Литературно-музыкальная композиция В синем небе солнце светит


Литературно-музыкальная композиция «В синем небе солнце светит»
Первый ведущий - Постольник Владислав
Второй ведущий - Никифорова Валерия
Третий ведущий – Соколова МиленаЧетвертый ведущий – Стадник Алексей
Пятый ведущий – Костина Диана
Чтецы – Якупова Розалия
Пупкевич Арина
Мкртчян Диана
Карпенко Анастасия
Ломоносов – Охрименко Дмитрий
Отец Ломоносова – Лазырин Юрий
Старушка – Алеева КаринаУчитель – Атаян Роберт
Лизхен – Дьяченко Анна
(участники - ученики 9-8 классов)
Авторы-составители:
Абдурахманова В.И.,
Виноградова Е.В.,
учителя русского языка и литературы
Лянтор 2017г.
Звучит песня А. Мосолова «Не было ветру».
Первый ведущий. Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела. Любо говорить о Ломоносове, и если я скажу звягливо и рогато, ты расскажи чиновно и с церемонией.
1 чтец - Якупова Розалия.
В синем небе солнце светит.
С неба чайка в воду метит.
К морю катится Двина,
- Величава и полна. А вокруг её просторы –
Богом данный колорит.
Славный город Холмогоры.
Там на острове стоит.
Необъятно велика Холмогорская лука.
А в луке-то холмогорской,
- Всё российской, не заморской,-
С незапамятных веков
Сорок с лишком островов,
А над ними - царь-душой–
Самый добрый и большой,
Лесов сосновые палаты –
На весь невиданный простор.
2 чтец – Пупкевич Арина
Там облака движенью внемлют
Священных рек, целебных вод.
И в эту сказочную землю
Река пленительно зовёт.
И не страшны с ней лихолетья.
Она - как сказка наяву.
Её щедротами столетья
Народы многие живут.
Она прекрасна и нетленна,
Сокровищ и щедрот полна.
Она - достоинство Вселенной, Отрада Севера - Двина.
Звучит фрагмент 1-ой части симфонии № 3 А. П. Бородина.
Первый ведущий. На реке Двине, на севере Российского государства стоял городок Холмогоры. Жили здесь рыбаки и торговцы, косторезы и солевары, охотники и смолокуры. Возле Холмогор было несколько островов, самый крупный из них назывался Великим. Он и впрямь был велик: целые деревни умещались на нём. Осенью 1711 года у одного из рыбаков этого острова Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло. Мальчик рос здоровым и крепким. Бегал в догонялки с другими ребятишками, а то брал лукошко - и в лес по грибы да по ягоды. Он очень любил слушать рассказы да всякие небылицы о своём милом Севере.
Сценка. На скамейке у дома сидят ребята и старушка (сказительница небылиц).
Старушка: И ещё одно диво-предивное водится, Михайло, в море - океане. То не морж, не кот морской, нет у него имени. Ох-ох-ох! Голова петушья, тело змеиное, хвост рыбий, самоцветами переливается. Кто повстречает его - не доплывёт до берега. Михайло: А кто сказал про петушью морду…раз до берега не доплыл?
Старушка растерянно замолкает.
Старушка: В самом деле, мальчонке всего шесть лет недавно исполнилось, а вот ведь какой смышлёныш! И в кого такой: мать - тихая, отец - тоже молчок. В отцова дядю, должно, в двинского старосту Луку Ломоносова: тот, говорят, проныр (она ласково треплет малыша по щеке).
Ведущий. Пока жива была маменька-потаковщица, со слезами покидал родной дом. С годами "маменькинзапазушник" втянулся в морскую жизнь. Его уму, острому, живому, пытливому, всё ему казалось чудным и дивным. Сколько спит, столько и молчит. Сценка (Михайло и отец)
Михайло: Татка, у солнца свет самородный?
Отец: На солнце риза царская и корона. То и светит.
Михайло: А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские…
Отец: Ну да! Звезда бы на Холмогоры пала, весь бы город покрыла!
Михайло: А молния?
Отец: Это бог тянет лук крепко и стреляет метко. Где увидишь дерево или камень, грозой обожжённые, там в песках стрелку ищи.
Михайло: А край земли близко? А почто немцы говорят несходно с нами?
Отец: Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен!
Ведущий. Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне… Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые лодьи идут в море. Многопарусная "Чайка" Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната - нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет.
Михайло: До свиданья, дожидаться недосуг!
Сценка (Михайло и отец)
Первый ведущий. Михайле исполнилось 19 лет. Управя морские промыслы, осенью 1730 года он упал отцу в ноги.
Михайло: Государь мой тятенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться! У отца сердце озябло и ноги задрожали.
Отец: Люди меня давно ума доводили и мне говорили: сын взгляду отцова должен бояться, от взгляда с ног падать, а у вас-де с сыном дружба – приятство… Добра-де не жди. Так и вышло: думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.
Михайло: Тятенька! Неужели ты позволишь детищу своему быть врагом, нежели другом?
Отец: Как это враг? Для кого я потом кровавым дом и всё богатство наживал? Для тебя! Кому оставлю? Тебе, Миша! Погляди-ко руки отцовы… как крюки! Сколько я на веку работы унёс! Ужели отцовы труды под ноги бросишь?
Михайло: Тятенька, Василий Дорофеевич! Я с Божьей помощью вознамерился шире да выше свой жизненный полёт управить… Тятенька, государь, благослови в Москву учиться…
Второй ведущий. Той же зимой Михайло ушёл из дому. Мимо шёл на Москву рыбный обоз. Миша и ушёл с обозом. Снёс на себе шубу, да кафтан, да три рубля денег. Буря – непогодушка унесла его с родной сторонушки. В архиве холмогорского воеводы сохранился документ: "7 декабря 1730 года с дозволенья отца своего отпущен к Москве Михайло Васильевич сын Ломоносов. О чём выдан ему паспорт".
Третий ведущий. С помощью обозников Михайло отыскал в Москве рыбного старосту, холмогорца. Земляк, выслушав юношу, умилился и прослезился.
Второй ведущий. Неслыханно! Отрок из одной токмо жажды знаний, презирая тысячи препятствий, за тысячу вёрст бежит в Москву учиться! Удивился и отец архимандрит, ректор Академии.
Первый ведущий. Преудивлённо! У нас ребята от ученья, как от заразы бегают. Дубьём не можем приневолить, а этот ради наук с Белого моря прибежал!
Второй ведущий.Принятый в "Спасские школы", как называли в Москве Академию, Михайло ног под собой не чуял от радости. Ежели по доме какая слеза катилась, то назад воротилась. Но когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:
Сценка (Михайло и ученики)
Первый: Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!
Второй: Ну и здоровый!
Третий: Дядь, достань воробушка! Михайло приподнял одного из них за шиворот и, стараясь быть серьёзным, сказал: Что с тобой делать? На крышу забросить?
Первый: Больше над ним не смеялись, а как стал отвечать, на него будто на чудо стали смотреть.
Второй: Да он лучше учителей всё знает!
Третий: Посмотри, как он говорит!
Второй ведущий. Прошло полгода, и Ломоносова, как очень способного, перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже так постиг латынь, что стал писать на этом языке стихи.
Третий ведущий. Между тем житьё – бытьё в школе было скудное и суровое. Пища грубая, посты строгие: кроме хлеба, звено рыбы, чаша квасу. А дома у отца нищим пирогами подавали. Холмогорцы – обозники ежегодно привозили письма от отца: "Воротись, дитя! Я остарел… на кого брошу дом и промыслы, нажитые потом кровавым… Воротись, дитя! Лучшие люди отдадут за тебя своих дочерей…"
Звучит хор "Проводы Масленицы" из оперы "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова.
Четвертый ведущий.
Улица. Слышны голоса: - А вот студень! Кому студень? Отведайте, добрые люди! - Блины, блины! Во, какой ширины! - Вот солёные огурцы! Налетайте, молодцы! Михайло с ребятами стоит, глотая слюнки. К нему обращается торговец.
- Что смотришь? Хочешь? Перепиши письмо – дам кусок пирога. А мне перепишешь – тарелку щей налью или ухой угощу.
Третий ведущий. Михайло, чтобы утолить голод, часто переписывал письма для торговцев. Если выдавался часок, другой, он уходил в библиотеку.
Второй ведущий. Конечно, пытливый и живой ум везде находил себе пищу. (Библиотекарь и ключ дал ревностному любителю наук). Начитаешься, дак закрой! А я ужинать и спать.
Сценка (учитель, школьники, Михайло)
Четвертый ведущий. Однажды произошёл такой случай. Крайский (преподаватель риторики) спросил Ломоносова, и тот, как всегда, отвечал без запинки, но вдруг умолк.
Учитель: Дальше…
Михайло: Дальше я не читал. Не успел.
Учитель (строго): Почему?
Михайло: Много дров завезли хозяева. Поколоть всё было велено. (Слышен смех учеников)
Учитель (обращается к другому ученику): Ты читал, отвечай дальше!
Смешливый школяр говорит сбивчиво, путается.
Учитель: Хватит, не тебе смеяться над Ломоносовым. И помните: лучше прочесть немного со вниманием и пользой, чем много, но бегло и бесполезно. А ты, Ломоносов, расскажи нам про свой север.
Михайло: Был Пётр в Холмогорах и на Великом Острове. Вот это царь! Всё умел - и полки водить, и корабли строить, и в науках преуспевал. Сколь много сил и разума вмещалось в одном человеке!
Учитель: Молодец, Ломоносов! А чём ты ещё можешь рассказать? Про мамкины пироги да про кисель?
Пятый ведущий. Сытой, богатой жизнью соблазнял отец, а сын, хотя и хлеба к ужину не оставалось, наук не бросил. Ещё пасмурно, неясно, неустроенно было всё вокруг, но в туманных далях житейского моря ярко и призывно светил свет науки. Туда, не оглядываясь, направлял Михайло корабль своей жизни. Однажды, положив иссохшую десницу на Михайлины соломенные кудри, сказал: "Преуспевай, остроумец, я на тебя надеюсь!"
Звучит кант « Радуйся Росской Земле»
Третий ведущий. Когда Михайло учился в последнем классе, из столицы пришла в "Спасские школы" бумага. Было велено отобрать из учеников 20 человек " в науках достойных" и отправить их в Петербург, в Академию наук. Первым назвали Ломоносова.
3 чтец:
Строптивый сын Архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкостью монахов удивлял?
В неё вошёл, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
Звучит фрагмент 1-ой части "Браденбургского концерта" № 2 И.С. Баха.
Третий ведущий.
Пословица говорит: "Не родись умён, а родись счастлив". Видно, Михайлушко родился и умён, и счастлив. Уж несколько лет правительство отыскивало знающих людей для научной экспедиции в Сибирь. Не было химика, понимающего горное дело. Единственный знаток горного дела, профессор Генкель, в Германии, посоветовал: "Не волочите дело, искавши. А пошлите ко мне студента посмышлёнее. Я обучу его горному делу и металлургии. То вам своё добро – дома".
Четвертый ведущий. Михайла Ломоносова из смышлёных не выкинешь. Он и поплыл за границу. Что там поплыл – на крыльях полетел! Это случилось в 1736 году.
Звучит фрагмент из "Елизаветинской серенады" Бинге.

Второй ведущий. В науках Михайло был первый, да и в проказах не последний. Шуточки шутил негоразды: как–то в праздник, в базарный день, выполз он из-под церкви на площадь, накрывшись гробовою крышкой. Народишко в реку стал бросаться. Вся затея оказалась ломоносовская. Но консультировал целый факультет.
Сценка (Михайло и Лизхен)
Пятый ведущий. Иногда наш проказник вспоминал отца, родину. Тогда шёл в тихий домик Цильха. Старик, если не заседал в ратуше, клевал носом в кресле над Библией. Дочка Лизхен вязала, шила, гладила, крахмалила. Михайло помолчит да и спросит.
Михайло: Для чего гладите белые платочки?
Лизхен: Я утираю ими слёзы радости, когда слышу об успехах господина Ломоносова в науках, и плачу от горя, когда слышу о его поведении.
Звучит фрагмент "Прибытие царицы Савской" из оратории "Соломон" Г. Ф. Генделя.
Пятый ведущий. Знаменитый физик Вольф писал: "Я любил видеть в лектории этот высокий лоб, этот взгляд, сверкающий разумом. Но, ах! Как часто этот лоб украшается зловещею шишкой и фонарь под глазом светит ярче "сияния ума".Когда опостылела Германия, Ломоносов вновь вспомнил старого Цильха и Лизхен и сердце согрелось: "Вот кто меня жалеет…". Явился в Марбург, как майский день. Оказалось, Лизхен плакала не над горсточкой – над пригоршней: у неё умер отец. Михайло Васильевич осушил ей слёзы.

Михайло: Лиза, пошла бы ты за меня?
Лизхен: Кроме тебя, у меня никого не осталось…
Михайло: Лизхен, вот мы пообещались жить вместе и умереть вместе, но я в Германии гнезда вить не буду. Я в России родился, там и пригодился.
Звучит фрагмент увертюры из оперы "Руслан и Людмила" М.И. Глинки. Ведущий.
По возвращении на Родину Ломоносову дали чин и должность при Академии наук. На заседании он говорил:
Михайло Ломоносов: Вот я расправлю крылья на своей Родине. Академия моя, ты даёшь мне крылья! Изволяю до последнего вздоха послужить отчизне разумом и знаньями моими. Академия моя! Блаженна ты, ежели во мраке невежества вознесёшь светоч разума, ежели в сердцах россиян разбудишь любовь к наукам!
Звучит марш из оперы "Млада" Н. А. Римского- Корсакова.
Пятый ведущий. Ломоносов с малых лет бился и изнемогал, чтобы отцу и всем старшим доказать, что науки нужны и полезны. Теперь Ломоносов – член Академии наук. Теперь не отцу, не мачехе, а всему русскому народу он должен и может показать надобность образования.
1 чтец: Одним из славных деяний Ломоносова было основание и устройство университета в Москве: "Я сие великое училище задумал и обдумал, охлопотал, выносил его и породил; горячими слезами воспитал и жить пустил, и за гробом стану о нём бога молить…"
2 чтец: Ломоносов и план чертил, и кирпич сортовал, и за кладкой следил, создал образцовый университетский устав, излюбовал и избрал профессоров, экзаменовал студентов. Для подготовки юношества устроил две гимназии.
3 чтец: При университете Ломоносов устроил физическую и химическую лаборатории. Не было приборов, не было посуды для опытов по химии, физике. И схлопотал и учредил стекольный завод. При заводе была особая мастерская, где Михайло Васильевич сам выдувал колбы и шлифовал оптическое стекло.
4 чтец: С помощью изобретённых им приборов для наблюдений за звёздным небом Ломоносов установил, что планета Венера окружена слоем воздуха, имеет атмосферу.
1чтец: При своём доме учёный устроил кабинет для электрических опытов. Эту силу природы тогда впервые стали начали серьёзно изучать. Михайла Васильевича однажды чуть не убило грозовым разрядом. Своему покровителю графу Шувалову он пишет: "За диво почтите, ваше сиятельство, моё письмо. Жив остался дивом, а товарищ мой Рихман тою же грозовою силою убит. У меня жена зашумела, что – де шти стынут, и я пошёл обедать. Рихман умер прекрасною смертью за науку, на своём посту. Ходатайствую перед государыней о помощи семье Рихмана, чтобы и сын его вырос таким же наук любителем, каков был его отец".
2 чтец: Ломоносов учреждает мозаичную мастерскую. Лучшая его работа "Полтавская баталия" - картина из цветного стекла на медном листе во всю стену. Рисунок и колорит ломоносовских мозаик доказывают, что великий учёный был и художником с большим вкусом.
3 чтец: По монастырским книгохранилищам разыскивал древнерусские летописи. По ним составили "Историю Российскую".
4 чтец: В области литературы Ломоносов знаменит не только торжественными одами и стихами. Великий учёный не раз бросал свою лабораторию, прерывал лекции и шёл сочинять куплеты. Он шутил над собой:
Михайло Ломоносов: У физики с химией Пот проливаю. А за вирши, за басни Хвалы пожинаю…
Пятый ведущий. Известны его стихи, сложенные ещё в Московской Академии…
Михайло Ломоносов:
Услыхали мухи
Медовые духи. Прилетевши, сели. В радости запели.
Егда стали ясти,
Попали в напасти, Увязли бо ноги,
Ах, плачут убоги.
Мёду полизали,
А сами пропали.
Четвертый ведущий. Ломоносов явился первым преобразователем русского литературного языка. Он составил грамматику языка русского. Народный язык получил достойную честь и самостоятельность.
1 чтец: Михаил Васильевич Ломоносов восхищался явлениями природы как поэт и вникал в них как учёный:
Лице своё скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы чёрна тень, Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна, звёзд полна:
Звездам числа нет, бездне дна!
Пятый ведущий. Горячечность, страстность, вспыльчивость, готовность ежечастно умереть за правду, праведный гнев, движимый на всех, кто мешает и не радеет об умножении наук в России,- эти свойства Ломоносова и врагов ему создавали и ярость поддерживали.
Однако гений архангельского мужика сиял столь светло, что загородить этот свет уже было не под силу никому.
Друзья говорили: - Михайло Васильевич, в твоём лице русский народ вперёд пошёл.
- Академия - что квашня на холоду стояла.
- Тебя бог послал, будто дрожжи добрые.
- Тесто науки российской кряду поднялось.
- Ломоносовской закваски хватит на внуков и на правнуков.
Звучит фрагмент 3-ей части из концерта № 3 А. Корелли.
Четвертый ведущий. Михайло Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и 4 апреля умер. Перед смертью он разговаривал со своим другом Штелиным.
Михайло Ломоносов: Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить всё, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети Отечества вспомнят обо мне и пожалеют.
Звучит фрагмент 1-ой части из симфонии № 3 А. П. Бородина.
1 чтец: Люблю бывать на родине твоей,
Хоть знаю, нет ни дома, ни притвора,
Где, неприметный средь других детей,
Ты подрастал в большом селе поморов.
Что о тебе напомнит здесь? Леса,
Шумящие; как в давние те годы, Или ветров студёных голоса, Или Двины медлительные воды?
Иль пруд, твоим оставленный отцом,
Иль монастырь, прибежище убогих?
2 чтец
А может, холмогорская дорога,
Что привела в Москву в конце концов?
Люблю бывать на родине твоей,
Где памятник у школы деревянной,
Где детвора хлопочет неустанно
И познаёт премудрость букварей.
Ведь ты для них давно легендой стал,
Примером неустанного раденья…,
И мне не раз твои стихотворенья
Учитель школьный наизусть читал.