили ладошки, если согласны – хлопаем, если не согласны – топаем.
ИНТЕРЕСНО
ЛЮБОПЫТНО, ХОРОШО, ВЕСЕЛО
ГРУСТНО, ПЛОХО, ОБИДНО
У нас появился своеобразный план рассказа
Почему в конце рассказа героям стало плохо? (Героям стало плохо, так как их наказали)
Взрослые НЕСПРАВЕДЛИВО обидели ребят. Ребята просто хотели стать малярами, попробовать себя во взрослом деле. (Дети доказывают, что наказание было справедливым)
Переверните карточки. У нас появились буквы. Составьте из них слово. Это совет ребятам из рассказа.
Из букв дети составляют слово «УЧИТЬСЯ». Делаем вывод, что каждому делу надо учиться.
VI Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Итак, вернемся к пословице, является ли она эпиграфом к рассказу?
Да, является. Каждый человек должен делать свое дело. То, что он умеет, то, что ему хорошо удается. А каждому делу нужно УЧИТЬСЯ, чтобы про результат вашего труда не сказали:
И готово, да бестолково (пословица на доске)
Вы согласны с моим утверждением, что для того, чтобы стать маляром, Денису стоит только подрасти? (Нет, ему нужно еще учиться)
Какое из изученных стихотворных произведений, на ваш взгляд, подтверждает данный вывод. (стихотворение Р. Сефа «Странное дело»)
VII Информация о домашнем задании.
Ребята, в этом рассказе очень часто используется прямая речь. Если ее заменить речью рассказчика, будет так же смешно? (Нет, прямая речь здесь необходима, она передает индивидуальность, настроение и состояние героев.)
Предположите, над чем вам придется поработать дома? (Инсценировать данное произведение.)
Домашнее задание
1. Стр. 72-75 пересказ, подготовка к инсценировке.
2. Попробовать сформулировать «закон смешного»:
Смешно, когда
Над какими понятиями мы сегодня работали?
Эпиграф
Юмористический рассказ
Прямая речь ( вспомнили)
В чем «секрет» произведения?
Каждому делу нужно учиться.
Если делать любую работу с душой, она будет доставлять радость и тебе и окружающим.



15